ФОРМЫ РАБОТЫ НАД ПОДБОРОМ АККОМПАНЕМЕНТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»
ФОРМЫ РАБОТЫ НАД ПОДБОРОМ АККОМПАНЕМЕНТА
Н.И. Мещанова
преподаватель ГАПОУ
«Лениногорский музыкально – художественный
педагогический колледж»
Предлагаемая методика обучения подбору аккомпанемента включает в себя несколько этапов:
1 ЭТАП. Гармонизация гаммы До мажор по гармонической схеме в двух вариантах Для студентов без предварительной музыкальной подготовки используется гармоническая последовательность T-D-T-S-T-S-D-T. При этом гамма исполняется правой рукой, аккорды – левой:
Для студентов с музыкальной подготовкой при восходящем гаммообразном движении используется аналогичная гармоническая последовательность. Но при этом основной бас аккордов исполняется левой рукой; в партии правой руки применяются трехголосные аккорды по схеме: T6-D-T64-S6-T-S64-D64-T6
При гармонизации гаммы в нисходящем движении последовательность обогащается трезвучием третьей ступени и кадансовым квартсекстаккордом:
T-III-S64-T-S6-К64-D-T6
2 ЭТАП. Гармонизация гаммы со сменой фактуры.
Этот вид работы требует дополнительного, особого внимания к правильному использованию педали в различных типах фактуры;
Возможны следующие фактурные разновидности:
Марш, полька, вальс, синкопированный ритм, гармоническая фигурация
3 ЭТАП Сочинение несложной пьесы в жанре польки, вальса, марша.
В его основе может быть использована несложная гармоническая последовательность типа: T-S-D-T. Пьеса должна включать схемы гармонизации гаммы с применением неаккордовых звуков, как вспомогательных, так и проходящих.
4 ЭТАП. Формирование навыка гармонизации одного звука по схеме T-S-s-T, с последующим транспонированием оборота по полутонам.
Это упражнение может быть использовано при распевании хора. Задание может усложняться за счет введения вспомогательного звука:
5 ЭТАП. Формирование навыка исполнения последовательности с отклонениями и использованием различных вариантов фактур.
Для работы избираются наиболее часто встречающиеся тональности ля минор, до минор, ре минор. При этом партия левой руки содержит основной бас аккорда, в партии правой руки используются трех звучные аккорды, связанные с расположением тоники.
В качестве примеров возможны следующие варианты аккордов правой руки:
а) последовательность с отклонением в тональность субдоминанты:
t - s64- D6- t- D s64- D6 -t
б) последовательность с отклонением в тональность третьей ступени:
t - s64 -D6 - t - D III64 - D6 - t
в) последовательность с отклонением в тональность шестой ступени:
t -s64 - D6 - VI6 - s64 - D6 - t
г) последовательность с отклонением в тональность второй ступени:
D6- T - D 11m64 - D6 - T
6 ЭТАП. Сочинение пьес в жанре вальса, польки, марша.
На основе выше предложенных гармонических последовательностей с использованием различных видов фактуры.
7.ЭТАП. Сочинение пьесы на заданную гармоническую последовательность.
Например - t-s-D-t-Ds-D111-D-V1-s-D-t, с аккордами в правой руке - t-s64-D6-t-Ds64-DIII64-D6-V1-s64-D6-t
Выбор тональности, жанра, фактуры - по желанию.
8 ЭТАП формирование навыка самостоятельного гармонического анализа
Следующим разделом при обучении подбору аккомпанемента является формирование навыка самостоятельного гармонического анализа предлагаемой мелодии, исходя из знаний, полученных в курсе элементарной теории музыки по построению и буквенному обозначению тональностей и аккордов. При выборе учебного материала по побору аккомпанемента необходимо учитывать уровень музыкальной подготовки и технические возможности студента. Учащимся без предварительной музыкальной подготовки могут быть предложены песни «Во поле береза стояла», «Маленькой елочке», и другие. Студентам с музыкальной подготовкой – песни «Ой, цветет калина», «Антошка», «Чунга-чанга», «В лесу родилась елочка» и другие.
При подборе аккомпанемента к более сложным в функциональном отношении мелодиям задача преподавателя - разнообразить гармонический язык и помочь учащемуся в определении отклонений. Большое значение при обучении подбору аккомпанемента имеет раздел «Исполнение песни по буквенным обозначениям». Обилие сборников дает возможность выбрать наиболее интересные произведения.
Освоив предлагаемые разделы, студенты смогут не только транспонировать любую песню, упрощать аккомпанемент, играть аккорды по предлагаемым буквенным обозначениям, но и самостоятельно подбирать аккомпанементы к любой мелодии, используя различные виды фактуры. Навык сочинения несложных пьес может быть применен студентами в будущей практической деятельности.
Список использованных источников:
Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс / Е.И.Кубанцева – М, : Академия, 2002. – 235с.
Кудряшов, А. Песни для детей. / А.Кудряшов. – Ростов на Дону:Феникс, 2007. – 59с.
Лещинская, И. В. Малыш за роялем. / И.В. Лещинская, В. Процкий – М, : Советский композитор, 1999. – 69с.
Милкин, А. Хрестоматия по подбору аккомпанемента. / А. Милкин – М, :Музыка 1998. – 79с.
Михайлова, Т. Основы гармонизации песенно – вокальных мелодий. Методические рекомендации для студентов музыкально – педагогического факультета / Т.Михайлова, – Казань, 1997. 25с.
гармонизация гаммы для без подготовки_0001гармонизация гаммы с подготовкой_0001Гармонизация с трезвучием 3 ступени_000115