Открытый урок Пятипальцевая аппликатура как закономерный этап в развитии техники баяниста
Открытый урок
Ученик: Лавриненко Елена 3 класс
Преподаватель: Андриянова Татьяна Вячеславовна
Тема: « Пятипальцевая аппликатура как закономерный этап в развитиии техники баяниста.»
«Техника – это ещё не искусство.
Она всего лишь средство достижения искусства,
мост на пути к нему»
И.ГофманЦель: Игра всеми пальцами- новый шаг в развитии техники баяниста, позволяющий решать все более сложные художественные задачи; это поворот к новым исполнительским достижениям на баяне.
Задачи:
Обучающие: постоянное применение первого пальца, умелое применение позиционной аппликатуры.
Развивающие: Развитие крупной и мелкой техники с применением первого пальца.
Воспитательная: необходимость планомерного обучения, развития и совершенствования техники всех пальцев и, следовательно,создания соответствующей системы, школы.
На современном этапе исполнительства на баяне технические средства старой школы, базирующейся на использовании в игре только четырех пальцев правой руки (без большого), становятся недостаточными, и в связи с этим появляется необходимость постоянного применения большого пальца, т.е. игры всеми пальцами.
Бесспорная необходимость игры пятью пальцами возникает в следующих случаях.
1.Баянная фактура изложена композитором в расчете на участие всех пяти пальцев правой руки. Исполнить ее четырьмя пальцами невозможно.(аккорды 4. 5 звучные)
2.Баянная фактура не предполагает занятости всех пяти пальцев одновременно, однако большие растяжения не могут быть преодолены без участия большого пальца.( многоголосие и большой диапазон октав)
3. В этом случае все ноты могут сыграны без большого пальца, однако выполнить предписанные штрихи четырьмя пальцами не возможно ( исполнение в терцию, сексту при большом диапазоне, исполнение октав ).
Ученица исполняет гамму G-dur терциями. Изучаем аппликатуру. Ранее ученик играл только четырьмя пальцами, а с ведением в работу большого пальца возникает необходимость пересмотра аппликатуры в целом, необходимость планомерного обучения, развития и совершенствования техники всех пальцев.Игра пятью пальцами дает более свободное положение правой руке. БП(больш.палец) постоянно присутствет на грифе: локоть приподнят до уровня. При котором кисть и предплечье правой руки находяться в одной плоскости, образуя прямую линию.Кисть должна быть в максимально собранном положении.БП не должен быть оттопыренным , а также не следует его держать в напряжении.
Ученица исполняет гамму в две октавы различными длительностями( четвертными, восьмыми, шестнадцатыми), постепенно прибавляя темп, соответственно меняя мех через октаву, через две октавы. Исполняет разными штрихами legato, staccato, 2 legato 2staccato. Большой палец выполняет функцию подворота, создает удобства при переходе кисти из одного положения в другое. Благодаря чему перемещение руки вдоль грифа происходит более плавно, что особенно важно в быстрых темпах. Исполняет дуоли, триоли – на 1 бас укладываем в правой руке 2восьмые, затем 3 восьмые длительности.
При исполнении терций с большим пальцем облегчается исполнение штриха legato.Подворот большого пальца позволяет избегать неудобных перекрещеваний пальцев.
Исполняет простое арпеджио(традиционная четырехпальцевая аппликатура), аккордвы. Длинное арпеджио с применением БП. Здесь БП выполняе подворот, подкладывание, тем самым ученик легко добивается быстрого темпа и штриха legato. Играет длиное арпеджио с басом на 1 долю и на каждый звук.
Далее ученица исполняет D7 от звука «соль». Следит за подкладыванием Бп, за плавностью движения руки и legato. Для закрепления этого упражнения исполняем D7 пунктирным ритмом, штрихами staccato, 2 legato 2 staccato.
Большой палец выполняет функцию поворота, создает удобства при переходе кисти из одного положения в другое, благодаря чему перемещение руки вдоль грифа происходит более плавно, что особенно важно в быстрых темпах. Природная растяжка между большим и указательным пальцами дает возможность избегатьбольших скачков кисти во время игры.
«Позиция – положение рук при игре на музыкальных инструментах, удобная для извлечения ряда звуков какого либо регистра».
«Правильная аппликатура та, которая позволяет дольше всего применять без перерыва естественную последовательность пальцев, но хотя большие различия в строении рук и препятствуют установлению универсальной аппликатуры, тем не менее, все эти разнообразные аппликатуры должны основоваться на принципе единнственной последрвательности».
Ученица исполняет гамму C-Dur применяя позиционную аппликатуру с первым пальцем. Первый палец выносится на клавиатуру и в течение исполнения гаммы не убирается за гриф.
А. Доренский «Этюд e-moll» . Исполняет Этюд в оригинале с применением первого пальца. Аппликатура позиционная. Следит за тем чтобы первый палец всегда был над клавиатурой. Добивается уверенной постановки пальцев. Далее этот же Этюд ученица транспонирует на терцию вверх и на терцию вниз для более уверенного закрепления аппликатуры.
А. Судариков «Этюд G-Dur». Здесь применяется первый палец на первую и третью долю такта. Функция первого пальца фиксированная. Ученице было предложено сыграть Этюд и объеденить лигой всю фразу целиком, выполняя при этом фразировку. Проигрывая фразу ученица следит за постоянно четким нажатием первого пальца. Этюд исполняется с движением.
Ю. Гаврилов «Этюд a-moll». Этюд терциями. Поступенное движение мелодии подразумевает гаммаобразную аппликатру с применением первого пальца. Исполняя гамообразные движения в терцию очень удобно применять первый палец. Первый палец выполняет функцию подкладывания, что позволяет добиться плавного и связного исполнения. Ученица исполняет Этюд выполняя фразировку в каждой фразе.
«Эх, сыпь, Семёновна» - разбор текста отдельными руками. Октавные ходы ученица проигрывает с применением первого пальца. В этом произведении баянная фактура изложенна аккордами, в широком расположении, поэтому применение первого пальца облегчает исполнение этих аккордой и октавных ходов. Сложные аккорды предложенно исполнять ученице оттдельно вне ритма для того чтобы точнее запомнить их расположение на клавиатуре.
Заключение.
Закрепить проделанную работу на уроке.