Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными».


Конспект урока русского языка в 9 классе по теме
«Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными».
Учитель - Малеева Марина Васильевна, учитель русского языка и литературы КГУ «Гимназия № 5» акимата города Рудного.
Цели: подвести учащихся к пониманию того, что в сложноподчиненном предложении может быть 2 и более придаточных, связанных с главным разными видами подчинительной связи; формировать умения различать типы придаточных, расставлять знаки препинания, работать индивидуально и в парах, преобразовывать простые предложения в СПП; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы; развивать навыки исследовательской деятельности; содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
Мы встретились не в первый раз,
И от меня вы можете не прятать
Сиянье ваших умных глаз.
Пусть будут поиски, сомненья.
И, как ни краток встречи срок,
Быть может, мы сойдемся в мненьях
И вместе проведем урок.
2. Повторим.
А) Орфоэпическая разминка.
- По цепочке произнесите слова с соблюдением орфоэпических норм.
Балую, ворота, диспансер, добыча, договор, звонишь, квартал, намерение, свекла, туфля, ходатайство, щавель.- Укажите среди данных слов слова, в которых все согласные твердые (ворота, договор, квартал),
все согласные звонкие (балую, договор, намерение),
слова, в которых букв больше, чем звуков (звонишь, щавель),
слова, в которых звуков больше, чем букв (балую, намерение).
Б) Взаимопроверка.
- Проверьте написанное вами. Если все сделано без ошибок, поставьте «5», с одной-двумя ошибками -«4», с тремя-четырьмя – «3», более – «2».
- Поднимите руки, у кого «5», у кого – «4», у кого – «3», кто не справился.
-Орфоэпия тесно связана с орфографией. Почему? (Орфография изучает правописание слов, а мы не всегда пишем так, как слышим и говорим.)
В) Словарно-лексическая работа.
- Запишите словарные слова, подходящие по смыслу, в порядке, соответствующем указанному значению, вставьте пропущенные буквы.
Общий вид местности –
Пояснительное замечание –
Глава государства, крупных компаний –
Лицо, рассчитывающее на что-либо-
Система взглядов общества, партии –
Человек с жизнерадостным мироощущением –
Музыкальное сопровождение –
Для справок: а(к,кк)омп..немент, опт..мист, пр..з..дент, л..н..шафт, к..(м,мм)ентарий, пр..т..ндент, ид..ология.
Г) Самопроверка.
- Проверьте написанное вами. Если все сделано без ошибок, поставьте «5», с одной-двумя ошибками -«4», с тремя-четырьмя – «3», более – «2».
- Поднимите руки, у кого «5», у кого – «4», у кого – «3», кто не справился.
- Определите способ связи слов в словосочетаниях: уверенный претендент, президент компании.
- Какой раздел языкознания изучает строение словосочетания? (Синтаксис)
-Что еще является предметом изучения синтаксиса? (Предложение, текст)
- Составьте с этими двумя словосочетаниями сложное предложение. (Уверенный в себе претендент на должность президента компании участвовал в дебатах, которые транслировал местный телеканал.)
- О каких сложных предложениях мы с вами говорили на последних уроках? (СПП).
Г) «Да. – НЕТ».
- Быстро прочитывая грамматические формулировки, отметьте верные утверждения словом «да», а неверные – словом «нет».
1.Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений.
2. В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.
3. Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.4.Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью.
5. В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.
6.Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.
7.Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные, присоединительные.
8.Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.
9.Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.
10.Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.
Ключ: 1. Нет. 2. Да. 3. Нет. 4. Нет. 5. Да. 6. Да. 7. Да. 8. Нет. 9. Да. 10. Да.
Д) Взаимопроверка.
- Проверьте написанное вами. Если все сделано без ошибок, поставьте «5», с одной-двумя ошибками -«4», с тремя-четырьмя – «3», более – «2».
- Поднимите руки, у кого «5», у кого – «4», у кого – «3», кто не справился.
3. Подготовка к изучению нового материала.
Слово учителя.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова успех, счастье?
Но что означают успех, счастье для самих людей?
Я думаю, что успех и счастье очень весомы в нашей жизни. Успех - добиться чего-то самостоятельно. Успех, когда ты любишь, потому что любовь возможна только для человека. А это такое счастье. Но ведь успех – это не обязательно трудный путь, это может быть путь созидания и удовольствия. И мне бы очень хотелось, чтобы в нашей с вами жизни было как можно больше созидания и радости от него. Успехам нет предела, но высший успех в жизни - быть человеком!
- А можете ли вы привести слова известных людей о счастье, успехе?
Графический диктант.
- Что же думают великие люди об этом? Давайте прочитаем их высказывания.
1. Счастье – ничто, если его не с кем разделить. (С. Джонсон)
2. Будь учтив с людьми в молодости, если ты хочешь, чтобы о тебе заботились в старости. (Дж. Лили)
3.Удовольствие, доставляемое успехом, всегда соразмерно труду, которого он стоил. (Г. Левис)
4. Сознание того, что чудесное было рядом с нами, приходит слишком поздно. (А. Блок)
- Из записанных предложений выберите СПП и постройте в тетради их схемы в таком порядке: с придаточным определительным, с придаточным изъяснительным, с придаточным обстоятельственным.
Самопроверка.
- Проверьте правильность выполнения. Поставьте «5», если ошибок нет, «4» - с одной ошибкой, «3» - с двумя ошибками, «2» - с тремя и более.
- Поднимите руки, у кого «5», у кого – «4», у кого – «3», кто не справился.
- Какое предложение вы не выписали и почему?
4. Сообщение темы и цели урока.
- Исходя из этого, как можно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
- Запишите тему урока в тетрадь.
- Каковы же будут цели урока?
Узнать, что …
Выяснить, что…
Определить, зачем…
5. Изучение нового материала.
А) Исследование.
Алгоритм работы.
1. Прочитайте предложения.
2. Выделите грамматические основы, границы простых предложений, определите, к чему они относятся и на какие вопросы отвечают.
3. Укажите, при помощи чего (союза или союзного слова) соединено придаточное к главному.
4. Начертите схему.
Обработка информации, анализ данных.
1. Будь учтив с людьми в молодости, если ты хочешь, чтобы о тебе заботились в старости. (Дж. Лили)
2. Если хотите иметь успех, Вы должны выглядеть так, как будто Вы его имеете.( Мор Томас)
3. Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. (М.Е Салтыков –Щедрин)
Формулирование выводов.
- В тетрадях с опорными конспектами запишите нашу тему и в виде схемы, используя квадратные и круглые скобки, стрелочки, знаки препинания, оформите полученные результаты. Дайте название данному виду подчинения придаточных предложений.
- Сравните полученные вами результаты с теми, которые даны в ваших учебниках в параграфе 15 на странице 145.
- Поднимите руки те, кто практически все правильно сделал с небольшими недочетами.
6. Закрепление.
А) Соотнеси.
- Соотнесите схемы предложений с теми предложениями, которым они соответствуют.
1. [ ___ ===, (с. ===), (с.с. ===), и ===].
2. [ ___ === ], (с.с. === ____ ) и (с.с. === ____).
3. [ ___ ===], (с. === ____ ) и ( === ____).4. [ ===], (с. ____ ===), (с. === ____).
А. Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная жизнь.
Б. Я пож…лел, что напрас(?)но погубил цветок, который был хорош(?) в своем месте, и бросил его.
В. В этот раз я уже обрадовался, когда раздался звонок и ко мне ввалился Юрка.
Г. Ополченц… пр…несли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт.
Ключ: 1 – Б; 2 – Г; 3 – В; 4 – А.
Б) Взаимопроверка.
- Проверьте правильность выполнения. Поставьте «5», если ошибок нет, «4» - с одной ошибкой, «3» - с двумя ошибками, «2» - с тремя и более.
- Поднимите руки, у кого «5», у кого – «4», у кого – «3», кто не справился.
В) Графический диктант.
- Запишите предложения, подчеркните грамматические основы в предложениях, выделите границы предложений, постройте схемы предложений.
1. Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.
Однородное подчинение с придаточными дополнительными (изъяснительными).
2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.
Неоднородное подчинение с придаточными обстоятельственным (времени) и дополнительным.
3. Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек.
Последовательное подчинение с придаточными дополнительным (I ст.), обстоятельственным - места(II ст.)
Г) Самопроверка.
- Проверьте правильность выполнения. Поставьте «5», если ошибок нет, «4» - с одной ошибкой, «3» - с двумя ошибками, «2» - с тремя и более.
- Поднимите руки, у кого «5», у кого – «4», у кого – «3», кто не справился.
Д) Творческий диктант.
- Из трех простых предложений составьте одно сложноподчиненное, запишите его, определите вид подчинения, виды придаточных, сделайте графическую схему предложения.
1 вариант.
Природа – могучий источник воспитания человека. С познания природы лишь начинается становление его ума, чувств, убеждений. Только в труде, в общественных отношениях формируется нравственный облик человека, его духовная культура, мировоззрение. (Хотя … , потому что)
2 вариант.
Человеку в учении все дается легко. Он мало работает над развитием своих способностей. У него постепенно воспитывается лень мысли. Она может сформировать и легкомысленное отношение к жизни. (Если … , если … , который)
- Прочитайте, какие предложения у вас получились. Постройте схему предложения, укажите виды придаточных предложений и вид подчинения.
Е) Самопроверка.
- Проверьте правильность выполнения. Поставьте «5», если ошибок нет, «4» - с одной ошибкой, «3» - с двумя ошибками, «2» - с тремя и более.
- Поднимите руки, у кого «5», у кого – «4», у кого – «3», кто не справился.
7. Итоги урока.
- Самостоятельно подведите итог своей работе на уроке, выведите средний балл, сложив все ваши оценки и разделив на их количество.
- Поднимите руки, кто поработал на уроке на «5» , на «4», на «3».
- Какую же роль играют сложные предложения с несколькими придаточными в нашей речи.
Выводы: сложные предложения с несколькими придаточными обогащают нашу речь, делают ее ярче, образнее, доказательнее.