Методическое сообщение на тему: Здоровьесберегающие технологии в практике музыкальной школы


Здоровьесберегающие технологии в практике музыкальной школы.
Вопросы здоровья человека - тема актуальная для всех времен, а в XXI веке она становится первостепенной. Современная жизнь такова, что дети сегодня много времени проводят за компьютером, в связи с этим ведут малоподвижный образ жизни, мало бывают на свежем воздухе, перегружены школьными программами, информацией из многочисленных источников. Многие из них уже рождаются с серьезными патологиями, другие - не в состоянии справиться с все возрастающими с каждым днем нагрузками и теряют здоровье. Причем, наиболее значительное увеличение болезней происходит в возрастной период, совпадающий с получением ребенком общего среднего, а соответственно, и дополнительного образования.
Успешность обучения определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу. Не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Переутомление ребенка, которое может возникнуть вследствие интенсификации учебного процесса, создает предпосылки развития различных нарушений здоровья. В связи с этим проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна.
Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников, можно выделить следующие:
ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия);
нарушения физиолого-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;
несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательном учреждении;
увеличение объема учебных нагрузок на обучающегося, ведущих к переутомлению, стрессам;недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений в вопросах здоровьесберегающего образования;
авторитарный стиль преподавания; отсутствие индивидуального подхода к учащимся.
Чтобы избежать негативного влияния на ребенка и не травмировать его психику, педагог должен уметь анализировать педагогическую ситуацию; владеть основами здорового образа жизни; личным примером показывать учащимся, как заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья обучающихся, он должен работать так, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью школьников.  Чем выше уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем более эффективно педагогическое воздействие на учащихся.
Сам факт поступления ребенка в музыкальную школу вносит определенные коррективы в его жизнь: меняется ежедневный график, появляются дополнительные нагрузки. Задача педагога – создать наиболее комфортные условия для всестороннего развития личности обучающегося, руководствуясь главным принципом здоровьесбережения – «не навреди».
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. Иными словами, здоровьесберегающие образовательные технологии  — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога сохранить здоровье школьника в период его обучения в образовательном учреждении.Осуществление воспитательно-образовательного процесса должно строиться на тех принципах, которые способствуют профилактике, диагностике и коррекции здоровья детей; развитию познавательной деятельности воспитанников; гуманизации образования.
Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общедидактические и специфические принципы, выражающие закономерности педагогики оздоровления:
1. Принцип не нанесения вреда.
2. Принцип повторения умений и навыков с целью выработки динамических стереотипов.
3. Принцип постепенности, который предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
4. Принцип доступности.
5. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
6.Принцип цикличности, который заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.
7.Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. 8. Принцип всестороннего и гармонического развития личности.
9. Принцип формирования ответственности у детей за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Здоровьесберегающие технологии применяются с самых первых дней пребывания обучающегося в музыкальной школе. Одним из основополагающих моментов, в котором необходимо помочь разобраться родителям еще на этапе поступления в музыкальную школу, является выбор музыкального инструмента. Для занятий на некоторых инструментах существуют противопоказания: на флейте нельзя играть при повышенном внутричерепном давлении, но полезно при заболеваниях дыхательной системы (в частности - астмы), на скрипке - противопоказано при сколиозе и сильном плоскостопии и т. д. В классе баяна (аккордеона), например, очень важно подобрать инструмент, подходящий данному ученику. При этом нужно учитывать, что одинаковые по размеру модели могут иметь разную массу, что имеет большое значение при работе с детьми. Последствиями неправильного выбора инструмента могут быть:
неправильная посадка и постановка рук;
слишком большая нагрузка на позвоночник.
Если все-таки даже самый маленький по всем возможным меркам инструмент оказался слишком большим или слишком тяжёлым для маленького музыканта, то в этом случае необходимо более рационально использовать время на уроке: чередовать формы работы, использовать физкультминутки, делать несколько «подходов» к инструменту в течение занятия.
Еще одним важным моментом при использовании здоровьесберегающих технологий в музыкальной школе является правильная посадка. Чтобы обеспечить максимальный комфорт обучающемуся и соответствие правилам необходимо, конечно, учитывать анатомо-физиологические данные ученика (рост, длина и строение рук, ног, корпуса). На любом инструменте правильной считается та посадка, которая удобна и создаёт максимальную свободу действий исполнителя, устойчивость инструмента.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами.
В организации и проведении урока преподавателю важно учитывать обстановку и обеспечивать оптимальные гигиенические условия в классе: тепловой режим (температура воздуха должна быть комфортной для учащегося и преподавателя), проветривание в любую погоду, регулярную влажную уборку, достаточное освещение классного помещения. Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.Объем максимально допустимой учебной нагрузки учащихся должен соответствовать нормам, так как правильно составленное расписание предупреждает появления переутомления. С целью исключения перегрузки детей расписание в музыкальной школе составляется таким образом, чтобы ребенок мог отдохнуть после школы и придти на урок.
В процессе урока необходимо разнообразить виды учебной деятельности. Например, изучение нотной грамоты, терминов, игра на инструменте, чтение с листа. Это особенно важно учитывать при работе с обучающимися младших классов, так как у детей очень низкий порог активного усвоения знаний и высокий порог утомляемости.
Одной из важнейших задач по реализации здоровьесберегающих технологий является использование активных, творческих методов обучения. Их применение снижает риск появления у школьников переутомления, способствует более гармоническому развитию личности. Необходимо использовать приемы активного вовлечения обучающихся в творческий процесс урока. Это может мыть беседа, дискуссия, теоретический разбор, практический показ, использование видео- и аудио-материалов и т.д.
Необходимо отдельно остановиться на приемах, способствующих снятию напряжения в ходе урока. Обязательным на уроке должно быть использование динамических пауз, физкультминуток, упражнений. Двигательная гимнастика помогает скорректировать природное мышечное напряжение. С первых уроков следует выполнять упражнения, направленные на укрепление мышц спины. Именно слабые мышцы спины являются одной из главных причин утомляемости юного музыканта. Смена видов деятельности на уроке также способствует смене позы обучающегося и, следовательно, снятия излишнего напряжения.
Одним из важных моментов в музыкальном образовании является использование игровых технологий с точки зрения здоровьесбережения. Игровые методы позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении, стабилизировать эмоции, сменить вид деятельности. Применение игровых технологий на уроках специальности в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на обучение, поддерживать интерес и увлеченность игрой на инструменте, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, раскрыть индивидуальность ребенка.
Поскольку работа ученика в классе тесным образом связана с нотным текстом, нужно несколько слов сказать о профилактике утомления глаз. В течение урока необходимо регулярно делать гимнастику для глаз. Самые распространённые упражнения:
движения глаз влево-вправо;
движения глаз вверх-вниз;
движения глаз по кругу (по часовой стрелке и обратно);
выбор точки на окне, фиксация взгляда на ней, затем фиксация на точке, которая находится где-нибудь далеко на улице, то есть работа по принципу: близко-далеко.
Психологический комфорт на уроке также является важной составляющей здоровьесберегающих технологий. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность обучающегося заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Учитель, используя профессионально-личностный потенциал, способен создать условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
Такой подход может способствовать развитию здоровой обстановки общения между учеником и преподавателем, а, следовательно, можно надеяться, что посещение музыкальной школы будет доставлять радость и удовольствие.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться к занятиям в музыкальной школе, раскрывать свои творческие способности.