Урок русского языка 9 кл. СПП с несколькими придаточными.
Тема: Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
(конспект урока русского языка в 9 классе)
Сигида Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МБОУ СОШ 6 посёлка Южного МО
Белореченский район Краснодарский край
Цели: формировать умения: определять значение, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, составлять схемы сложноподчинённых предложений с последовательным и параллельным подчинением, правильно ставить знаки препинания в указанных видах предложений.
Развивать умения составлять сложноподчинённые предложения с разными видами придаточных, производить синонимическую замену предложений.
Воспитывать любовь и уважение к русскому языку.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: классная доска, учебный материал (Русский язык. Учебник для 9 класса. Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова), компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока.
Организационный момент.
Лексико -орфографическая работа.
Запись слов под диктовку:
Местность, пейзаж, ландшафт, горизонт, интерьер.
- Объясните лексическое значение записанных слов.
- Составьте сложноподчинённые предложения с разными видами придаточных, включив в них данные слова.
3. Повторение изученного материала.
1. Запишите текст, расставляя пропущенные запятые внутри сложных предложений.
Вдруг тормоза взвизгнули машина резко затормозила перед красным светофором. Если бы не пристёгнутые ремни я мог бы стукнуться головой о ветровое стекло.
- Одинакова ли функция запятых в этих предложениях?
- Начертите схемы предложений, определите их вид.
2. Запишите пословицы, определите вид придаточных предложений.
Если идёт работа, спать неохота. Чтобы рыбу съесть, надо в воду лезть. Смекай, что люди говорят. Задор забывает, что силы не хватает. Когда собака лает, соловей молчит. Хорошо того учить, кто перенимает. Не говори, чему учили, а говори, что узнал. Не на пользу книги читать, когда только вершки в них хватать.
- Определите, в каких предложениях употреблены союзы, а в каких – союзные слова.
- Укажите, какими членами предложения являются союзные слова.
3. Объяснительный диктант.
Как ни замечательны наши космические корабли, однако есть задачи, которые нельзя выполнить, находясь внутри них. Сейчас уделяется большое внимание строительству орбитальных станций, потому что нам необходимы «промежуточные космодромы на пути к далеким планетам». Если человек научится работать в открытом космическом пространстве, быстрее будут решаться многие вопросы космонавтики.
4. Изучение нового материала.
1. Чтение § 28, анализ примеров предложений, построение схем сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.
2. Составление плана § 28.
3. Актуализация знаний о постановке знаков препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. Анализ теоретического материала на странице 108, § 28.
4. Выполнение упражнения 169.
5. Закрепление изученного материала.
- Определите виды подчинительной связи в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными, расставьте и объясните знаки препинания в них, составьте схемы предложений.
- Обратите внимание, что при наличии сочинительного союза между однородными придаточными подчинительный союз часто опускается.
1) Когда ты стоишь один на пустом плоскогорье, под бездонным куполом Азии, в чьей синеве пилот или ангел разводит изредка свой крахмал; когда ты невольно вздрагиваешь, чувствуя, как ты мал, помни: пространство, которому кажется ничего не нужно, на самом деле нуждается сильно во взгляде со стороны, в критерии пустоты.
2) Тысячи старушечьих и детских сердец замирали, когда в ночи слышался грохот солдатских сапог, громкая немецкая речь.
3) Если большинство твоих учеников не хочет читать, то ты плохой учитель; если большинство твоих учеников увлечено чтением, то ты хороший учитель; а если в твоем классе все ребята любят читать, пристрастились к чтению, то ты не только хороший учитель, ты хороший воспитатель.
4) Держался он так, словно хотел показать, что попал сюда случайно, по недоразумению, которое вот-вот разъяснится, и те, кто привел его сюда, будут строго наказаны.
6. Выводы по изученной теме.
1. В сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными могут сочетаться разные виды связи.
2. Однородные придаточные могут соединяться сочинительными союзами.
3. При наличии сочинительного союза между однородными придаточными подчинительный союз часто опускается.
4. Знаки препинания между однородными придаточными ставятся так же, как между однородными членами предложения.
5. Между двумя подчинительными союзами (или союзными словами) запятая не ставится, если дальше следует вторая часть союза.
7. Проверка знаний учащихся по теме.
Выполнение интерактивных тестов разной степени сложности.
8. Итог урока.
9. Домашнее задание: § 28, упр. 173.