Урок русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными».
Урок русского языка в 9 классе по теме: «СПП с несколькими придаточными».
(2 урок)
Цель: (учащиеся сами формулируют)
Продолжить знакомство с СПП с несколькими придаточными, научить видеть его части и ставить знаки препинания между ними.
Задачи:
Общеобразовательные: показать особенности СПП с несколькими придаточными, закрепить знания о постановке знаков препинания при однородных членах предложения и однородных придаточных, проверить знания по теме «Лексика»;
Развивающие: формировать умения различать типы придаточных, расставлять знаки препинания, работать индивидуально;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к языку, желание совершенствовать свою речь.
Ход урока:
Оргмомент.
Эпиграфом к этому уроку я взяла слова Владимира Луговского: «Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».
Сегодня мы продолжим работу с СПП с несколькими придаточными, вспомним способы подчинения придаточных, научимся определять их и ,конечно, расставлять знаки препинания.
Лингвистическая разминка
Начнём работу с повторения изученного.
Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания. (Устно)
1 Замените слово ПРАВИЛЬНОЕ синонимом (верное, необходимое).
2 Подберите антоним к слову лёгкость (тяжесть).
3 Назовите слово с орфограммой : «Приставка при- пишется, если имеет значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия, прибавление» (привести).
Фронтальный опрос. (устно)
- Какие предложения называются СПП?
- На какие группы делятся придаточные?
- Назовите виды обстоятельственных придаточных.
– СПП с несколькими придаточными. Мы с вами на уроках уже встречали такие предложения. Обратимся к эпиграфу. Запишите предложение, найдите грамматические основы и союзы, соединяющие части предложения, расставьте знаки препинания
Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
Составим схему предложения
(Если - =, = ), [ = - ],(ибо = - ).
Такое подчинение называется параллельным (неоднородным).
4. Посмотрим, какие ещё бывают виды подчинения
Однородное соподчинение
Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. (А. Фет)
[ ], (что ), (что ).
В СПП с однородным подчинением придаточные однотипные, относятся или к одному члену предложения, или ко всему главному.
Во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз:
(Если будет вода) и (в ней не будет ни одной рыбки), [я не поверю воде].
(М. Пришвин)
Если однородные придаточные соединены неповторяющимися союзами и, или, запятая перед ними не ставится, как при однородных членах предложения: 1) Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты. (В. Солоухин.) 2) Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке. (Ю. Друнина.)
Параллельное (неоднородное) соподчинение
1 Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (М. Горький.)
(Когда ), [ сущ.], (что ).
Называет ученик виды придаточных
Последовательное подчинение
Долго он шел туда, где светился огонек, чтобы обо всем рассказать.
[], (где глаг.), (чтобы).
СПП с последовательным подчинением представляют собой цепочку. Придаточные, поясняющие главное предложение, называются придаточными I степени; придаточные, поясняющие придаточные I степени, называются придаточными II степени и т.д.
При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого, например: Он сказал, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать.
[ ], ( что, ( если ) ).
Между стоящими рядом союзами запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза – то или так.
[ ], (что, (когда), ).
[ ],(что (когда), то ).
В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны комбинации связей: может быть однородное и последовательное подчинение; неоднородное и последовательное подчинение; однородное и неоднородное подчинение и т.д.: Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. (К. Паустовский.)
5. Закрепление
Тестовые задание: «Проверь себя»
Задание № 1
Определите вид связи придаточного с главным, укажите соответствия:
а) последовательное подчинение
б) однородное подчинение
в) параллельное подчинение
1. Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега. (А.Прокофьев)
2. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне. (Ю.Друнина)
3. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. (А.Сурков)
4 . Туманам плыть и плыть, пока росой не упадут, чтоб землю напоить. (А.Чуркин)
5. Слышу, как дубы ведут беседу, как лесной ручей бежит в овраг. (С.Маршак)
6. Шквал встряхивал дощатый дом, как встряхивают за плечи человека, чтобы заставить его опомниться.
7. Покуда есть моя страна на свете, уверен я, что человечий род свою судьбу устроит на планете. (А.Сурков)
1- в 4 - а
2 – а 5 - б 7 - в
3 – а 6 – а
Задание № 2
а – нужна запятая б – не нужна запятая
1. Я заметил, что куда ни приедешь, найдёшь интересное.
2. Он сказал строго брату, что если обещал, то надо выполнить обещанное.
3. Так долго день пробуждается, что когда солнце выйдет, у нас уже обед.
Ответ: 1- а, 2 – б, 3 – а.
6.Раблта по карточкам
Карточка№1
Расставьте знаки препинания, определите тип подчинения и начертите схему:
1 Чтобы скрыть свое волнение, она низко нагнулась к столу и сделала вид, что читает газету.
2 Все знали, что приехала барыня, и что Капитон пустил ее.
Карточка№2
Расставьте знаки препинания, определите тип подчинения и начертите схему:
1 Когда я вижу эти далекие, суровые, неприступные горы, мне хочется взобраться на
них и посмотреть, какой мир откроется перед моими глазами за горами.
2 Пока доехал домой, прошло еще два часа, так что, когда я вновь вышел, уже было
светло.
Упражнение 204- коллективно
7.Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что такое однородное, параллельное, последовательное подчинение?
- Кто сегодня хорошо поработал на уроке, кому есть, за что себя похвалить?
Оценивание.
Домашнее задание.
П. 14
упр. 206
Дополнительный материал
1. Последовательное подчинение
[Виктор попросился в забойщики], (потому что он слышал), (что это самая почетная профессия на шахте).
[ ], (потому что глаг.), (что).
2. Параллельное подчинение
(Когда мы пришли), [отец показал мне несколько крупных окуней], (которых он выудил без меня).
(Когда ), [ сущ.], (которых ).
3. Однородное подчинение
[Кучер Трофим сказал моему отцу], (что дорога стала тяжела), (что нам не доехать засветло до деревни), (что мы запоздаем).
[ ], (что ), (что ), (что ).
Анализ текста
1. Сейчас миллионы людей слушают радио включают телевизоры берут в руки газеты чтобы узнать все чем живёт наша страна наша планета.
2. Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. 3. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. 4. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! 5. От того точно ли выражаем мы свою мысль свободно ли владеем речью зависит будем ли мы правильно поняты.
З.Люстрова
Карточка№1
Расставьте знаки препинания, определите тип подчинения и начертите схему.
1 Чтобы скрыть свое волнение она низко нагнулась к столу и сделала вид что читает газету.
2 Все знали что приехала барыня и что Капитон пустил ее.
________________________________________________________________________
Карточка№2
Расставьте знаки препинания, определите тип подчинения и начертите схему.
1 Когда я вижу эти далекие суровые неприступные горы мне хочется взобраться на
них и посмотреть какой мир откроется перед моими глазами за горами.
2 Пока доехал домой прошло еще два часа так что когда я вновь вышел уже было
светло.
______________________________________________________________________
Карточка№1
Расставьте знаки препинания, определите тип подчинения и начертите схему.
1 Чтобы скрыть свое волнение она низко нагнулась к столу и сделала вид что читает газету.
2 Все знали что приехала барыня и что Капитон пустил ее.
____________________________________________________________________
Карточка№2
Расставьте знаки препинания, определите тип подчинения и начертите схему.
1 Когда я вижу эти далекие суровые неприступные горы мне хочется взобраться на
них и посмотреть какой мир откроется перед моими глазами за горами.
2 Пока доехал домой прошло еще два часа так что когда я вновь вышел уже было
светло.
___________________________________________________________________________
Карточка№1
Расставьте знаки препинания, определите тип подчинения и начертите схему.
1 Чтобы скрыть свое волнение она низко нагнулась к столу и сделала вид что читает газету.
2 Все знали что приехала барыня и что Капитон пустил ее.
____________________________________________________________________
Карточка№2
Расставьте знаки препинания, определите тип подчинения и начертите схему.
1 Когда я вижу эти далекие суровые неприступные горы мне хочется взобраться на
них и посмотреть какой мир откроется перед моими глазами за горами.
2 Пока доехал домой прошло еще два часа так что когда я вновь вышел уже было
светло.
___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. (А. Фет)
Долго он шел туда, где светился огонек, чтобы обо всем рассказать.
Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (М. Горький.)
__________________________________________________________________________
Карточка№1
Расставьте знаки препинания, определите тип подчинения и начертите схему.
1 Чтобы скрыть свое волнение она низко нагнулась к столу и сделала вид что читает газету.
2 Все знали что приехала барыня и что Капитон пустил ее.
________________________________________________________________________
Карточка№2
Расставьте знаки препинания, определите тип подчинения и начертите схему.
1 Когда я вижу эти далекие суровые неприступные горы мне хочется взобраться на
них и посмотреть какой мир откроется перед моими глазами за горами.
2 Пока доехал домой прошло еще два часа так что когда я вновь вышел уже было
светло.
______________________________________________________________________
Карточка№1
Расставьте знаки препинания, определите тип подчинения и начертите схему.
1 Чтобы скрыть свое волнение она низко нагнулась к столу и сделала вид что читает газету.
2 Все знали что приехала барыня и что Капитон пустил ее.
____________________________________________________________________
Карточка№2
Расставьте знаки препинания, определите тип подчинения и начертите схему.
1 Когда я вижу эти далекие суровые неприступные горы мне хочется взобраться на
них и посмотреть какой мир откроется перед моими глазами за горами.
2 Пока доехал домой прошло еще два часа так что когда я вновь вышел уже было
светло.
___________________________________________________________________________
Карточка№1
Расставьте знаки препинания, определите тип подчинения и начертите схему.
1 Чтобы скрыть свое волнение она низко нагнулась к столу и сделала вид что читает газету.
2 Все знали что приехала барыня и что Капитон пустил ее.
______________________________________________________________________
15