Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Изменение глаголов по лицам и числам
5 класс21.02
Тема. Изменение глаголов по лицам и числам.
Цели урока: создать условия для повторения и закрепления у обучающихся общего представления о глаголе как части речи, организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.
предметные: формирование знания о спряжении глаголов; умение определять личные окончания глагола; продолжить формирование навыка изменять глаголы по лицам и числам; закрепление знаний об общем значении; морфологических признаках и синтаксической роли глагола; закрепление умения находить и использовать глаголы в тексте; развитие творческих способностей обучающихся; воспитание интереса к изучению предмета;
личностные УУД: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
№ ЭТАП УРОКА. Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент мотивация к учебной деятельности
Обеспечивает нормальную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению.
- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день». Проверяет наличие учебных материалов для работы на уроке.
Приветствие учащихся
2. Опрос ранее изученного. Проверка домашнего задания Проверка знаний и способов действий и деятельности, выявление пробелов в их усвоении. Комментирует и корректирует ответы учащихся. Проверка домашнего задания. Демонстрирует, как выполнялось домашнее задание (самоподготовка). Сообщает о проблемах, возникших при выполнении отдельных заданий.
3. Актуализация опорных знаний Создание проблемной ситуации. Целеполагание Обеспечивает мотивацию учения, включения в совместную деятельность по определению целей урока. Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность. Организует повторение теоретического материала.
-Ребята, Поезд.
-Что делает он?
-(Идет, едет, мчится, стремится……….)
-А если литературно? (Ползет, скачет, считает шпалы……….)
Слова, которые мы только что пересчитали, называются………. (синонимы)
-Мы поставим к ним вопрос………. (Что делает?)
-Они обозначают………. (действие)
Если………. (слово обозначает действие и отвечает на вопрос что делает? что сделает? мы называем - глаголом)
Поставьте эти глаголы в прошедшее время, свяжите их со словом поезд. Выделите в глаголах окончания. К какому спряжению относятся эти глаголы?
Составьте с ними три предложения. (устно)
На основании выше сказанного давайте сформулируем цель нашего занятия. На ваш взгляд, над чем мы сегодня будем работать?
Слушают комментарии учителя.
Работают фронтально.
Делают выводы
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют задачи:
определять спряжения глаголов, умение определять личные окончания глаголов, закрепить умение находить глаголы в тексте и правильно их употреблять в речи.
4. Формирование новых знаний и умений -А сейчас, ребята, вспомним как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? Сколько типов спряжений у глагола? Как определить спряжение у глаголов с ударным окончанием?
Записать глаголы в два столбика в зависимости от спряжения. Вставить пропущенные буквы. Выделить орфограмму
Смотр…шь и вид…шь, вздыха…шь и дыш…шь, начерт…шь и нарису…шь, отруб…шь – не пристав…шь, се…шь и ве…шь, слуша…шь и слыш…шь, напил…шь и накол…шь, верт…шь и гон…шь, держ…шь и включа…шь. Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задание.
Делают записи в тетради.
Записывают алгоритм рассуждения. «Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием глаголов».
Делают выводы.
Читают теоретический материал (учебник) – стр.60
5. Физкультминутка Проводит физкультминутку.
- Без физкультминутки не обойтись.
1. Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, затем первую букву своего имени, закройте глазки, откройте, быстро поморгайте. 2. Зажмите руки в замочек, вытяните вперед, теперь вверх, потянитесь к солнышку. Выполняют упражнения.
6. Первичное закрепление. -Как изменяются глаголы 1 спряжения?
-Как изменяются глаголы 2 спряжения? Принимает участие в коллективной работе класса выполняет поставленные учителем задачи, приводит к определенным выводам, сформулированным в процессе обсуждения.
7. Применение нового знания в стандартной ситуации. Проверяет понимание учащимися того, что является сущностью основного содержания изучаемого материала.
Читают задания, выполняют упражнение – 390.
Проверяют. Записывают в тетрадь.
8. Перенос в новые условия. Поверяет полноту и осознанность усвоения изученного. Ликвидирует неясности осмысления учащимися нового материала
Задание №1
Проспрягать глаголы, выделить окончание, определить спряжение.
Просить, сказать, тереть, брить.
-Задание №2
Переписать, ставя глаголы в нужной форме
настоящего времени, выделить окончание.
1.Сосны вершинами (махать) приветно.
2.Лиловая занавеска чуть-чуть (колыхаться) от ветра.
3.(Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок.
4.Не пенится море, не (плескать) волна.
5.Мороз слегка (щипать) за щёки. Работа на распечатанных листах.
Читают задания, выполняют упражнения самостоятельно.
Проверяют. Записывают в тетрадь
9. Рефлексия. - Что узнали нового на уроке?
- Что показалось трудным?
- Что вызвало интерес? Определяет уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе.
10. Оценивание обучающихся. Оценивает обучающихся.
Комментирует оценки. 11 Домашнее задание. Мотивирует деятельность учащихся по выполнению домашнего задания. Объясняет выполнение д/з по выбору упр. 392 или 393 дифференцированно. Слушают объяснение домашнего задания, записывают в дневник