Конспект урока по русскому языку на тему Правописание частицы не с глаголами (3 класс)

Технологическая карта урока
1
ФИО
Ерофеева Раиса Леонидовна

2
Место работы
ГБОУ Суходольская СОШ №1

3
Должность
учитель начальных классов

4
Предмет
Русский язык

5
Класс


6
Дата
04. 05. 16 г.

7
Тема:
Правописание частицы не с глаголами

8
уровень
школьный

УМК «Школа России»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Цели урока: развивать умения употреблять и правильно писать глаголы с частицей не; создать условия для развития речи, ; формировать орфографическую зоркость.
Задачи урока:
обучающие: обучение учащихся применению правила на правописание частицы НЕ с глаголами. развивающие: развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка». Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения. воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; бережного отношения к книге, правильного поведения на уроке; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык. Планируемые результаты:
Предметные результаты
Овладеют умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний; проявляют позитивное отношение к правильной устной речи как показателю общей культуры.

Личностные результаты
Устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: общеучебные – овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические– устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Коммуникативные: принимают участие в работе парами.

Основное содержание темы, понятия и термины
Правописание частицы не с глаголами. Значение частицы не в высказывании. Вид предложений по цели высказывания и интонации. Побудительное предложение

Ресурсы: учебник «Русский язык 3 класс» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013 г., презентация,
ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, интернет ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. , [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]























Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые
УУД
СОТ

I Организационный момент

Организует и проверяет готовность обучающихся к уроку.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
-Теперь записываем число и классная работа в тетради.
( Ждёт, когда напишут, при этом следит за осанкой, за положением тетради)
Проверяют своё рабочее место

Регулятивные: волевая саморегуляция
Коммуникатив-ные технологии



Здоровьесберега-ющие технологии



II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. 1.Актуализа-ция знаний.


2.Постановка темы урока
- Ребята посмотрите на доске записаны слова: шкаф, весна, любил, писал, класс, веселый.
-Назовите слова, которые являются глаголами (любил, писал).
-придайте словам отрицательный смысл (не любил, не писал).
-Что помогло глаголу получить отрицательный смысл? (Слово не.) - Будет ли не предлогом? Почему?

-Кто может сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?
-Подумайте, а какие задачи мы сегодня поставим на урок? Давайте их сформулируем с помощью опорных слов.
На доске опорные слова:
Расширить и углубить
Развивать умение употреблять и .




Находят глаголы.








Называют тему урока:
- правописание частицы не с глаголами.
Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи.
- знания о глаголе;
-частицу не и правильно писать не с глаголами;

Познавательные: осуществлять анализ объектов, классифицировать, группировать; общеучебные -формулирование познавательной цели
Регулятивные: целеполагание, принятие и удержание цели и темы урока
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, принимать позиции других людей.
Личностные: формулирование темы урока, принятие целей урока.
Технология работы с текстом
Здоровьесберега-ющие технологии
Коммуникатив-ные технологии
ИКТ



Технология развития критического мышления

III. Первичное закрепление
1. Загадки













2. Пословицы
Направляет и организует деятельность уч-ся по закреплению новой темы
Ребята, отгадайте загадки.(упр.229, с. 126)
(Не) сердятся, а усами ворочают; (не) молчат, а слова (не) скажут; идут, а с места (не) сдвинутся. /часы/
(Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает. /замок/
Если б (не) было его, (не) сказал бы ничего. /язык/
Есть спина, а (не) лежит, четыре ножки, а (не) ходит. /стул/

- Спишите загадки. Как вы будете писать частицу не с глаголом?
Соедините пословицу с подходящим по смыслу словом.
- Шила в мешке (не) утаишь.
- Лёжа хлеба (не) добудешь.
- Одна ласточка весны (не) делает.
- После драки кулаками(не) машут.
- Насильно мил (не) будешь.
- Дыма без огня (не) бывает.

- Чего не хватает в этих пословицах?
- Прочитайте, что получится.
- Как изменился смысл глаголов с частицей не?
- А смысл пословиц?
Отгадывают загадки.
(Коллективная работа)












Вспоминают правило правописания частицы не с глаголами.











Частицы не.

Зачитывают пословицы.

Глаголы приобрели отрицательный смысл.
Объясняют смысл пословиц.
Регулятивные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.
Коммуникативные: слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме,
Познавательные: осуществлять анализ объектов, составлять ответы на вопросы, уметь строить речевое высказывание.
Технология работы с текстом
Коммуникатив-ные технологии
























Здоровьесберега-ющие технологии
ИКТ



IV. Физкультми-нутка
- А теперь я предлагаю немного отдохнуть.
- Сейчас я произнесу глаголы в утвердительной форме, а вы в отрицательной форме.
Задание: изобразите голосом капризного ребенка. Как ведут себя дети, когда капризничают?
Буду – не буду!
Могу – не могу!
Хочу – не хочу!
Стану – не стану!
Кричу – не кричу!
- Гимнастика для глаз
Осуществляют профилактику утомления












Здоровьесберега-ющие технологии


V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Организует самостоятельную работу, контролирует и проверяет правильность написания.
1) Творческое задание. Предлагаю выполнить творческое задание в парах (по карточкам)
Написать по 2 правила, используя глаголы с частицей НЕ. Запишите их в тетрадь.
Правила поведения на уроке
Правила поведения на переменах
Правила поведения в природе
Правила поведения на дороге
Правила поведения за столом
Правила работы с книгой
2. Словарно- орфографическая работа.
Учись доброму, так худое на ум (не) пойдет.
Лодырю всегда (не)здоровится.
Найдите глаголы, которые употребляются без частицы не. Какой глагол не употребляется без частицы не. 3. Глаголы-исключения
Итак, мы узнали, что частица НЕ пишется с глаголами раздельно.
Но в русском языке есть слова-исключения. О них нам расскажет сказка.
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «НЕ люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «НЕ верю». Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам
Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.
А теперь давайте познакомимся с глаголами, где частица НЕ пишется слитно.
НЕ пишется слитно в словах:
ненавидеть
негодовать
недоумевать
недомогать
Дадим толкование словам-исключениям.
Ненавидеть – Негодовать –
Недоумевать – Недомогать –
Проверим:
Ненавидеть – чувствовать отвращение.
Негодовать – испытывать гнев.
Недоумевать – испытывать сомнения.
Недомогать – болеть.
- Запишите в тетрадь глаголы-исключения.
Как вы думаете, почему в русском языке появились слова, в которых частица не пишется слитно? Рассмотрим примеры.
Не бежать – бежать
Не писать – писать
Не лететь – лететь
Частица НЕ пишется раздельно, потому эти глаголы без НЕ употребляются.
Частица НЕ пишется слитно, потому что эти глаголы без НЕ не употребляются.
4. Вставь в текст частицу не
Береги книгу! ... бери её грязными руками и ... клади на грязный стол. ... перегибай книгу и ... загибай у неё листов. Если ты ... взял книгу в библиотеке, то ... забудь вернуть её в срок.

Работа в парах с последующей проверкой.
Один ребенок читает вслух.















Находят глаголы в тексте. Распознают приставку не, правильно обозначают её на письме.











Слушают. Отвечают на вопросы. Выполняют задания упражнения.








































Объясняют.










Записывают, запоминают, рассуждают.
















Закрепляют полученные знания.
Познавательные: общеучебные-поиск и выделение информации; логические - классификация.
Коммуникативные: умение договариваться, вступать в диалог.
Личностные: умение сотрудничать, принимать позиции других людей.
Регулятивные: умение работать в парах, группах.
Обучение в сотрудничестве
Коммуникатив-ные технологии


VI. Обобщение пройденного
- Заполните таблицу (задание группе)
Что такое не?
Частица

К какой части речи относится это слово?
Служебная

Когда оно употребляется в речи?
Отрицание
Запрет

Как пишется не с глаголами?
Раздельно

Исключения
Слитно
ненавидеть
негодовать
недоумевать
недомогать


Работа в группах
Заполняют таблицы
Познавательные: общеучебные-поиск и выделение информации; логические - классификация.
Коммуникативные: умение договариваться, вступать в диалог.
Личностные: умение сотрудничать, принимать позиции других людей.
Регулятивные: умение работать в парах, группах.
Обучение в сотрудничестве
Коммуникатив-ные технологии


VII.Рефлексия
Организует итоговую работу по осознанию темы.
Смогли ли вы достичь цели, задачи урока?
Какие испытывали трудности?
Что воспринималось легко?
Отвечают на вопросы.
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Саморегуляция.
Регулятивные:
выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникатив-ные технологии
Здоровьесберега-ющие технологии
ИКТ
Технология оценивания образовательных достижений учащихся

VIII. Домашнее задание
Откройте дневник и запишите домашнее задание: Составить и записать три предложения правила поведения в театре, используя глаголы с частицей не. Дает комментарий к домашнему заданию.
Записывают домашнее задание в дневники.


Регулятивные: волевая саморегуляция.











Заголовок 315