Общеобразовательная общеразвивающая программа Шерстяные чудеса


Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шерстяные чудеса» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726 – р.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Валяние из шерсти (фельтинг или фильцевание, фильц) – это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды, бижутерия.
Различают два вида валяния: сухое и мокрое.
При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал.
Сухое валяние применяется для изготовления объёмных изделий: игрушек, бижутерии, а также нанесения различных аппликаций, рисунков на войлок. Для сухого валяния нужны специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Номер иглы определяет её толщину. Чем больше номер, тем тоньше игла и меньше засечек. Чем толще игла, тем быстрее она валяет и тем больше отверстия, которые она оставляет в пряже.
В начале работы используют толстые иглы (№№ 32- 36), в конце более тонкие (№№ 38- 40) для точной проработки деталей. Техника эта не сложная, но требует большой осторожности, внимательности и аккуратности, так как иголки очень острые и можно ими пораниться. Для сухого валяния требуется шерсть, иглы с заточками и губка.
Мокрое валяние осуществляется с помощью мыльного раствора. Сначала выкладывают изделие из шерсти, смачивают раствором и при помощи трения производят процесс валяния. В технике сырого валяния изготовляют полотенца, панно, сумки, валенки, тапочки, шляпки, картины.
Только натуральная шерсть имеет способность сваливаться. Это уникальное свойство люди оценили 8000 лет назад. С древнейших времён люди мира в технике валяния создавали удобные вещи для жизни. Существует легенда, которая гласит, что в Ноевом ковчеге среди животных были овцы, которым приходилось жить в очень тесных помещениях. Шерсть с овец падала на пол, пропитывалась влагой, да ещё овцы ходили по ней копытами. Когда Потоп окончился, и овцы покинули ковчег, на полу остался один валеный ковёр. Мокрое валяние позволяет делать большие войлочные полотна.
Направленность программы: художественная.
Актуальность программы заключается в том, что сегодня один из старых и очень древних материалов вновь приобретает широкое использование. Полузабытое народное ремесло в последнее десятилетие возрождается в современной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение в изготовлении обуви и шитье одежды. Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора в одежде.
Новизна программы.
Программа базируется на основе современных педагогических подходов:
личностно-ориентированный подход. Программа построена с учётом интересов воспитанника, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создаёт условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании.
интегрированный подход. В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая технологии работы текстиля с красителями и другими материалами, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, географии, физики, химии и технологии. При работе над композицией применяются знания из областей рисования, черчения, математики и т.д. Изучаемый материал способствует углублению знаний, умений, навыков в области технологии.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью позитивного воздействия на ребенка за счет возможности его творческой самореализации в процессе обучения данному виду рукоделия. Занимаясь по программе, учащиеся не только осваивают старинное ремесло, но и реализуют свой творческий потенциал, погружаясь в данный вид искусства.
Цель программы – обучение детей основам войлоковаляния и развитие способности к творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое знакомство с декоративно-прикладным творчеством.
Задачи:
1. Обучающие:
- формировать специальные знания по предмету (основа композиции, цветовые теории, аппликация и др.);
- обучать технологии сухого и мокрого валяния;
- формировать образное и пространственное мышление, умение выразить свою мысль на плоскости и в объёме;
- приобретать технические знания, умения и навыки, необходимые для творческих процессов;
- прививать навыки анализа и самоанализа применительно к творческой деятельности.
2. Развивающие:
- способствовать творческому развитию личности;
- мотивировать устойчивый интерес к прикладному искусству – валянию;
- развивать художественный вкус, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию;
- развивать коммуникативные навыки, мотивацию к продуктивной деятельности.
3. Воспитательные:
- воспитывать внимание, аккуратность и целеустремлённость;
- воспитывать эстетический и художественный вкус;
- прививать навыки работы в группе и уважительное отношение друг к другу;
Обучение по данной программе строится на основе следующих принципов:
- добровольность
- доступность
- наглядность
- системность и последовательность
- связь теории с практикой
- разнообразие форм образовательной деятельности

Отличительная особенность программы заключается в том, что она рассчитана на разновозрастную группу учащихся, объединенных общим увлечением.

Возраст учащихся – от 7 до 15 лет.

Срок реализации программы – один год, общее количество часов – 159.

Форма и режим занятий.
Формы организации занятий обусловлены их содержанием и проводятся в группе, индивидуально, фронтально. Продолжительность занятия – два часа
(45 минут занятие, 10 минут перерыв), периодичность – два раза в неделю.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Основными результатами по реализации программы будут знания и умения, полученные в процессе обучения:
1. Знания по темам:
- правила техники безопасности с колющими и режущими инструментами;
- виды шерсти;
- инструменты для валяния;
- цвета круга;
- выразительные средства - цвет, линия, объём, колорит, композиция;
- приёмы изготовления плоских, полу-объёмных и объёмных изделий в технике сухого и мокрого валяний.
2. Умения:
- пользоваться иглой для фильцевания и ножницами;
- изготовить мыльный раствор и пользоваться им;
- различать виды шерсти и уметь подобрать нужную для работы;
- составлять из шерсти образцы различных цветовых гармоний;
- пользоваться готовым эскизом изделия и уметь разработать свой;
- пользоваться доступными материалами – скалкой, пупырчатой плёнкой, шаблонами, болванкой;
- умение воплощать свои идеи по памяти и воображению.
Результат обучения – изготовление авторских работ. Каждый учащийся должен выполнить две авторских работы: плоскую (картину, панно) и объёмную (бусы, браслет, серёжки, брошь и др.). Учащиеся сами выбирают изделие, разрабатывают эскиз, работают с литературой. Весь технологический процесс (от замысла до готового изделия) учащиеся представляют на защите творческой работы.

Мониторинг учебной деятельности.
В течение учебного года осуществляется неоднократный контроль ЗУН учащихся. Применяются следующие виды контроля:
- вводный (индивидуальное собеседование с каждым ребёнком с целью выявления умений и навыков);
- промежуточный (участие в выставках учрежденческого, районного и областного уровней);
- итоговый (самостоятельное изготовление изделия с творческой защитой).

Форма подведения итогов - изготовление авторских работ. Каждый учащийся должен выполнить две авторских работы: плоскую (картину, панно) и объёмную (бусы, браслет, серёжки, брошь и др.). Учащиеся сами выбирают изделие, разрабатывают эскиз, работают с литературой. Весь технологический процесс (от замысла до готового изделия) учащиеся представляют на защите творческой работы.
























Учебно-тематический план занятий
№ п/п
Наименование темы
Теория
Практика
Всего

1.
Вводное занятие. Техника безопасности
1
-
1

2.
Виды шерсти. Инструменты и принадлежности
1
-
1

3.
Цвет. Цветовой круг
0,5
0,5
1

4.
Основы композиции
0,5
0,5
1

Плоские изделия – 12 часов

5.
Основы аппликации. Аппликация в технике сухого валяния.
1
1
2

6.
Техника и приёмы изготовления плоских изделий (картин, панно) методом сухого валяния.
1
1
2

7.
Панно «Цветок» или «Подсолнух»
1
1
2

8.
Панно «Маки»
1
1
2

9.
Картина «Пейзаж»
1
3
4

Мокрое валяние – 46 часов

10.
Войлочный шарик
1
1
2

11.
Бусы
1
3
4

12.
Цветы в технике мокрого валяния
1
13
14

13.
Валяние плоского изделия
1
3
4

14.
Валяние на шаблоне
1
3
4

15.
Мастерская Деда Мороза
1
17
18

Фильцевание – 38 часов

16.
Основы фильцевания
2
-
2

17.
Плоская игрушка по трафарету
1
3
4

18.
Смешарики
1
5


6



19.
Цветы в технике фильцевания
1
5
6

20.
Объемная игрушка
1
19
20

Смешанная техника - 59

21.
Смешанная техника
2
-
2

22.
Брошь
1
3
4

23.
Объемная шерстяная игрушка в смешанной технике
1
9
10

24.
Творческие работы по интересам учащихся
-
33
33

25.
Авторская работа:
1. Изготовление объёмной работы и картины в технике сухого валяния
2. Защита авторских работ

-

-

6

2

6

2

26.
Итоговое занятие
2
-
2


Итого
26
133
159
















Содержание образовательной деятельности
Вводные занятия – 1 час.
Теоретическая часть. Знакомство с работой кружка. Просмотр изделий выполненных кружковцами. История войлоковаляния. Организация рабочего места. Инструктаж по правилам безопасного труда.

Виды шерсти. Инструменты и принадлежности – 1 час.
Теоретическая часть. Краткая характеристика видов шерсти, разновидность и применение. Инструменты и принадлежности для валяния, их назначение.

Цвет. Цветовой круг – 1 час.
Теоретическая часть. Видимый спектр, цвета спектра. Цвета круга: теплые и холодные. Цветовой тон и насыщенность. Хроматические и ахроматические цвета. Контраст и гармония цветов.

Основы композиции – 1 час.
Теоретическая часть. Основы композиции, композиционный и геометрический центры композиции. Статичная и динамичная композиции.

Плоские изделия
Основы аппликации. Аппликация в технике сухого валяния – 2 часа.
Теоретическая часть. Виды аппликаций, технология выполнения аппликации. Особенности выполнения аппликации в технике сухого валяния.
Практическое занятие: определение аппликаций, предложенных педагогом.

Техника и приемы изготовления плоских изделий (картин, панно) методом сухого валяния – 2 часа.
Теоретическая часть. Сухое валяние или фильцевание, смешанная техника, их различие. Жанры живописи. Рельефные и плоские мотивы в картинах и панно.
Практическое занятие: определение техники валяния на предложенных работах педагогом.

Панно «Цветок» или «Подсолнух» - 2 часа.
Теоретическая часть. Знакомство с объемными деталями методом сухого валяния.
Практическое занятие: подбор эскиза, материала, инструментов. Изготовление деталей, соединение. Художественное оформление.

Панно «Маки» - 2 часа.
Теоретическая часть. Повторение техники сухого валяния. Ознакомление с темой.
Практическое занятие: выбор эскиза, подборка шерсти и инструментов, приспособлений. Изготовление деталей. Соединение деталей. Художественное оформление.

Картина «Пейзаж» - 4 часа.
Теоретическая часть. Ознакомление с темой. Отличие панно от картины. Что такое пейзаж. Повторение техники сухого валяния.
Практическое занятие: Выбор эскиза пейзажа, шерсти, инструмента и приспособлений. Изготовление деталей картины, расположение их на основе. Художественное оформление картины.

Мокрое валяние
Войлочный шарик – 2 часа.
Теоретическая часть. Виды шерсти. Основы технологии. Технология валяния войлочного шарика.
Практическое занятие. Валяние шарика. Изделия на основе шара.

Бусы – 4 часа.
Теоретическая часть. Валяние изделия на основе шара.
Практическое занятие. Разработка и создание украшения из бусин.

Цветы в технике мокрого валяния – 14 часов.
Теоретическая часть. Различные способы раскладки шерсти для валяния цветов. Особенности раскладки и сборки цветка со стеблем.
Практическое занятие. Раскладка шерсти по радиусу. Валяние, сборка, цветка. Раскладки шерсти в два слоя: по радиусу и по направлению окружности. Валяние, сборка цветка. Украшение бисером.
Раскладка шерсти для сборно-сшивных цветов. Валяние, сборка цветка. Декорирование бисером.
Раскладка шерсти и валяние стебля и листьев.

Валяние плоского изделия – 4 часа.
Теоретическая часть. Инструменты и материалы. Виды шерсти. Раскладка шерсти.
Практическое занятие. Валяние плоского изделия. Коврик

Валяние на шаблоне – 4 часа.


Теоретическая часть. Валенки. История валенок. Особенности создания сувенирных валенок.
Практическое занятие. Создание шаблона. Особенности раскладки шерсти. Валяние.

Мастерская Деда Мороза – 18 часов.
Теоретическая часть. История празднования Рождества и Нового года. Новогодние и рождественские символы. История новогодних игрушек.
Практическое занятие. Изготовление сувениров: новогодний шар, снеговик, Ангел, сувенирные валенки. Создание коллективной новогодней композиции.

Фильцевание
Основы фильцевания – 2 часа.
Теоретическая часть. Инструменты и материалы. Правила безопасной работы с иглами для валяния. Технология фильцевания.

Плоская игрушка по трафарету - 4 часа.
Теоретическая часть. Особенности раскладки шерсти и уплотнения при помощи специальных игл для фильцевания.
Практическое занятие. Создание плоской игрушки с использованием готовой формочки.

Смешарики – 6 часов.
Теоретическая часть. Особенности создания объемной формы из комка шерсти. Придание необходимой плотности путем уваливания грубой иглой.
Практическое занятие. Создание мультперсонажа по собственному эскизу.

Цветы в технике фильцевания – 6 часов.
Теоретическая часть. Особенности создания цветов в технике фильцевания.
Практическое занятие. Создание цветка с отдельными лепестками. Ветка вербы. Детализация и декорирование. Сборка деталей. Работа по образцу.

Объемная игрушка – 20 часов.
Теоретическая часть. Особенности создания объемной формы. «Лепка» деталей при помощи иглы.
Практическое занятие. Создание эскиза. Придание необходимой плотности путем уваливания грубой иглой. Придание нужной формы деталям. Детализация и декорирование цветной шерстью с помощью тонкой иглы.
Смешанная техника
Смешанная техника – 2 часа.
Теоретическая часть. Смешанная техника. Создание изделий в смешанной технике. Сочетание сухого и мокрого способов валяния в одном изделии.

Брошь – 4 часа.
Теоретическая часть. Инструменты и материалы. Орнамент. Технология раскладки шерсти. Работа по эскизу.
Практическое занятие. Создание эскиза броши. Валяние шариков, жгутиков. Соединение элементов.

Объемная шерстяная игрушка в смешанной технике – 10 часов.
Теоретическая часть. Инструменты и материалы. Орнамент. Технология раскладки шерсти. Работа по эскизу.
Практическое занятие. Работа по образцу. Валяние основных элементов по-мокрому. Набивание рисунка. Соединение деталей.

Творческие работы по интересам учащихся – 33 часа.
Практическое занятие. Изготовление изделий по собственному замыслу, опираясь на полученные знания, умения и навыки.

Авторская работа – 8 часов.
Практическое занятие. Изготовление объемной работы и картины в технике сухого или мокрого валяния. Защита авторских работ.

Итоговое занятие – 2 часа.
Подведение итогов за учебный год.








Методическое обеспечение программы
Для реализации данной образовательной программы необходимо выполнение следующих условий:
- методических;
- дидактических;
- материальных.
1. Методические условия. Для реализации образовательных задач программы необходим комплекс, включающий методы, приёмы, содержание, организационные формы учебной деятельности. Важно, чтобы её компоненты были связаны.
Методы обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный – восприятие и усвоение детьми готовой информации;
2. Репродуктивный – воспроизведение учащимися полученных знаний и освоенных способов деятельности;
3. Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске;
4. Исследовательский – самостоятельная творческая деятельность учащихся.
Данные методы конкретизируются по трём группам:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа;
Наглядные – показ образцов, изделий, иллюстраций;
Практические – упражнения по выполнению приёмов работы, самостоятельная работа.
Формы организации:
Групповая
Индивидуальная.
Фронтальная.
2. Дидактические условия:
1. Разработки для проведения занятий: схемы, эскизы, наглядные пособия;
2. Рисунок «Цветовой круг»;
3. Рисунок «Примерные сочетания цветов»;
4. Таблица «Виды шерсти»;
5. Информационные средства: художественная и научная литература, методическая литература, папки с иллюстрациями из интернета;
6. Технические средства: ноутбук.
3. Материальные условия:
1. Светлый класс для занятий 10 учащихся;
2. Столы, стулья для детей и педагога;
3. Иглы для фильцевания (№№ 32-90), ножницы, непряденая шерсть, мохер, гребневая лента), поролон толщиной 10 см, швейные иглы, нитки, бусины, фурнитура: глазки, крепления для серёжек, бус, брошек;
4. Карандаш, линейка, краски, бумага;
5. Пупырчатая клеёнка, рифлёные резиновые коврики, мыло;
6. Ёмкость для промывания изделий;
7. Скотч, махровое полотенце.


























Список литературы, используемой педагогом.
Данкевич Е. В. Игрушки и цветы из шерсти. Техника валяния.-М.: Сова, 2013.
Диброва А. А. Фелтинг. Валяние шерсти.-Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
Кугаевская Т. Валяние игрушек из шерсти.-М.:АСТ, 2015.
Мишанова О. А. Картины из шерсти. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014.
Мюллер А., Вильденрадт К. Войлочные игрушки.-М.:АРТ-РОДНИК,2012.
Шинковская К. Войлок. Все способы валяния. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2011.


Список литературы для учащихся.
Данкевич Е. В. Игрушки и цветы из шерсти. Техника валяния.- М.:Сова, 2013.
Диброва А. А. Фелтинг. Валяние шерсти.- Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
Кугаевская Т. Валяние игрушек из шерсти.- М.:АСТ, 2015.
Мишанова О. А. Картины из шерсти.- М.: Суфлер, 2014.
Мюллер А., Вильденрадт К. Войлочные игрушки.-М.:АРТ-РОДНИК,2012.



Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]























Критерии результативности реализации образовательной программы
Основными критериями оценки достигнутых результатов учащихся являются:
- самостоятельность работы;
- освоение приёмов выполнения изделия в технике сухого валяния;
- осмысленность и аккуратность выполнения изделия.
По уровню освоения программного материала результаты достижений учащихся подразделяются на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий: полностью овладели теоритическими знаниями, применяют теорию в практике, высокое качество работ, самостоятельное творчество изделий;
Средний: полностью овладели теоритическими знаниями, применяют теорию в практике, в работах имеются погрешности, при выполнении работ возникают трудности;
Низкий: не полностью овладели теоритическими знаниями, нет самостоятельного применения в практике, низкое качество работ, практически отсутствует самостоятельная работа.
Итоговая аттестация в объединении проводится в конце учебного года. На заключительном занятии подводятся итоги работы за год, оформляется выставка работ, которая показывает уровень усвоения детьми практической части программы, анализируется работа, поощряются лучшие учащиеся.
Реализация данной программы позволяет решать различные проблемы воспитания подрастающего поколения. Художественное валяние способствует воспитанию аккуратности, самоорганизованности, развивает творчество, расширяет кругозор, формирует эстетическое отношение к окружающим.















Воспитательная работа с обучающимися и связь с родителями

Приём письменных заявлений о зачислении детей в объединение;
Обеспечение обучающихся в учрежденческих мероприятиях;
Проведение мероприятий внутри объединения с привлечением родителей;
Проведение анкетирования с учащимися и родителями в начале и конце учебного года;
Индивидуальная работа с родителями по вопросам обучения и воспитания детей средствами дополнительного образования;
Привлечение родителей к улучшению материальной базы объединения (приобретение игл, фурнитуры, шерсти, рамок, мыла, ковриков, плёнки) для валяния.




























Литература для обучающихся
Коллекция журналов «Ручная работа». Издательство ООО «Бонниер Пабликейшенз».
Люцкевич Л. Игрушки в технике фильц. М., Эксмо, 2008.
Люцкевич Л. Модные украшения в технике фильц. М., Эксмо, 2009.
Энциклопедия. Подарки. М., «Аст-Пресс», 1999 (техники-приёмы-изделия).

Литература для педагога
1. Бушелева Б., Поговорим о воспитании. – М., Просвещение, 1989.
2. Волков Н.Н. Цвет живописи. – М., 1989.
3. Горянина, Психология общения. – М., 2002.
4. Иттен Й. Искусство цвета. – М., 2011.
5. Люцкевич Л. Игрушки в технике фильц. – М., Эксмо, 2008.
6. Люцкевич Л. Модные украшения в технике фильц – М., Эксмо, 2009.
7. Мамонова М., Бублик В., Красникова Г. Всё о войлоке и фильцевании. Практическое руководство. Приложение к журналу «Чудесные мгновения. Лоскутное шитьё». – М «Астрея», 2007.
8. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М., 2002.
9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Воспитание учащихся: теория и методика. – Ярославль, 2002.
10. Шинковская К.А. Войлок. Все способы валяния. – АСТ-Пресс Книга. Серия: Золотая библиотека увлечений, 2011г.












13PAGE \* MERGEFORMAT141515


13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15