Методическое сообщение Виды музыкальной памяти
МАОУДОД ДМШ№ 4 г.ПЕНЗЫ
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
НА ТЕМУ:
«ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ»
Исполнитель:
преподаватель по классу флейты
ВАКИНА О.А.
Пенза-2014
Содержание:
1. Понятие музыкальной памяти.
2. Основные виды музыкальной памяти.
3. Значение и тренировка различных видов памяти.
4. Методика И.Гофмана запоминания наизусть.
5.Заключение.
Ещё в середине 19 века, когда концертное исполнение без нот не только не считалось обязательным, а напротив, рассматривалось как акт не скромности со стороны исполнителя. С течением времени концертное исполнение без нот всё больше завоевало себе право на существование. Музыканты – исполнители объясняли это тем, что игра наизусть совершенно не обходима для творческой свободы. «Аккорд, сыгранный как угодно свободно по нотам, и на половину не звучит так свободно, как сыгранный на память»,- Роберт Шуман.
Люди различаются как по качеству памяти, так и по её силе. Один может запомнить пьесу более или менее полно, только лишь прослушав или проиграв её. Другому для запоминания той же пьесы требуются недели.
Гигантской музыкальной памятью обладали Амадей Моцарт, Ференц Лист, Антон Рубинштейн, Сергей Рахманинов, Артуро Тосканини, которые без труда могли удерживать в своей памяти почти всю сочиненную музыкальную литературу. С точки зрения Н.А.Римского – Корсакова, «музыкальная память, как и память вообще, играя важную роль в области всякого умственного труда, труднее поддаётся искусственным способам развития и заставляет более или менее примириться с тем, что есть у каждого данного субъекта от природы».
К настоящему времени в теории музыкального исполнительства утвердилась точка зрения, согласно которой наиболее надёжной формой исполнительской памяти является единство слуховых и моторных компонентов. Большое значение для развития музыкальной памяти придаётся современными методистами и предварительному анализу произведения, при помощи которого происходит активное сознательное запоминание материала, работает логическая память.
Различают несколько видов памяти: слуховая, зрительная, логическая, тактильная и моторная память. Эти четыре типа памяти являются в значительной степени взаимозависимыми и дополняющими друг друга. Например, если слуховая память не руководит мускульной, исполнение становится неуверенным и немузыкальным. Хорошо читающие с листа, пользуются преимущественно зрительной памятью, однако, если не осмыслить музыку, то они обычно оказываются не в состоянии вспомнить её. У исполнителя должна быть хорошо развита мускульная память. Движение никогда не должны быть механическими, они должны стать автоматическими, иначе говоря, подсознательными. Тактильная память помогает запомнить прикосновение к инструменту, ощущения кончиков пальцев и неразрывно связана с моторной памятью. Зрительная память, как и абсолютный слух, очень полезны для исполнения без нот, однако не являются обязательными компонентами исполнительской памяти. Необходимо чтобы были развиты по крайней мере три вида памяти: слуховая, логическая (понимание формы произведения, замысла автора), моторная.
Когда произведение уже выучено достаточно хорошо, играется наизусть, не стоит откладывать ноты, пока не почувствуете, что музыка усвоена не только пальцами, но и головой. Однако даже и в этом случае, в интересах прочности запоминания, обычно рекомендуется продолжать занятия по нотам, то есть на уровне сознания, так как в каждой пьесе всегда найдутся места наиболее трудные для запоминания. Следует продолжать играть по нотам и для более лучшего зрительного запоминания, а также для закрепления выученного. В случае забывания во время исполнения, память обращается к опорным пунктам. В своей практике И.Гофман использовал следующие этапы для запоминания произведений наизусть:
1.Работа с текстом произведения без инструмента. Подобный способ запоминания развивает музыкальный слух и зрительную память.
2.Работа с текстом произведения на инструменте. После первого ознакомления начинается детальная проработка. Во время игры отмечаются опорные пункты произведения, подключается логическая память. Чем выше чувственная, сенсорная и мыслительная активность в процессе разучивания произведения, тем быстрее оно выучивается наизусть.
3. Работа над произведением без текста. Большую помощь здесь оказывают ассоциации. Так же можно включать механизм синестезии, то есть представлять в своём воображении вкус и запах играемых фрагментов. Наиболее полно и надолго мы запоминаем то, что затронуло эмоционально. Эмоциональность исполнения очень важна при выучивании.
4.Работа без инструмента и без нот. Мысленные повторения произведения развивают концентрацию внимания на слуховых образах.
Хорошая музыкальная память – это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания. Игра на память, как известно, расширяет исполнительские возможности музыканта. Важно знать и помнить, что мышечная свобода способствует свободе психологической. Нельзя допускать какие-либо мускульные зажимы при игре на инструменте. Когда исполнитель начинает сомневаться в своей памяти, он должен приказать себе освободиться от внутренней скованности и немедленно переключить внимание на настроение, агогику, любой другой аспект музыки, лишь бы предотвратить вмешательство сознания.
Итак, музыкальная память представляет собой сложный комплекс различных видов памяти. Разные этапы тренировки памяти требуют различных подходов. У разных людей складываются разные компоненты музыкальной памяти. У одних наиболее развито зрительное восприятие, другие запоминают преимущественно логически, у третьих преобладает моторная память. Одним присуща долговременная память, другие быстро забывают выученное произведение. Все эти аспекты преподаватель должен учитывать при работе с конкретным учеником, опираясь на индивидуальные данные ребенка.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Методика обучения игре на инструменте. Коллектив авторов. Пособие для ВУЗов. Москва-1995г.
2. Цитаты великих музыкантов. (Интернет-сайты для музыкантов).
3.Ю.Крючков «Методика обучения на духовых инструментах», пособие для училищ; Москва, МГУК –1997г.