Методический материал для формирования пространственной ориентировки у детей с ОНР
Дидактическая игра «Слева, справа, над, под…»
Малыгина Людмила Александровна
Учитель-логопед
Игра направлена на:
развитие пространственной ориентировки,
на введение в активный словарь предлогов и слов: НАД, ПОД, МЕЖДУ, слева, справа, названий геометрических фигур и цифр от 1 до 9.
согласование существительных с прилагательными.
развитие мелкой моторики пальцев рук.
Данную игру предлагаю детям с 4,5 лет.
Оборудование: лист картона, лист формата А4 с напечатанной на нём таблицей 3*3, лист с распечатанными цифрами (9 цифр) и геометрическими фигурами (9 фигур), девять прищепок для геометрических фигур, 9 прищепок для цифр.
Ход работы
На лист картона накладываем лист А4 с распечатанной таблицей, обклеиваем или ламинируем. Затем в каждом квадрате делаем отверстие для прищепки.
Цифры ламинируем (обклеиваем), вырезаем и приклеиваем на прищепки.
323469026416000Точно также поступаем с геометрическими фигурами.
5924272420200
Далее приступаем к игре. Ребёнку предлагаем взять одну из геометрических фигур и прикрепить её в центр (допустим это был квадрат). Затем берём, например, круг. Инструкция ребёнку: «Расположи его над квадратом, возьми треугольник. Он «живёт» под квадратом. Далее заполняем окошки слева и справа. Хронология прикрепления фигур может быть разной. Можно начать с верхнего левого угла, с нижнего правого угла.
На образце ребёнок взял трапецию, справа от трапеции - овал, над трапецией треугольник.
Сначала ребёнок слушает инструкции взрослого, затем самостоятельно пытается объяснить положение той или иной фигуры.
4549140762000
Вместо фигур можно использовать цифры.
Кружочки цифр разного цвета. Можно сразу назвать цифру, а можно ребёнку предложить взять кружок красного цвета и спросить, какая в нём «живёт» цифра.
Данную игру использую часто. Дети с удовольствием прикрепляют прищепки в окошечки, быстро овладевают терминологией слева, справа, над, под, между.