Урок русского языка 9 класс на тему: «СПП с несколькими придаточными, знаки препинания в них. Виды подчинения».


Урок русского языка 9 класс на тему: «СПП с несколькими придаточными, знаки препинания в них. Виды подчинения». Выполнила: Давыденко Л.А., учитель русского языка и литературы Проверка д/з: 1 ученик составляет схему сложных предложений: СП Союзные Бессоюзные Придаточные Придаточные Придаточныеопределительные изъяснительные обстоятельственные места, времени, цели, причины, условия, уступки, сравнения, образа действия и степени, следствия 2-й ученик проверяет схему – 2 оценки. Проверка д/з3-й ученик оформляет схему однородного подчинения придаточных:Схема: ,(как),(как),(как). Устно прочитать пример из домашней работы. Проверка д/з4-й ученик составляет схему с последовательным подчинением придаточных :Схема: ,(что),(как),(если).Устно прочитать пример из домашней работы. Проверка д/з:4-й ученик составляет схему предложений с параллельным подчинением придаточныхСхема: (Когда), ,(которых).Устно прочитать пример из домашнего задания. Проверка д/з: Класс: 3-5 учеников читают свои предложения с однородным, последовательным и параллельным подчинением придаточных – оценки. Объяснение нового материала:Однородное подчинение:1).При нём могут быть сочинительные союзы;2).Подчинительные союзы могут «опускаться».Схема: ,(что,(…)и(…). Пример Задание: обозначить круглые и квадратные скобки, расставить знаки препинания: Я встал рано утром когда солнце ещё не палило было не так жарко и с моря веяло бодрой свежестью. Объяснение нового материала: Последовательное подчинение: 1)Одно придаточное может оказаться внутри другого; 2)Рядом окажутся союзы, запятая при которых то ставится, то не ставится Схема: ,(союз (союз ),то ). Схема: ,(союз,(союз ), ). ПримерЗадание: обозначить круглые и квадратные скобки, расставить знаки препинания:Видно было что если бы дочь разделила с ним радость то он бы простил её. Объяснение нового материала: Параллельное подчинение: 1)Придаточное предложение может оказаться внутри главного: Схема: ,(что ), ,(где ). ПримерЗадание: обозначить круглые и квадратные скобки, расставить знаки препинания:Я думал, что мы заблудились и не знал где мы. Закрепление Задание: 1)Составить схему; 2)Расставить знаки; 3)Охарактеризовать подчинение. 1 пример:Едва зайдёт солнце и землю окутает тьма лес начинает жить как-то особенно. 2 пример:Интересно жить тогда когда человек борется с тем что мешает ему жить. 3 пример: В лавке куда Никифора посылали брать всякую мелочь он болтал что господа ему не платят. 4 пример: Я знал что пока ты была со мной я существую на свете. 5 пример:Сонечка писала что настроение тяжёлое но чтобы он о них не беспокоился. 6 пример:Пока я рисовал мои спутники кричали чтобы привлечь внимание. 7 пример:Леонтьев знал что когда начнётся верховой пожар то мало кто уцелеет. Самостоятельная работа(карточки)Списать, расставить знаки, указать вид подчинения:1).Расскажите что слышно на свете и поют ли ещё соловьи.2).Она сказала ему что если он болен надо лечиться.3).Окраска зверька до того походила на цвет коры что если бы он оставался бы неподвижным то его совершенно нельзя было бы заметить.4).Вчера когда мы приехали отец показал нам окуней которых он выловил на пруду.Составить СПП, указать вид подчинения:5).Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. Домашнее задание Составить самим или выписать из литературы три СПП с трудными случаями расстановки знаков препинания.