Кружок по ниткографии в подготовительной группе Сказочная нить


Пояснительная записка
Всем педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста, очень хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться его речь. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики. Это рисование (мелки, карандаши, краски), лепка, работа с ножницами, которая требует точности движений и силы, всевозможные мелкие конструкторы, мозаики, игрушки, штриховки, обводки. Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики детей можно считать метод ниткография.
Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т.е. «рисование» с помощью нити.
Корни ниткографии можно обнаружить у народа Уичоли. С древних времен индейский народ уичоли, проживающий в центральной Мексике, изготавливает своеобразные картины из пряжи, называемые nierika. Также широко известны своеобразные картины уичоли, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи. Традиционно они представляют собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторон смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивают разноцветные шерстяные нити. Согласно повериям, дощечки с такими картинами являются проводниками в мир духов.
«Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми», по сравнению с обычным контурным изображением. Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются, у них появляется интерес к рисованию. Работа требует усидчивости, кропотливости. У детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити.
Характеристика ожидаемых результатов.
Должны иметь представление:
Что такое ниткография;
Историю возникновения ниткографии;
Должны уметь:
Подбирать нити нужного цвета;
Применять на практике теоретические знания метода ниткографии;
Анализировать образец, анализировать свою работу;
Составлять композицию на листе бумаги;
Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить рисунок.
Должны овладеть навыками:
Выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т.е. «рисование» с помощью нити.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Каждое занятие включает мотивацию, художественное слово, пальчиковую гимнастику, физкультминутку.
Возраст: 6-7 лет.
Продолжительность занятий: 30 минут (2 раза в неделю).
Количество детей в одной подгруппе: 10

КРУЖОК ПО НИТКОГРАФИИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ « КАПЕЛЬКИ »

« СКАЗОЧНАЯ НИТЬ »


Вторник: 15-15 - 15-45 Руководитель Четверг : 15-15 - 15-45 Турченко О.В


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .
Г. Бекотова « Ниткография для детей»
Г. Логвинова «Ниткография или изонить?»
Цель : способствовать развитию и обогащению творческих способностей детей через необычные и новые для ребёнка формы работы. Познакомить детей с новым материалом рисования – нитью с её разновидностями, разными методами и приёмами («жгутики», «шарики», «пучки», «ломтики») использования в работе. Воспитывать трудолюбие, терпение.
Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач:
• совершенствовать зрительное восприятие детей;
• развивать зрительно-моторную координацию;
• формировать плавность, ритмичность и точность движений;
• подготавливать руку ребенка к письму.
Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различные формы : традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы .Тематический план.
СЕНТЯБРЬ.
1.Вводное занятие.
Знакомство с техникой Ниткография. Беседа по охране труда. Правила поведения, правила пользования материалами. Выкладывание простых узоров на бархатной бумаге.
2. Тема «Осень».
Беседа о приметах осени. Дидактическая игра и упражнения: «Назови время года». Практическая работа.
3.Осенний листочек. Тема «Деревья»
Рассматривание осенних деревьев. Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Картинки осени». Развитие связной речи: составление рассказа «Осень». Практическая работа.
ОКТЯБРЬ.
1. Осенний урожай. Тема «Фрукты»
Рассказ педагога. Дидактические игры и упражнения: «Овощ или фрукт?», «Что у кого?», «Договори предложение». Сенсорное развитие: «Посчитай фрукты». Практическая работа.
2.Осенний урожай. Тема «Овощи»
Рассказ педагога. Дидактические игры и упражнения: «Овощ или фрукт?», «Что у кого?», «Договори предложение». Сенсорное развитие: «Посчитай овощи». Практическая работа.
3. Тема «Игрушки»
Рассказ педагога. Дидактические игры и упражнения: «Что делают игрушки?», «Назови картинки», «Игрушки спрятались», «Игрушки-малютки». Практическая работа «Неваляшка» из веревочки.
НОЯБРЬ.
1. Тема «Перелетные птицы» . Лебедь.
Беседа о перелетных птицах. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Угадай птицу по описанию», «Какой птички не стало?». Практическая работа.
2. Тема «Домашние животные»
Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Кто это?», «Выбери картинку!». Сенсорное развитие «Обведи пальчиком!». Практическая работа.
3. Тема «Дикие животные». Ежик.
Рассказ педагога. «»Где живут звери?», «Кому это нужно?». Сенсорное развитие: «Длинный или короткий?». Практическая работа.
ДЕКАБРЬ.
1. Тема «Зима. Зимние забавы»
Рассматривание зимних пейзажей. Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Ответь на вопросы правильно». Практическая работа.
2. Тема «Зимующие птицы». Снегирь.
Рассказ педагога. Игры и упражнения: «Кто это?». Пальчиковая игра. Практическая работа.
Тема «Новый год». Елочные игрушки.
Коллективная работа.
ЯНВАРЬ.
1. Тема «Животные ». Белый заяц.
Рассказ педагога. Дидактические игры и упражнения: «Накормим зверей!», «Чьи детеныши?». Практическая работа.
2. Тема «Посуда» . Чайный сервиз. Коллективная работа.
Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Назови посуду», «Четвертый лишний». Беседа по охране труда . Практическая работа.
ФЕВРАЛЬ.
1. Тема «Открытки для девочек»
Рассказ педагога. Дидактические игры и упражнения: «Подбери слова», «Ответь на вопросы», «Кто выше, кто ниже». Практическая работа.
2.Тема «23 февраля».
Рассматривание иллюстраций. Пальчиковая игра « Замок». Дидактическая игра « Подбери слово».
МАРТ.
1. Тема «Весна» Капель, сосульки.
Беседа о весне. Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Назови время года», «Пришла весна!». Практическая работа.
2. Тема « 8 марта» .Подарок для мамы.
Беседа на тему « Международный женский день».
3. Тема «Цветы». Одуванчик.
Экскурсия на луг. Рассматривание цветущих растений. Рассказ педагога. Практическая работа.
АПРЕЛЬ.
1. Тема «Насекомые». Бабочки-красавицы.
Рассматривание иллюстраций с насекомыми. Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Назови насекомое». Практическая работа.
2. Тема « Транспорт»
Рассматривание иллюстраций о видах транспорта. Рассказ педагога. Дидактическая игра «Подбери словечко» . Практическая работа.
3.Тема «Пасха»
Беседа о светлом празднике. Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра «Когда это бывает».
МАЙ.
Тема « Цветущий сад»
Рассматривание картинок. Дидактическая игра «Когда это бывает». Коллективная работа.
Оформление работ за период обучения. Подведение итогов года. Тема «До свидания детский сад».
Тема по желанию детей. Свободное рисование нитью.