ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМ-НОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Сухарь И.С., Тихонова Ю.Е.
В современных условиях развития российского школьного образования особую актуальность и значимость приобретают способы формирования познавательной деятельности учащихся, универсальных учебных действий, рассмотренных в федеральном государственном образовательном стандарте как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Новый Стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, благодаря которым возможно эффективно и результативно организовать деятельность учеников.
В своей педагогической деятельности мы столкнулась с такими проблемами:
- проблема несоответствия уровня обучаемости школьников их реальным возможностям;
- низкий уровень мотивации;
- снижение или отсутствие интереса к предмету;
- высокий уровень тревожности учащихся;
- быстрая утомляемость на уроках и, как следствие, перегрузка учащихся, ухудшение их здоровья.
Одним из путей решения данных проблем мы считаем активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках. Активная познавательная деятельность учащихся на уроках способствует более качественному усвоению знаний, повышает интерес к предмету, повышает самооценку детей, что, в свою очередь, помогает школьникам чувствовать себя в классе более комфортно.
Проблемное обучение — это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Главная цель проблемного обучения – при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся. Таким образом, ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Постепенное овладение учащимися системой творческих умственных действий приводит к накоплению умений, навыков, опыта таких действий изменению качества самой умственной деятельности, к выработке особого типа мышления.
Для уроков математики характерно создание проблемной ситуации с затруднением (когда возникает противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание), использование подводящего к теме диалога и сообщение темы с мотивирующим приемом («яркое пятно», «актуальность»).
Рассмотрим несколько конкретных примеров, где были использованы приемы и методы проблемного обучения.
1. При изучении систем счисления можно предложить такое задание.
Известно, что если два натуральных числа имеют разное количество разрядов, то больше число, у которого больше разрядов. Однако неравенство 101< 15 может быть верным. Как такое может быть?
2. Тема «Деление и дроби».
Чтобы найти корень уравнения вида : a*х = b, нужно b разделить на а. Если b не делится на а нацело, то уравнение не имеет натуральных корней. Как объяснить тот факт, что уравнение 5х=1 имеет корень?
3. Тема «Проценты».
В конкурсе принимали участие два класса. Из 5 «а» класса - 50% учащихся, а из 5 «б» - 40%. При подсчете оказалось, что количество участников из каждого класса одинаково. Почему?
4. Тема «Свойства деления»
Коле дали задание найти значение выражения (37 + 34*5) : (45*3 - 135) . Он сказал, что найти значение этого выражения нельзя. Прав ли он?
Огромное значение для активизации познавательной деятельности имеют познавательные задачи.
1. Задачи с несформулированным вопросом.
Пример. Шоколад стоит 15 руб., коробка конфет 30 руб. Укажите все возможные вопросы по условию задачи.
2. Задачи с недостающими данными.
Пример. Из двух пунктов вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода. Скорость одного пешехода равна 7 км/ч, а скорость другого на 1 км/ч больше. Какое расстояние будет между пешеходами через 2 часа?
Учащимся задаются вопросы: Почему нельзя дать ответ на вопрос задачи? Чего не хватает? Что нужно добавить? Докажи, что теперь задача точно можно будет решить? А можно что-нибудь получить даже из имеющихся данных? Какой вывод можно сделать из анализа того, что дано?
3. Задачи с лишними данными.
Масса 11 ящиков яблок 4 ц 62 кг, а масса 18 ящиков груш 6 ц 12 кг. В магазин привезли 22 ящика яблок и 6 ящиков груш. На сколько килограммов масса одного ящика яблок больше массы одного ящика груш.
4. Задачи с несколькими решениями.
За три дня в магазине продано 1280 кг яблок. В первый день продали 25% всех яблок, а во второй день - 45% всех яблок. Сколько килограммов яблок продали в третий день? Решите задачу несколькими способами. Какой из них наиболее простой?
5. Задачи с меняющимся содержанием.
Исходная задача. Туристы прошли за день 20 км, что составило 40% намеченного маршрута. Какова длина маршрута?
Второй вариант. Туристы прошли за день 20 км и им осталось пройти 60% от намеченного маршрута. Какова длина маршрута?
Проблемное обучение может быть использовано на различных этапах учебного процесса.
Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.
Литература
Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. – М.: Просвещение, 1977.
Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения / Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. Вып. 3.-М., Баласс, 1999.
Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО: методическое пособие / авт.-сост. С.В. Фаттахова. Казань, 2015.