Урок литературного чтения на тему Знакомство с произведением М. Твена Том Сойер. (4 класс)
Тема: Знакомство с произведением М. Твена «Том Соейр»
Учитель начальных классов МОУ «Гимназия» г. Сертолово Змовик О. В.
Цель: Познакомить и заинтересовать учеников с зарубежными произведениями для детей.
Задачи: 1. Осознанно воспринимать содержание отрывка из произведения М. Твена. 2.Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения. 3.Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. 4.Знакомиться с выставкой книг, сравнивать книги одинакового содержания, но разного художественного исполнения.
5. Учить отбирать в тексте материал для характеристики героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям, речь) 6. Закрепить литературоведческие термины. (аннотация, диалог, эпитет, эпиграф) 7. Сформировать умения читать молча, пользоваться поисковым и просмотровым видами чтения. 8. Развивать способность к восприятию красоты художественного произведения, его нравственного потенциала
.
Оборудование: книги, презентации, карточки с литературными терминами, карточки с заданиями, портрет Марка Твена.
1. Орг. Момент:
2. Проверка домашнего задания. ( повторит понятие «аннотация») -Что вы приготовили дома?
-Какой выбрали рассказ В. Ю. Драгунского для аннотации.
- Дайте понятие слову «аннотация».
(Дети выходят к доске со своими иллюстрациями и зачитывают аннотации к рассказу.)
3. Актуализация
-Вспомните, что такое эпиграф? Дети дают понятие термину «эпиграф».
-Эпиграфом нашего урока хочу прочитать стихотворение.
Автоматы, пистолеты, корабли, велосипеды, сабли, юлы, погремушки...- все поломаны игрушки, все в коробке на полу кучей свалены в углу. Папа с мамою ругают, что я плохо в них играю. Сколько ж можно в них играть ?! Интересней же ломать : поломаешь и смотри, что находится внутри.
1)- О ком это стихотворение?
- О чём мы будем говорить на уроке?
- С каким произведением мы сегодня будем знакомиться, которое лучше всего отображает характер мальчишек?
- Почему эту книгу уже на протяжении многих лет любят читать дети?
- В каком жанре написано ?- Кто автор этого произведения?
Представление книги. Ребята показывают книги, которые принесли. Книги разных издательств, и разного года издательства.
2) показ презентации о Марке Твене.
3) Работа по книге 2-ая глава.
Чтение текста про себя. По ходу чтения задаются вопросы.
- Прочитайте начало главы. - В какой день недели разворачивается событие? (Суббота)
- С чего начинает автор повествование в этой главе? (С описания пейзажа)
- Что в описании пейзажа вам понравилось больше всего. Прочитайте фразы автора которыми он описывает настроение выходного дня.
- Как вы думаете, почему автор так описывает настроение жителей , да и сам пейзаж? ? - --Какие ваши ощущения, настроение от предстоящего выходного дня? (Радость - Вот и Том Сойер вышел на улицу с таким же настроением. И вдруг оно резко меняется. Прочитайте, как об этом говорит автор. Чтение вслух найденного отрывка.(самая глубокая печаль, окончательно упал духом).
4) Драматизация. Чтение по ролям без слов автора.
- Что такое «диалог»?
- Чем отличается литературный, прочитанный диалог от устного?
Задание по карточкам которые лежат на партах. (два вида задания)
- ЗАДАНИЕ№1 Найди в тексте диалог Тома с Джимом и прочитай его без слов автора. Используя выразительные средства.
-ЗАДАНИЕ№2 Найди в тексте диалог Тома с Беном и прочитай его без слов автора. Используя выразительные средства.
- Какая цель была у Тома когда он увидел Джима?
- Какую тактику выбрал Том для достижения своей цели?(подкуп)
- Как автор это описывает? (Вдохновение, гениальная мысль) - Почему эта идея не реализовалась?.- Какую тактику выбирает том с Беном?
- Как Тому удалось трудную работу (покраску забора) превратить в интересную игру?
5) Тест.
Осуществляется взаимопроверка.
6) Рефлексия.
У детей на парте рисунок забора .- напиши на каждой части забора «эпитет», которым бы ты отметил наш урок.
7) Домашнее задание. Прочитайте следующую главу произведения и напиши к ней эпиграф используя стихи , фразеологизмы, пословицы.