Методическая работаНачинающему руководителю народного хорового коллектива при выборе аккомпанемента
ГБПОУ «Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова»
Начинающему руководителю народного хорового коллектива при выборе аккомпанемента.
Методическое пособие
в помощь выпускникам народно-хорового творчества
Составитель: преподаватель народных музыкальных инструментов
Тавшанжи Валентина Христофоровна
Великий Новгород
2017 год
Музыкальное сопровождение народного хорового коллектива оркестрами русских народных инструментов.
Музыкальное сопровождение народного хорового коллектива может быть самым разнообразным: от одного инструмента до целого оркестра русских народных инструментов.
Оркестры русских народных инструментов росли и развивались, менялись исполнители, менялся их количественный и качественный состав. В оркестровых коллективах складывались свои традиции. К числу исполнительских традиций оркестра русских народных инструментов относится и искусство аккомпанемента. Сопровождение солиста оркестром должно обладать гибкостью, богатством нюансов, оно должно давать свободу вокальной партии, хорошее слияние инструментов оркестра с голосом в любых диапазонах, при любых динамических оттенках.
Оркестры при хоровых коллективах возникали и развивались не самостоятельно, а как составная часть ансамбля. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов не имеют стабильного инструментального состава и отличаются большим разнообразием. Инструментальный состав оркестров определяется сложившимися традициями, спецификой и характером деятельности того или иного коллектива. Репертуар напрямую зависит от квалификации и вкуса руководителя коллектива, от количества исполнителей хоровых коллективов и исполнителей на имеющихся в оркестрах (ансамблях) инструментах.
Все инструменты, входящие в состав оркестра объединены в группы инструментов, в соответствии с их разновидностями и исполнительскими функциями. Но основу русского народного оркестра составляли и составляют струнные инструменты – домры и балалайки.
1. Группы инструментов, входящих в состав оркестров русских народных инструментов:
1). домровая группа
2). балалаечная группа
3). группа гуслей
4). группа пневматических язычковых инструментов (баяны, аккордеоны)
5). группа народных духовых инструментов
6). группа ударных инструментов
2. Виды инструментов, входящих в состав оркестров русских народных инструментов:
1). Домровая группа
Группа 3-х струнных домр
а) 3 вида домр: малые, альтовые и басовые.
Домра малая - ведущий инструмент в домровой группе. Ей поручают ведение темы (мелодии), вариации, выдержанные звуки, контрапункт, имитацию и различные виды фигураций.
Домра альтовая Красота звучания и особая выразительность домры альтовой выгодно отличают её от остальных видов домр. Приёмы и техника игры такие же, как и у домры малой, только звучит она на октаву ниже. И звук её более приближен к грудному звучанию.
Домра басовая Она является ведущим мелодическим инструментом в нижнем регистре оркестра. Но ей чаще всего поручают вести разного рода басовые фигурации и дублирование партии контрабаса на октаву выше.
Домровая группа в оркестре является ведущей. Большое разнообразие приёмов игры, техническая подвижность, красота тембра инструментов, разнообразные тона дают возможность создать необычный колорит.
2). Балалаечная группа
Балалаечная группа состоит из 5 видов инструментов: примы, секунды, альта, баса и контрабаса.
Балалайка прима обладает ярким, красивым, сочным, нежным звуком. Она технически очень подвижна, обладает большим разнообразием технических приёмов звукоизвлечения (до 10 приемов игры). Она является ведущим инструментом в балалаечной группе.
Балалайка секунда и альт чаще всего исполняют аккорды аккомпанемента, гармонические фигурации.
Балалайки басы и контрабасы из-за плотного звука, низкого регистра им отводится роль фундамента оркестров и ансамблей. Они применяют всего лишь два приема звукоизвлечения: отдельные удары медиатором по струне и тремоло. Это самые громкозвучащие инструменты оркестра и ансамбля.
Роль балалаечной группы в оркестре. Балалаечная группа в оркестре является ведущей. Она обладает средствами, позволяющими воспроизводить разнообразные способы изложения музыкального материала.
3). группа гуслей.
В настоящее время в оркестрах и ансамблях русских народных инструментов используется три вида гуслей:
клавишные,
щипковые,
звончатые гусли.
Они имеют одинаковое устройство и состоят из плоской деки с натянутыми на ней струнами. Все гусли различные по размеру настройке и диапазону.
Гусли клавишные с хроматическим звукорядом и клавишной механикой получили набольшее распространение в настоящее время. На них, возможно, исполнять как отдельные звуки, так и аккорды. Очень красиво звучит на клавишных гуслях глиссандо.
Гусли щипковые являются мелодическим инструментом, у них нет клавишной механики, этим они отличаются от клавишных гуслей. Их в народе называют лежачей арфой. Звук на щипковых гуслях извлекается на отдельных струнах щипком. Звук щипковых гуслей отличается красотой тембра, мягкостью и полнотой звучания. Они очень красиво звучат в ансамбле с клавишными гуслями. Техника игры на них очень сложна и используется в основном в профессиональных коллективах.
Гусли звончатые. Инструмент небольшого размера, размещается на коленях исполнителя. прима – исполняет мелодический голос. Пикколо – дублирует партию примы на октаву выше. Альт – исполняет аккомпанемент и мелодический голос. Звучит октавой ниже примы. Бас – выполняет функцию басового голоса, звучит на две октавы ниже примы.
Основной приём игры на звончатых гуслях глиссандо. Звуки извлекаются скользящим движением правой руки по струнам, а левая рука прикрывает ненужные струны. Приём игры тремоло исполняется медиатором. Щипками пальцев правой и левой руки, исполняются отдельные мелодические звуки и гармонические фигурации. Звучат гусли очень ярко, сильно, с ними не могут сравниться ни один струнный инструмент. На этих гуслях блестяще звучат хороводные, шуточные, плясовые и былинные русские народные песни и наигрыши.
4). Группа пневматических язычковых инструментов
В группу пневматических язычковых инструментов входят инструменты многих видов и конструкций: ряд старинных гармоник, баяны, оркестровые и тембровые гармоники, аккордеон.
Старинные гармоники. Среди них гармоники, получившие своё название по своим губерниям: «тульская», «ливенская», «саратовская», «тальянка», «бологоевская», «московская рояльная», «черепашка» и другие. Они отличаются друг от друга своей конструкцией, внешним видом. Все они имеют диатонический звукоряд, а аккомпанирующее устройство лишь основные гармонические функции лада. Эта особенность всех этих гармоник соответствовала диатоническому складу народных песен. Под аккомпанемент гармоники очень хорошо звучат частушки.
Баян:
Готовый баян в правой клавиатуре имеет кнопки мелодических голоса с хроматическим звукорядом. В правой клавиатуре кнопки располагаются в три ряда. Левая клавиатура состоит их пяти рядов (в некоторых инструментах из шести) вертикальных рядов. Первый и второй ряды, считая от меха – басовые голоса, третий ряд – готовые мажорные аккорды, четвёртый ряд - готовые минорные аккорды, пятый ряд – доминантсептаккорды (шестой – уменьшённые септаккорды).
Выборный баян – в правой и левой клавиатурах – мелодические голоса. Основной недостаток его отсутствие готовых аккордов столь необходимых в аккомпанементах. Большого распространения не получил.
Готово-выборный баян содержит в правой клавиатуре две системы – готовую и выборную. Этот баян обладает огромными потенциальными, динамическими, техническими и другими средствами выразительности. Он может имитировать многие струнные и духовые инструменты. Этот инструмент в умелых руках может заменить ансамбль.
Ни на одном струнном музыкальном инструменте нельзя исполнить с такой скоростью, легкостью и виртуозностью любое произведение как на баяне. В гибкости динамических оттенков он с лёгкостью может конкурировать с любыми духовыми инструментами. Ему подвластны оттенки от пианиссимо до фортиссимо. Большое количество приёмов игры характерны для баяна. Для него не тонального барьера. На нем наиболее ярко звучат регистры первой и второй октав. Компактность строения клавиатуры баяна позволяют исполнять голоса в широком расположении.
Баян в оркестре уверенно занимает ведущее положение, ему можно поручить любую оркестровую функцию: мелодическую, подголосочную, аккомпанирующую.
Аккордеон является разновидностью двухклавиатурной хроматической гармоники. Он отличается от баяна тем, что у него в правой клавиатуре не кнопки, а клавиши как у фортепиано, а левая такая же. Он пользуется большим спросом, его используют не только в русских народных оркестрах, но и в эстрадных. Аккордеон имеет регистры, которые позволяют менять тембр звука. Благодаря регистрам на нём можно имитировать звучание самых различных музыкальных инструментов: духовых инструментов, органа, струнных инструментов. Тембр отечественных аккордеонов приближен к тембру баяна.
В современных оркестрах роль баянов, аккордеонов незаменима. Они универсальны. Им можно поручать любые оркестровые функции.
5). Группа народных духовых инструментов
Духовые инструменты относятся к самым древним видам народных музыкальных инструментов. Кугиклы (кувычки), свирель, жалейка, брёлка владимирские рожки.
Кугиклы состоят из нескольких коротких бамбуковых трубочек в зависимости от мелодии (в количестве от трёх до шести штук). Кугиклы в оркестре лучше звучат, тогда, когда играют ансамблем одновременно три инструмента.
Свирель – народная флейта. Она имеет тростниковую или деревянную, или латунную трубочку с отверстиями, прикрываемыми пальцами. Звук свирели похож на звук флейты, но более тёплый.
Жалейка - деревянная дудка с прикреплённым к ней раструбом из бересты или коровьего рога и одинарным язычком-пищиком. На стволе трубочки имеется 7 игровых отверстий. Звук у жалейки резкий гнусавый.
Брёлка – тип народного гобоя. У неё деревянный корпус с грушеобразным раструбом на нижнем конце. В отверстие узкого конца ствола вставляется пищик - двойная камышовая пластинка (из тростника). На стволе 7 игровых отверстий. Звук у неё мягкий бархатистый.
Владимирские рожки – в прошлом очень распространённый инструмент. Из них составлялись ансамбли и даже целые оркестры.
Звук рожка резкий, громкий, немножко гнусавого тембра
6). Группа ударных инструментов
В состав оркестров русских народных инструментов вводятся практически все ударные инструменты симфонического оркестра: треугольник, бубен, малый барабан, большой барабан, тарелки, там-там, ксилофон, колокола, колокольчики, литавры. По способу звукоизвлечения их можно разделить на 2 основных вида: инструменты с определённой высотой звучания и без определённой высоты звучания.
Для инструментов с определённой высотой звучания ноты записываются на нотном стане. Для инструментов без определённой высоты звучания. Ноты записываются на одной линейке.
1. Ударные инструменты без определённой высоты звука
Треугольник стальной прут согнут в форме равностороннего треугольника. Верхние его концы загнуты в виде крючков. Треугольник подвешивается на шнурке или струне и приводится в движение ударами тонкого стального стержня по внутренней стороне треугольника. Он в основном используется для подчеркивания ритмических рисунков мелодии. Тремолирование применяется редко, в основном в кульминации музыкального произведения (в тутти)
Бубен – деревянный обруч. С одной его стороны натянута кожа. В середине обруча в специальных отверстиях подвешены бубенцы, звук извлекается ударами по обручу и по коже, а также скольжением большого пальца по краю кожи. Бубен очень хорошо помогает аккомпанирующим инструментам, придаёт четкость и яркость звучания, ритмическую упругость, усиливает динамические оттенки (крещендо, диминуэндо, сфорцандо и т.д.)
Малый барабан не следует часто использовать в оркестровой игре иначе будет звучать назойливо. Его лучше применять для подчеркивания ритмической фигурации аккомпанемента, отдельных аккордов при сфорцандо, при динамических нарастаниях всего оркестра. Звук извлекают на нём двумя тонкими деревянными палочками с утолщениями на концах. При игре он находится в полулежащем положении на специальной металлической подставке. Звуки записываются на одной линейке. На малом барабане исполняют простые одинарные, двойные, тройные и другие удары. Очень хорошо звучит тремоло.
Большой барабан используется в основном в больших составах оркестра. Его с успехом можно применять для подчеркивания особо ярких акцентов для подчеркивания динамического нарастания звука с применением тремоло. В сочетании с тарелками, треугольником и бубном ярко подчеркивается особый колорит музыки, создавая впечатления народного гуляния. Основной приём игры – удар колотушкой с войлочной головкой. Партия записывается на одной линейке.
Тарелки – это два тарелкообразных диска изготовленных из бронзы или латуни при ударе одной тарелки о другую косым скользящим. Такой удар тарелок создаёт праздничность, торжественность музыке. В малых оркестрах одна из тарелок укрепляется на большом барабане, один исполнитель может играть на двух инструментах сразу одновременно. Особый эффект получается от удара по одной тарелке колотушкой, обтянутой фетром.
Там-там представляет большой диск из литой или кованой бронзы, свободно подвешенный к металлической раме. Звук извлекается путем удара колотушкой обтянутой фильцем, Звук там-тама низкий, матово колокольный, без определённой высоты звука.
2. Ударные инструменты с определённой высотой звука
Литавры. В современном оркестре литавры могут быть трёх размеров: большая, средняя, малая. Ноты записываются в басовом ключе. Звук извлекается одиночными ударами и тремоло двумя палочками с шариковыми головками, обтянутыми пушистым фильцем.
Ксилофон состоит из деревянных брусков разного размера, соединённых и уложенных в 4 ряда в форме трапеции. Звук извлекается деревянными палочками ложкообразной формы. Звук ксилофона сухой пронзительный, щёлкающий.
Оркестровые колокола – это металлические трубки или стальные пластины различных размеров, подвешенные на перекладине. Звук извлекается с помощью бочёнкообразной колотушки обтянутой кожей.
Колокольчики представляют собой набор прямоугольных металлических пластинок различной формы, свободно закреплённые на деревянных брусках. Пластинки располагаются наподобие фортепианных клавишей, по которым ударяют деревянными молоточками или палочками. Они бывают хроматические и диатонические. Тембр колокольчиков ясный звонкий, придающий оркестру лёгкость звучания
3. Народные ударные инструменты.
Говоря об ударных инструментах, применяемых в оркестрах и ансамблях русских народных инструментов нельзя не сказать об исконно русских ударных инструментах – ложки, трещотки, бубенцы, колокольчики и бубенчики, кокошник, рубель, коробочка, дрова.
Ложки – это самый простой, самый распространённый, самый колоритный русский народный ударный инструмент. Исполнители играют на двух, трёх ложках. Звук извлекается путем скользящего удара ложкой о ложку. При игре сидя, в ногах зажимают три-четыре ложки и играют глиссандо. При игре на ложках получается многозвучный ритмический рисунок. Тембр у ложек звонкий и четкий, напоминает звук кастаньет. На ложках играют разные ритмические рисунки.
Трещотки – набор деревянных дощечек, разделённых узкими планками, нанизанных на шнур (верёвку, проволочку, ремешок). Трещотку держат за концы шнура. Звук извлекается путём тремолирования или короткими щёлкающими ударами пластинок друг и друга. Тембр резкий, звонкий, щёлкающий. На трещотках можно получать разные ритмические рисунки.
Бубенцы, колокольчики и бубенчики. Колокольчики и бубенчики пришивались на небольшой кусок кожи или ремень, помогающими держать инструменты в руках. Иногда небольшое количество бубенчиков нанизывают на свернутую в круг проволоку, имеющую деревянную рукоятку. Звук извлекается путём встряхивания полосы или круг или деревянную палочку с бубенчиками, бубенцами и колокольчиками или ударяя ими о колено. Этот звук напоминает звук русской тройки, создающий впечатление езды на санях.
Кокошник – колотушка - в старину с этим инструментом ходил по деревне, вокруг усадьбы сторож и стучал в неё, показывая, что он работает, не спит, отпугивает воров и хулиганов. Именно по принципу сторожевой колотушки и устроен ударный народный инструмент кокошник. Основа кокошника - деревянный каркас, с боковых сторон обтянутый кожей или бычьим пузырём или другим, хорошо звучащим материалом. К верхней части кокошника привязан шнуром деревянный шар, который ударяет по верхней части корпуса кокошника и издаёт резкий хлопающий звук, похожий на пулемётную очередь. Играть на кокошнике не просто, нужна определённая тренировка.
Рубель – этот русский народный ударный инструмент, как и ложки, зародился в быту. Он напоминает стиральную доску или предмет (в старину, когда не было утюгов, применяли специальное приспособление) для глажения белья. Отличие музыкального рубеля от бытового в том, что музыкальный рубель пустотелый, а бытовой цельный. Пустотелый звучит более громко. Применяют его для подчеркивания исполнения коротких арпеджио, форшлагов, разного рода украшений.
Коробочка – деревянная коробочка очень важный инструмент русского народного оркестра. Это небольшой хорошо отшлифованный кленовый брусок с небольшим отверстием в верхней части корпуса, которая является резонатором. Звук извлекается барабанными или ксилофонными палочками. Коробочка подчёркивает отдельные ритмические рисунки, имитирует стук каблучков в танцевальной музыке. Очень хорошо она звучит в сочетании с ложками.
Дрова – полено. Для этого инструмента подходит особая порода поющих деревьев: клён, берёза или ель. Поленья разной длины в соответствии с их звуками. Звук извлекается деревянными молоточками, как и на ксилофоне.
В оркестре и ансамблях применяют и другие самобытные народные инструменты: цветочные горшки, бутылки с водой, пилу, стиральную доску, шаршунки, сделанные из разного рода материала, разных форм (от затейливых башен до простых шаров), заполненных горохом, семечками разных растений, пластиковыми шариками и т.д.
В современном русском народном оркестре очень много ударных инструментов. Они особенно хорошо помогают передать характер плясовых наигрышей. Балалайки и баяна бывает маловато без бубна, ложек и других ударных инструментов.
Музыкальное сопровождение хорового коллектива ансамблями русских народных инструментов. Разновидности ансамблей.
Ансамбли складываются в зависимости от местных условий и наличия исполнителей и инструментов поэтому ансамбли и их составы бывают самые разнообразные.
Разновидности ансамблей:
1). Виды ансамблей.
Существуют различные виды ансамблей русских народных инструментов.
Однородные ансамбли
Домровые:
- Дуэты – малых домр, альтовых домр, малой и альтовой домр.
- Трио – две малые, альтовая домра.
- Квартеты – две малые, альтовая, басовая или малая, две альтовые, басовая домра.
- Секстет – две малые, две альтовые, две басовые домры. Он обладает наиболее богатыми выразительными возможностями.
Балалаечные:
- Дуэт – две балалайки примы.
- Квартет – балалайка прима, секунда, альт, бас или контрабас.
- Секстет – две балалайки примы, секунда, альт, бас, контрабас. Он производит особенно хорошее впечатление.
Баянные, аккордеонные:
- Дуэт - два баяна (два аккордеона) или баян и аккордеон.
- Трио – три баяна или два баяна, гармоника
Смешанные ансамбли. К смешанным составам ансамблей относятся ансамбли, состоящие из разных групп инструментов. Это:
- Дуэты – домра (или балалайка) баян.
- Трио – домра, балалайка, баян.
- Квартеты – домра, балалайка, баян, контрабас или две домры (малая, альтовая), две балалайки (прима, бас), или балалайка прима, домра альтовая, баян, балалайка контрабас.
- Секстет – две малые домры, две альтовые домры, баян и балалайка контрабас.
Заключение
Качество звучание хорового коллектива во многом зависит от того кто аккомпанирует ему, какой состав исполнителей их профессиональный уровень, какие инструменты они используют, какими выразительными средствами они пользуются, какие задачи стоят перед данным выступлением.
Хоровому коллективу может аккомпанировать в принципе любой состав оркестров или ансамблей русских народных инструментов. Главное были бы народные инструменты и исполнители, владеющие игрой на этих инструментах. Оркестры и ансамбли могут быть профессиональные и самодеятельные, любительские и учебные.
При сопровождении хоровых коллективов оркестрами и ансамблями нужно помнить, что оркестр и ансамбль в данном конкретном случае является аккомпанирующим, а не солирующим коллективом лишь в проигрышах он может солировать. И нужно очень тщательно продумать динамическую линию исполнения совместного произведения. И используя разные народные инструменты, необходимо помнить об их выразительных возможностях, их колорите, их технических возможностях, для того, чтобы они помогали хору или солисту раскрыть содержание песен, не утяжелять и не заглушать.
ЛИТЕРАТУРА
Махов, Н.И. Инструментоведение. - Л., 1970,- 199 с.
Розанов, В. Инструментоведение. - М., 1974,- 136 с.
Вертков, К. Русские народные музыкальные инструменты. - Л., 1975.
Тихомиров. Г. Инструменты русского народного оркестра. - М., 1962
Андрюшенков, Г.И. Страницы истории балалайки. - Л., 1990.
Васильев, Ю. Рассказы о русских народных инструментах //Васильев Ю., Широков А. - М.: Советский композитор, 1976,- 96 с.
Максимов, Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. - М., 1983.
Соколов, Ф. Гусли звончатые. - Л., 1959.
Розенфельд, Н.Г. Гармони, баяны, аккордеоны // Розенфельд Н.Г., Иванов М.Д. - М., 1974.
Имханиций, М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры. - М., 1987.