Урок русского языка. СПП предложения с несколькими придаточными.
Сложноподчиненное предложение
с несколькими придаточными.
Вид урока: урок изучения нового материала
Цель урока:
- дать теоретические сведения об особенностях сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.
Задачи урока:
- формировать у учащихся умение распознавать разные виды подчинения;
- правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях;
- формировать умения и навыки анализа структуры таких предложений,
- проверить умение определять грамматическую основу, умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с целью подготовки к ОГЭ.
- развивать устную и письменную речь учащихся,
- воспитывать интерес к русскому языку и литературе,
- воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом.
Ход урока:
1.Оргмомент.Здравствуйте, садитесь. Желаю вам позитивного настроения и успехов.
Давайте наметим цель нашего прихода на урок. (Дети сами формулируют цели). МОТИВАЦИЯ.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
-Сегодня 2 февраля, мы не можем обойти вниманием этот день. Сталинградская битва (17 июля 1942–2 февраля 1943 гг.)- гигантское по масштабам сражение ВОВ, развернутое во второй половине 1942 года на берегах Волги.
В ходе битвы, и особенно после её окончания, усилилась деятельность общественных организаций США, Англии, Канады, выступавших за оказание более действенной помощи Советскому Союзу. Например члены профсоюзов Нью-Йорка собрали 250 тыс. долларов на постройку больницы в Сталинграде. Председатель объединённого союза швейников заявил[39]:
Мы гордимся тем, что рабочие Нью-Йорка установят связь со Сталинградом, который будет жить в истории как символ бессмертного мужества великого народа и оборона которого являлась поворотным пунктом в борьбе человечества против угнетения… Каждый красноармеец, обороняющий свою советскую землю, убивая нациста, тем самым спасает жизни и американских солдат. Будем помнить об этом при подсчёте нашего долга советскому союзнику.
Американский астронавт Дональд Слейтон, участник Второй мировой войны, вспоминал[39]:
Когда гитлеровцы капитулировали, ликованию нашему не было предела. Все понимали, что это поворот в войне, что это начало конца фашизма.
-Прочитайте предложения и по их структуре постарайтесь самостоятельно сформулировать тему урока. Проблемное обучение.(СПП с несколькими придаточными).
- Откройте тетради и запишите тему урока.
Встречались ли мы уже с такими предложениями? (Подготовка к ОГЭ, задание 13)
3.Изучение нового материала. Видеоурок. Интернет урок.
Теперь обратимся к учебнику (стр. 106) и закрепим услышанный материал, прочитав правило.
МИНУТКА ОТДЫХА
4.Закрепление материала и подготовка к ОГЭ.
Один ученик выполняет тест онлайн. (подготовка к ОГЭ)
3 ученика работают с материалами КИМ в распечатанном виде.
Работа по карточкам (дифференциация).
Работа с карточками .- Запишите предложение, расставьте знаки препинания. Определите главное и придаточные предложения, задайте вопросы, постройте схему.
1 карточка: Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она постепенно стала петлять, как я нашёл грибное место и отстал от друзей.
2 карточка: Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, что бы переночевать и утром двинуться дальше.
3 карточка: Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел свое отражение.
4.Работа с классом. (На столе разложены листы с материалом)
14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы. (16)Эта встреча была неприятна ему…
(17)Мне было стыдно. (18)Весь следующий день я думал о Шарике, пытался убедить себя, что не очень виноват в случившемся: куда я мог его тогда взять, ведь я сам не знал, куда мне приткнуться. (19)Но он ведь был твоим лучшим другом! (20)И разве есть ему дело до таких тонкостей?!
Среди предложений 14–20 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных.
(8)Конечно, Серому слов было не жалко, однако не хотел он ради «пятёрки» говорить столько, сколько тянуло на эту самую «пятёрку». (9)Ну что рассказывать про Тараса Бульбу? (10)Запорожец он! (11)А судьба ему досталась – злодейка. (12)Серый семь раз читал повесть и все семь раз плакал.
(13)Короче говоря, школьная жизнь шестиклассника Чумака была очень даже непростой. (14)А Наталью Лоскутикову выделял он не только за ум и за глаза её небесной радости. (15)Главное, что жизнь у неё в школе была ясная, потому что за отметками Наталья не гонялась, они сами к ней липли, как мухи на сладкое.
Среди предложений 8–15 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением придаточных .47)Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль...», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате. (48)В течение ряда лет, когда я открывала глаза, я видела дорогу среди деревьев, из-за которых вставало солнце, и вспоминала слова художника: «Упал – встань. Расшибся – не хнычь. Дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!» (49)Это были мужественные слова мужественного человека. (50)Увечье не победило его – он победил своё увечье. (51)Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог.
Среди предложений 47–51 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
(7)Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу. (8)Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже. (9)Дед повёл Афоню полевою дорогой, и они вышли на пастбище, где рос сладкий клевер для коров, где колосились травы и цвели цветы. (10)Дед остановился у голубого цветка, терпеливо росшего корнем из мелкого чистого песка, показал на него Афоне, потом согнулся и осторожно потрогал тот цветок.
Среди предложений 7–10 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
(27)Узнать можно только те вещи, которые приручишь, – сказал Лис. – (28)У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29)Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30)Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31)Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
– (32)А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.
Среди предложений 27–31 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.
(16)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (17)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (18)На всякий случай думают, что плохое. (19)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.
(20)Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник. (21)Подумали, что он волшебник.
Среди предложений 16–21 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.
(10)Как только начинался спектакль, зрители наводили на актёров узкие лучи карманных электрических фонариков, и лучи эти всё время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое в зависимости от того, кто из актёров в это время говорил.
(11)На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков. (12)Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, какую он часто видел перед собой, была большая звезда, что лежала на краю моря, как забытый маяк.
(13)…Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. (14)На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям.
Среди предложений 10–14 найдите сложное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
(45)Сначала она ничего не слышала. (46)Внутри у неё шумела буря. (47)Потом она наконец услышала, как поёт ранним утром пастушеский рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается, как эхо, струнный оркестр. (48)Мелодия росла, поднималась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами.
Среди предложений 45–48 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.
- Ребята, вы получали домашнее задание самостоятельно составить КИМ по русскому языку.
Найдите задание по теме урока в ваших КИМ.
Поменяйтесь КИМ с соседом по парте и решите задание 13. Проверьте.
5.Рефлексия. Итог урока.
-Какую бы оценку вы сами себе поставили за работу на уроке? Достигли ли вы цели, поставленной в начале урока?
6.Домашнее задание.
Упр. 172 или распечатать КИМ и решить его.
- Запишите предложение, расставьте знаки препинания. Определите главное и придаточные предложения, задайте вопросы, постройте схему.
1 карточка: Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она постепенно стала петлять, как я нашёл грибное место и отстал от друзей.
2 карточка: Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, что бы переночевать и утром двинуться дальше.
3 карточка: Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел свое отражение.
- Запишите предложение, расставьте знаки препинания. Определите главное и придаточные предложения, задайте вопросы, постройте схему.
1 карточка: Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она постепенно стала петлять, как я нашёл грибное место и отстал от друзей.
2 карточка: Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, что бы переночевать и утром двинуться дальше.
3 карточка: Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел свое отражение.
- Запишите предложение, расставьте знаки препинания. Определите главное и придаточные предложения, задайте вопросы, постройте схему.
1 карточка: Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она постепенно стала петлять, как я нашёл грибное место и отстал от друзей.
2 карточка: Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, что бы переночевать и утром двинуться дальше.
3 карточка: Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел свое отражение.
14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы. (16)Эта встреча была неприятна ему…
(17)Мне было стыдно. (18)Весь следующий день я думал о Шарике, пытался убедить себя, что не очень виноват в случившемся: куда я мог его тогда взять, ведь я сам не знал, куда мне приткнуться. (19)Но он ведь был твоим лучшим другом! (20)И разве есть ему дело до таких тонкостей?!
Среди предложений 14–20 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных.
(8)Конечно, Серому слов было не жалко, однако не хотел он ради «пятёрки» говорить столько, сколько тянуло на эту самую «пятёрку». (9)Ну что рассказывать про Тараса Бульбу? (10)Запорожец он! (11)А судьба ему досталась – злодейка. (12)Серый семь раз читал повесть и все семь раз плакал.
(13)Короче говоря, школьная жизнь шестиклассника Чумака была очень даже непростой. (14)А Наталью Лоскутикову выделял он не только за ум и за глаза её небесной радости. (15)Главное, что жизнь у неё в школе была ясная, потому что за отметками Наталья не гонялась, они сами к ней липли, как мухи на сладкое.
Среди предложений 8–15 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением придаточных .47)Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль...», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате. (48)В течение ряда лет, когда я открывала глаза, я видела дорогу среди деревьев, из-за которых вставало солнце, и вспоминала слова художника: «Упал – встань. Расшибся – не хнычь. Дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!» (49)Это были мужественные слова мужественного человека. (50)Увечье не победило его – он победил своё увечье. (51)Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог.
Среди предложений 47–51 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
(7)Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу. (8)Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже. (9)Дед повёл Афоню полевою дорогой, и они вышли на пастбище, где рос сладкий клевер для коров, где колосились травы и цвели цветы. (10)Дед остановился у голубого цветка, терпеливо росшего корнем из мелкого чистого песка, показал на него Афоне, потом согнулся и осторожно потрогал тот цветок.
Среди предложений 7–10 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
(27)Узнать можно только те вещи, которые приручишь, – сказал Лис. – (28)У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29)Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30)Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31)Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
– (32)А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.
Среди предложений 27–31 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.
(16)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (17)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (18)На всякий случай думают, что плохое. (19)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.
(20)Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник. (21)Подумали, что он волшебник.
Среди предложений 16–21 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.
(10)Как только начинался спектакль, зрители наводили на актёров узкие лучи карманных электрических фонариков, и лучи эти всё время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое в зависимости от того, кто из актёров в это время говорил.
(11)На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков. (12)Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, какую он часто видел перед собой, была большая звезда, что лежала на краю моря, как забытый маяк.
(13)…Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. (14)На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям.
Среди предложений 10–14 найдите сложное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.
(45)Сначала она ничего не слышала. (46)Внутри у неё шумела буря. (47)Потом она наконец услышала, как поёт ранним утром пастушеский рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается, как эхо, струнный оркестр. (48)Мелодия росла, поднималась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами.
Среди предложений 45–48 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.