Урок русского языка в 9 классе СПП с несколькими придаточными


Урок русского языка в 9 классе
Тема: Сложноподчиненные предложения
с несколькими придаточными
Цели урока:
ученик должен иметь понятие о классификации СПП с двумя или несколькими придаточными; знать особенности пунктуации предложений данной структуры;
ученик должен уметь анализировать СПП с несколькими придаточными и составлять их схемы; отработать пунктуационные навыки в СПП с несколькими придаточными;
ученик должен вырабатывать самостоятельность при изучении нового материала
Организация классаОбъявление темы урока и постановка цели
Формирование новых понятий и способов действий
Анализ СПП с нескольким придаточными, составление их схем:
а) Время путешествия нашего истекло , (хотя мы успели пройти лишь
половину того), ( что задумали).
б) (Когда у меня в руках новая книга), я чувствую , (что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное).
в) Он понимал , (что такой огонь нельзя остановить), (что это стихия).
Задания классу:
Запишите предложения.
Определите значение придаточных предложений.
Составьте схемы СПП.
Прочитайте в учебнике § 27. Определите вид записанных СПП
с несколькими придаточными.
Виды связи в СПП с несколькими придаточными
Последовательное Параллельное Однородное
подчинение подчинение подчинение
1)2)3)
что
когда
хотя
что
что что

что

- Расскажите о каждом виде СПП. Чем они отличаются друг от друга?
Вывод: по строению различают следующие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными:
а) с последовательным подчинением, б) с параллельным подчинением,
в) с однородным подчинением.

- Могут быть и более сложные комбинации подчинения придаточных (§ 9.4) : В воздухе, (куда ни взглянешь), кружатся целые облака снежинок , (так что не разберешь), (идет ли снег с неба или с земли).

куда ни ни нитак что

ли

Особенности расстановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными.
Анализ примеров и составление схем:
(Пока я ходить умею), (пока глядеть я умею), (пока я дышать умею), я буду идти вперед.
По хутору поползли слухи, (что хлеб собирается для отправки за границу), (что посева в этом году не будет) и (что с часу на час ожидается война).
Вывод: Запятые между однородными придаточными
предложениями ставятся так же, как и между однородными членами.
Применение. Формирование основных навыков и умений
Определение видов СПП с несколькими придаточными и составление схем (упр. 355)
Задание: Выписать по одному предложению на каждый тип связи и составить схемы предложений.
Конструирование предложений с однородными придаточными (упр. 133).
Информация о домашнем задании
§ 27, упр. 354
Подведение итогов урока
Ученик в роли «Подводящего итог»
(Урок разработан с использованием материала из журнала
«Русский язык в школе», 1988 г.)