Урок русского языка в 9 классе по теме: «СПП с несколькими придаточными».


Урок русского языка в 9 классе по теме: «СПП с несколькими придаточными».
Цели:
показать особенности СПП с несколькими придаточными, закрепить знания о постановке знаков препинания при однородных членах предложения и однородных придаточных, проверить знания по теме «Лексика»;
формировать умения различать типы придаточных, расставлять знаки препинания, работать индивидуально и в парах, преобразовывать простые предложения в СПП, определять стиль текста и выделять основную мысль;
воспитывать бережное отношение к языку, желание совершенствовать свою речь.
Ход урока:
Оргмомент.
Здравствуйте, садитесь. Ребята, вы все знаете, что у нас в школе проходит неделя русского языка и литературы. И поэтому у нас сегодня на уроке присутствуют гости. Я думаю, что несмотря на это, вы сегодня покажете всё, чему научились за эти последние полгода. И я надеюсь, что сегодня мы с вами плодотворно поработаем на уроке, и узнаем много нового, чего ещё не знаем. Желаю вам, ребята, позитивного настроения и успехов.
А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «СПП с несколькими придаточными».

Эпиграф к уроку:

«Если вы будете изучать русский язык,
страстно любить его,
то вам откроется мир безграничных радостей,
ибо безграничны сокровища русского языка».
Владимир Луговской.
И, действительно, сегодня мы вновь заглянем в эту сокровищницу русского языка и вспомним, какие предложения называются сложными, ССП, СПП и познакомимся с таким явлением, как СПП с несколькими придаточными, узнаем способы подчинения придаточных, научимся определять их и, конечно же, расставлять знаки препинания.
Ребята, наша задача – закрепить основные понятия по данной теме, работать над развитием умения определять вид связи в предложениях с несколькими придаточными, продолжить работу над развитием умения постановки знаков препинания.
Мы часто говорили о значимости этой темы, о ее месте в итоговой аттестации в 9-11 классах, поэтому каждый ученик должен стремиться максимально проявить себя.
Словарный диктант
Театральные декорации, ориентироваться на местности, Цивилизованное общество, агрессивно настроен, аннулировать соглашение, выдать аттестат, поколение романтиков, 1985 год, высказать лаконично, успеть вовремя, автобиографический очерк, вынужденная эмиграция, прогнозировать ситуацию. (определить вид связи в словосочетаниях).

Разминка.
а) Замените слова синонимами(ученики записывают слова) (СЛАЙД №1)
б) Составьте с ними предложения.
(ученик, доказательство, разуметь, здорово, ликвидация)
(школьник, аргументы, понимать, хорошо, устранение)
Ученик ликвидировал недочёты в работе. В сочинении приведены веские аргументы. Здорово, когда всё понимаешь.
Перед вами на слайде предложение.(СЛАЙД № ).
Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.
1 Замените слово ПРАВИЛЬНОЕ синонимом (верное, необходимое).
2 Подберите антоним к слову лёгкость (тяжесть).
3 Выпишите слово с орфограммой : «Приставка при- пишется, если имеет значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия, прибавление» (привести).
4 Выпишите словосочетание, построенное на связи согласование (правильное соотношение, правильное звучание).
Сверка со слайдом. У кого всё выполнено верно?
Проверка домашнего задания.
Преобразуйте это простое предложение в СПП.
а). (Если хочешь выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, используй знаки препинания./
б). Тот, кто желает выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, должен использовать знаки препинания).
Правильно!Молодцы!

Ребята,а у К.Г.Паустовского эта мысль звучит так:
«Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание».

К доске идёт … разобрать предложение.
Работают по карточкам двое
Проверим выполнение домашнего упражнения № 190 (1). На слайде вы видите схемы предложений из вашего упражнения. назовите виды придаточных И сверьте работу с правильными ответами.
1 [ - = и = сущ.],(какой = )определительное
2 [ - = ],(так что = - )следствия
3 (Несмотря на то что - = ),[ - = ] уступки
4 [ = ],(если - = ) условия
5 [ = ], (так как = ) причины
6 [ - = и = ],(чтобы = ) цели
7 (По мере того как = - ),[ = и = ] времени
8 […,(куда = ), = - и - ] места
9 [ = ],(что = ) степени
Прочитайте 8 предложение со знаками препинания.(Работает у доски ученик).
Проверим разбор предложения.
Фронтальный опрос:
Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним:

-Какое предложение мы называем простым.
--Какое предложение мы называем сложным.
- Что такое ССП?
- На какие группы делится ССП?
- Что такое СПП?
- На какие группы делятся придаточные?
- Назовите виды обстоятельственных придаточных.
- Чем отличается ССП от СПП?.
Работа с эпиграфом.
А сейчас давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока:
Скажите, пожалуйста, что собой представляет данное высказывание и охарактеризуйте его с точки зрения синтаксиса? (СПП, СПП с несколькими придаточными).
Молодцы!
Изучение нового материала.
Запишите предложение (эпиграф) , найдите грамматические основы и союзы, соединяющие части предложения, расставьте знаки препинания.
Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
Составим схему предложения.
(Если - =, = ), [ = - ],(ибо = - ).
Такое подчинение
а) называется параллельным.
- Посмотрим, какие ещё бывают виды подчинения (слайд)
б) последовательное подчинение
[Виктор попросился в забойщики], (потому что он слышал), (что это самая почетная профессия на шахте). [ ], (потому что… глаг.), (что…).
Объясняет учитель.
в) параллельное подчинение
(Когда мы пришли), [отец показал мне несколько крупных окуней], (которых он выудил без меня). (Когда …), [… сущ.], (которых …).
Называет ученик виды придаточных.
г) однородное подчинение
[Кучер Трофим сказал моему отцу], (что дорога стала тяжела), (что нам не доехать засветло до деревни), (что мы запоздаем).
[ ], (что …), (что …), (что …).
- А теперь ….. нам напомнит о постановке знаков препинания при однородных членах предложения.
Физминутка.
Тренировочные упражнения.
А) Упражнение 178 (старые учебники)-письменно
Б) упражнение 167 (новые учебники)-устно
Работа с КИМАМИ.
Ребята, вам скоро предстоит сдавать экзамены по русскому языку (ГИА). Одна из тем, включённых в материалы ГИА (В9)- это задание на умение находить в тексте СПП с несколькими придаточными, умение определять вид подчинения. Вот и мы с вами потренируемся в выполнении данного задания.
Развитие речи. Работа по тексту (Задание С1.-Сжатое изложение)
Поработаем с текстом. Перед вами текст З. Люстровой.
1. Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать все, чем живёт наша страна, наша планета.
2. Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. 3. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. 4. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! 5. От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты.
Словарный запас слов русского языка очень богат и насыщен. Это достояние и сокровище нашего народа.
Прав был Владимир Луговской, когда он сказал : «Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».

- Определите стиль текста (публицистический).
- Определите тип текста (рассуждение).
- Сколько микротем в тексте?
-Какая проблема берётся в тексте?
-Основная мысль текста?
- Найдите номера СПП с несколькими придаточными (1,2,5).
Поработайте в парах.
Выберите 1 или 5 предложение и, не записывая их, составьте схемы, определите вид подчинения. Какая пара первой выполнит задание, заработает оценку 5. (1- последовательное, 2 – параллельное).
[- =,=,=],(чтобы = ),(чем = - ) -------последовательное подчинение
[ ,( ли = - ),(ли = ), = ],(= ли -) -------параллельное подчинение
- Определите типы придаточных в 5 предложении. Оно имеет в своём составе придаточные изъяснительные, почему подчинение не однородное? (Отвечают на разные вопросы).
Закрепление темы урока. Работа по слайдам( определение вида придаточных)
Рефлексия. Итог
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что такое однородное, параллельное, последовательное подчинение?
- Кто сегодня хорошо поработал на уроке, кому есть за что себя похвалить?
Оценивание.
Домашнее задание.
Карточки или слайды.
________________________________________________________________________
1. Последовательное подчинение
[Виктор попросился в забойщики], (потому что он слышал), (что это самая почетная профессия на шахте).
[ ], (потому что… глаг.), (что…).
2. Параллельное подчинение
(Когда мы пришли), [отец показал мне несколько крупных окуней], (которых он выудил без меня).
(Когда …), [… сущ.], (которых …).
3. Однородное подчинение
[Кучер Трофим сказал моему отцу], (что дорога стала тяжела), (что нам не доехать засветло до деревни), (что мы запоздаем).
[ ], (что …), (что …), (что …).