Технологическая карта. Слитное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных.
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Ф.И.О.: Хакимова Людмила Витальевна
Предмет: Русский язык
Класс: 6
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Тема: слитное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных.
Цель урока: сформировать умение правильно писать сложные существительные и прилагательные
Задачи урока:
Обучающая: обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных существительных и прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания существительных и прилагательных.
Развивающая: создать условия для развития умений производить классификацию существительных и прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы.
Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности, воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, перфокарты, карточки-задания для индивидуальной работы.
Название этапа Цель этапа Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия Формируемые УУД Промежуточный контроль.
1.
Мотивация
(самоопре-деление) кучебной
деятельно
сти).Цель:
создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха
Приветствие, проверка готовности к уроку, запись даты.
Покажите умные глазки.
Покажите ровные спинки.
Повернулись влево – улыбнулись,
Повернулись вправо и кивком головы поздоровались с нашими гостями.
Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня 21 декабря 2015 года, вы присутствуете на уроке русского языка в 6-б классе в Обшаровской школе №2».
Ребята! Открыли тетрадочки и записали число, классная работа.
На нашем уроке мы будем повторять ранее пройденный материал, изучать новую тему и закреплять её. Итак, начнём! Приветствует детей, гостей, сообщает число, план работы,
формирует
мотивацию.
Приветствуют учителя, друг друга, гостей, участвуют в диалоге с учителем, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Беседа. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания.
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют вместе с учителем необходимые действия, операции.
Психологический настрой учителя и учащихся.
Листы обратной связи.
2.
Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель:
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение приповторении правила написания суффикса –К-,-СК- в прилагательных и провести проверку знания орфограммы с помощью перфокарт.
.
- Ребята, на последнем уроке мы с вами познакомились с правилом написания суффиксов –К-,-СК- в прилагательных. Давайте вспомним это правило. Объясните написание слов: францу…ий, немец…ий, рус…ий, низ…ий, скольз…ий.
- А сейчас я проверю, как вы усвоили эту орфограмму. Работа с перфокартами. (раздаю перфокарты и объясняю, как с ними работать)
Работу закончили, поменялись с соседом листочками, взяли в руки красную пасту, проверяем по эталону (эталон на доске).
- Поставьте отметки. Выпишем слова, в которых вы сделали ошибки в словарик. Прочитали их вслух, запомнили.
Повторяет изученную орфограмму и проводит контроль.
Устраивает проверку самостоятельной работы по эталону. Вспоминают правило, работают с перфокартами, проверяют правильность выполнения работ по эталону, оценивают. Индив. Личностные: адекватно понимают причины успешности, неуспешностиучебной деятельности.
Познавательные:
систематизируют материал, полученный на предыдущем уроке и применяют его в работе с перфокартами.
Коммуникативные:
умеют работать самостоятельно в классе, не мешая друг другу.
Регулятивные:
умеют оценивать, сравнивать с эталоном результаты деятельности, анализировать собственную работу, исправлять ошибки и объяснять их. Устные ответы.
Работа с перфокартами.
3.
Выявление места и причины затруднения.
Постановка проблемы. Мотивация к дальнейшей деятельности.
- Ребята! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Перекрёстки».
Что вам нужно сделать? Я читаю лексическое значение слова, а вы отгадываете его. (на доске)
1. Специалист по разведению сада.
2. Паровой колёсный двигатель.
3. Канал для выхода дыма из печи.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. ТУ-104.
7. Огнестрельное оружие.
с д
а о м х о рт а ё пк
Слова:
самотёк, хоровод, бурелом -
разберём по составу:
-В этих словах по 2 корня?
-Как называются такие слова?
-Сложные.
Сегодня мы с вами будем проходить правописание сложных слов. Посмотрите, как они пишутся?
Презентация (слайд 1).
- Мир сложных слов очень богат.
Вот они перед вами:
Авторучка, горько-солёный, диван-кровать, юго-восток, мать-и-мачеха, пятиэтажный, железнодорожный, Ростов-на-Дону, лесоруб, сбербанк, Санкт-Петербург, сине-зелёный. – К каким частям речи они относятся? Назовите.
- Если сейчас предложить вам словарный диктант из сложных слов, справитесь ли вы с ним?
- Почему?
- Какова, по-вашему, тема сегодняшнего урока?
- Правописание сложных слов.
- Правильно.
-Посмотрите на экран: «Слитное и дефисное написание существительных и прилагательных».
- Какие цели вы поставите перед собой?
- Научиться писать сложные существительные и прилагательные.
Запишем тему урока в тетради.)Физминутка. Повторяет ранее пройденный материал, подводит к теме урока,
просит назвать тему, цель урока, уточняет их, ставит проблемный вопрос.
Вспоминают правописание сложных слов. Отвечают на проблемный вопрос. Называют тему и цель урока.
Фронт.
Личностные: проявляют интерес к новому материалу. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: проявляют волю в затруднительных ситуациях; определяют тему и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Коммуникативные
умеют слушать и
понимать речь других,
учитывать разные мнения, высказывать свою точку зрения. Устные ответы.
Листы обратной связи.
4. Целепологание и построение проекта выхода из затруднения. Цель:
формирование представлений об условиях дефисного и слитного написания сложных существительных и прилагательных Перед вами опорная таблица, посмотрите на неё и послушайте правило. Презентация (слайд2)
Слитное и дефисное написание
сущ. и прилаг.
слитно дефис
аэро- агро-авиа- авто- мото- вело- кино- фото-стерио- метео-, зоо-. обер- унтер- штабс- экс-
обер-лейтенант
экс-чемпион
штабс-капитан
унтер-офицер
вертолёт 2 значения: диван-кровать, плащ-палатка,
кисло-сладкий
пятилетка части света: юго-восток
Синие глаза – синеглазыйфизические величины: грамм-молекула, киловатт-час
светло-голубой
Алма-ата – алма-атинский
Запомнить!
Ростов-на-Дону
Комсомольск-на-Амуре
мать-и-мачеха
иван-да-марья
Учитель показывает, как нужно читать опорную таблицу.
Пишутся слитно.
- Кто из вас может повторить правило? (2 ученика повторяют)
Работаем в парах . Опрашиваем правило всех. Учитель помогает слабым воспроизвести таблицу.
- Смотрим на вторую колонку таблицы.
Пиши через дефис.
Учитель показывает, как нужно читать опорную таблицу (вторую колонку). (2-3 ученика повторяют).
Работаем в парах. Учитель опрашивает слабых учащихся.
Учитель читает всю таблицу, 2-3 ученика пробуют прочитать её всю.
Перечерчиваем эту табличку в орфограммник. Пока дети перечерчивают, учитель продолжает опрашивать таблицу остальных.
Вместе составляем алгоритм ответа по таблице. Учит учащихся поэтапно читать опорную таблицу, организует работу в парах, контролирует правильное воспроизведение опорной таблицы, учит составлять алгоритм ответа по данной таблице. Учатся читать опорную таблицу, перечерчивают её в орфограммник, составляют алгоритм ответа по таблице. Работа в парах Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности.Познавательные: с помощью учителя учатся читать опорную таблицу, создают алгоритм ответа по таблице.
Регулятивные: ставят перед собой задачу и стремяться выполнить её.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе работы, ведут диалог, помогают друг другу освоить знания по опорной таблице.
Устные ответы по воспроизведению опорной таблицы.
5. Творческая практическая деятельность.
Цель: на основе новых знаний сформировать у учащихся способ умственных действий применения полученных знаний. А сейчас мы с вами поиграем. Работа в группах. Я раздаю конверты, в которых написаны слова на изученную орфограмму, а вы должны будете определить, на какое они правило и правильно приколоть эти слова на доску.
В центре доски опорная таблица, дети выходят и прикрепляют слова напротив правила слева и справа..Организовывает работу в группах, коллективно обсуждают правильное написание слов, в которых были допущены ошибки. Распределяют сложные сущ-е и прилаг-е по правилам. Групповая работа. Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Познавательные:могут понимать информацию, представленную в схематичной форме, использовать знако-символические средства для решения различных учебных задач. Регулятивные: ставят перед собой задачу и стремяться выполнить её.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, помогают друг другу освоить новые знания. Устные ответы.
6. Включение в систему знаний и повторение. Цель: включение нового способа действия в систему знаний, повторение и закрепление изученного. Работа с карточками.
Ребята! А сейчас вы попробуете поработать с карточками. Вам нужно будет написать правильно сложные существительные и прилагательные. Если вдруг у вас возникнут вопросы, спрашивайте. (Задания дифференцированные на правописание сложных слов.) Учитель ходит по рядам и смотрит, как дети справляются с работой. Если возникают затруднения, то помогает их преодолеть. Организует самостоятельную работу по карточкам с дифференцированными заданиями. Выполняют работу по карточкам, проверяют, как они усвоили новый материал. Индив. Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Личностные: понимание личной ответственности за результаты деятельности Познавательные:приобретают умения использовать знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале при выполнении самостоятельной работы. Самостоятельная работа.
7. Домашнее задание Цель: продолжить работу учащихся по самообразованию. Ребята! Откроем учебники и посмотрим, как звучит наша тема в учебнике. « Слитное и дефисное написание прилагательных». Мы с вами научились писать не только прилагательные, но и существительные. Как вы думаете, почему я объединила вместе эти правила?
- Пишутся одинаково.
- Правильно. Но упражнения в вашем учебнике только на прилагательные, поэтому я задаю вам по учебнику №332.Посмотрите упражнение, сможете ли вы его выполнить?
- Сможем.
- К следующему уроку вы должны будете научиться читать опорную таблицу, привести по 2-3-примера на каждый пункт правила. Примеры можете вписать в тетрадь после упражнения и подготовить ответ по алгоритму правила «Слитное и дефисное написание сущ-х и прилаг-х» Объясняет выполнение домашнего задания. Осмысливают и записывают домашнее задание. Беседа Личностные: понимание личной ответственности за результаты деятельности Познавательные: планирование дальнейшей деятельности и определение задания для самоподготовки. Упражнение.
8.Рефлексия Цель:
оценить результаты собственной деятельности
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Что было особенно трудным?
- Что вызвало интерес?
- Какую бы вы поставили себе отметку за урок?
Задаёт вопросы, благодарит за прямоту Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Беседа Личностные: умение оценивать себя на основе критерия успешности.
Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Регулятивные: уметь осуществлять итоговый контроль деятельности(«Что было трудным? Что вызвало интерес?»)Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других. Умение целостно обобщать информацию, применяя ее к конкретному языковому материалу