Анализ урока русского языка Написание частицы не с глаголами


Анализ урока русского языка
Тема урока: «Написание частицы не с глаголами»
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с правописанием частицы не с глаголами.
Задачи:
Образовательная – составить правило раздельного написания частицы «не» с глаголом; учит правильно писать частицу не со словами, называющими действие; уметь применять полученные знания и умения в новой языковой ситуации;
Развивающая – развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода; Развивать мыслительную активность, познавательный интерес, самостоятельность учащихся, пополнять их словарный запас;
Воспитывающая – воспитывать в учащихся интерес к предмету, коммуникативные навыки.
Оборудование: доска, учебник, тетрадь, тетрадь на печатной основе, письменные принадлежности, интерактивная доска.
УУД:
Метапредметные – содействовать формированию универсальных учебных действий (УУД):
регулятивных – пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной литературе; строить сообщения в устной форме;
познавательных –  строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
коммуникативных –  формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания.
Личностные УУД – формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.
Тип урока:  урок сообщения новых знаний.
Форма урока: урок-практикум.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС. В работе дана структура урока открытия нового знания в 3 классе по теме «Написание частицы не с глаголами» по программе «Перспективная начальная школа». Научить любому умению, будь то умение кататься на велосипеде, умение читать и писать, умение управлять самолетом, при помощи слов, объяснением, невозможно. Формирование основ любого умения может происходить только при самостоятельной работе. Отсюда следует, что основной формой работы ученика на уроке является системная самостоятельная работа учеников. Причем не самостоятельная работа в традиционном понимании, которая проводится на всех уроках после объяснения учителем нового учебного материала, а именно самостоятельная работа по изучению нового незнакомого материала. Существенно поменялась  роль учителя. Учитель не является носителем и толкователем новой для учеников информации. Он является создателем и организатором среды, которая побуждает учеников учиться. Задача учителя заключается в том, что работа каждого ученика должна быть успешной, чтобы каждый ученик получал удовольствие от преодоленной им трудности.
Мотивация к учебной деятельности учителем повышалась следующими словами:
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Урок русского языка я хочу начать со слов Сабира Абдуллы.
Прочитайте. (Дети хором читают)
Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда – 
И та награда в нём самом. 
На уроке учителем использовались:
Технологии: личностно-ориентированный подход, технологию проблемного обучения, приемы технологии развития критического мышления, здоровье сберегающие технологии, компьютерные технологии, игровые приемы.
Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.
Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.
Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.
Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).
Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Глагол» курса «Русский язык». Данный урок по теме «Написание частицы не с глаголами» один в разделе. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на изучение правописания частицы не.
При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реальные возможности учеников 3 «Б» класса: невысокая работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, неустойчивая эмоционально-волевая сфера.
Ход урока:
Этапы урока Время
Орг. момент. 1 мин.
Работа над каллиграфией. 3 мин.
Словарная работа. 5 мин.
Актуализация знаний. 4 мин.
Изучение нового материала. 9 мин.
Физкультминутка. 2 мин.
Закрепление полученных знаний. 20 мин.
Итог урока. 1 мин.
Домашнее задание 1 мин.
Для активизации внимания и разнообразия форм работы в основе каждого этапа использовались игровые моменты. Все этапы логично связаны.
1 этап: Организационный момент. Мотивация деятельности учащихся.
Его цель - создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся, способствование созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока.
2 этап: Работа над каллиграфией.
Цель: отработка правильного, быстрого и красивого письма детей.
3 этап: Словарная работа.
Цель: усвоение правописания слов с непроверяемыми орфограммами; в задании на сравнение – развитие аналитического мышления, коммуникативных способностей.
4 этап: Актуализация знаний.
Цели этого этапа – определение и самостоятельное формулирование темы, цели и задач урока. Составление плана действия. Формулирование правила.
5 этап: Изучение нового материала.
Цель: применение новых знаний на практике - при помощи учителя, отработка алгоритма проверки правописания безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода.
На 6 этапе применяла здоровьесберегающие технологии. Во время физкультминутки дети выполняли различные упражнения под музыку.
7 этап: Закрепление полученных знаний.
С целью оценки умения правильно писать не с глаголами была проведена самостоятельная работа по учебнику.
Перед самостоятельной работой, было проведено обобщение знаний.
Помимо непосредственной работы над глаголами, на уроке присутствовали различные виды разбора: синтаксический, морфологический, по составу.
8 этап. Итог урока.
Цель этапа – подведение итогов работы. Формулирование оценочных выводов и обобщений.
9 этап: дано домашнее задание.
Выбранная учителем структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, учитель ставил перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На всех этапах урока использовала путешествие в сказку через яркую, красочную компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету, развивать их воображение, внимание, память.
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Темп и ритм урока был оптимальным. Действия учителя и учеников были завершёнными.
Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Письменная работа велась в тетрадях.
Работоспособность учащихся в течение всего урока была высокой. Этому способствовали активные методы обучения, нестандартная форма урока, хорошее владение учащимися теоретическими знаниями.
Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Создана ситуация успеха для каждого учащегося. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Эмоциональное состояние учащихся соответствовало эмоциональному состоянию учителя. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Стиль общения учителя с учениками - демократический. На уроке менялись виды деятельности, оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения.
Цели в течение урока были достигнуты.