План — конспект урока русского языка в 11 классе по теме Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
Конспект урока русского языка в 11 классе. «Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными».
Основные характеристики урока
Русский язык. 11 класс. Учебник Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык. 10-11 классы.
Технологии обучения: личностно – ориентированное.
Продолжительность: 1 урок - 40 минут
Учитель: Иванова И. Е., МКОУ «Большеанненковская средняя школа» Фатежского района Курской области
Методический комментарий к уроку. Данный урок входит в раздел «Сложное предложение», на который по программе отводится 16 часов. Это первый урок по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными». Учащиеся закрепят свои знания о видах подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными, о постановке знаков препинания в сложном предложении , необходимые для выполнения заданий в тестах ЕГЭ.
Тема: Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.
Цели:
Обучающие: углубить знания о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; усвоить понятие неоднородное и однородное соподчинение, последовательное, комбинированное подчинение; учить видеть структуру и воспроизводить схемы предложений;
Развивающие: совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения, развития навыков использования сложноподчиненного предложения в речи, умения конструировать сложноподчиненное предложение;
Воспитывающие: продолжить формирования привычки к труду, самостоятельному усвоению материала; умению работать в паре, оценивать работу одноклассника; обогащать словарь учащихся лексикой нравственной тематики; вызвать учащихся на размышления о направленности личности.
Ход урока
Организация учащихся на урок.
Оформление записей в рабочей тетради.
Актуализация знаний обучающихся.
Лингвистическая разминка
В одном из приведённых ниже слов допущена
ошибка в постановке ударения:
НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая
ударный гласный звук. Выпишите это слово.
позвони´м
рвала´
гра´жданство
давни´шний
отобрала´
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании
формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Звук ИСЧЕЗ
Без ПОГОН
ТРОЕ ножниц
С ДВЕСТИ рублями
МАЛЕНЬКИЙ домишко
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.
Р…стительный
С…луэт
Ск…нировать
Бл…стящий
Обж…гающий
3.Формулировка темы урока, целей урока.
Слово учителя:
Я предлагаю вам посмотреть на экран, прочитать предложения, проанализировать их строение, сформулировать самостоятельно тему и цели урока.
1. Счастье так мало зависит от материальных благ и вещей что тот для кого эти вещи сделались безразличны пожалуй ближе всего к тайне счастья. (Хамерлинг)
2. Доброта — это язык на котором немые могут говорить и который глухие могут слушать. (Бови)
3. Что бы ни делал человек его дела, даже самые выдающиеся ничего не стоят если он не выполнил своего долга перед родителями.(Б.Ауэрбах)
(Учащиеся: Здесь записаны СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания не расставлены, поэтому
Тема: Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.
А цель урока учиться ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными...
Цель: вспомнить виды связи придаточных предложений с главным и научиться расставлять знаки препинания.
4.Создание проблемной ситуации.
Сформулируйте задания к данным высказываниям.
Эти предложения написаны на карточках, которые получают учащиеся.
(Учащиеся: расставить знаки препинания в предложениях, составить схему предложения, указать вид подчинения придаточных.)
Какие виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными вы знаете?
Как соотносятся главное и придаточные предложения при последовательном подчинении придаточных?
При однородном и неоднородном соподчинении придаточных?
При комбинированном подчинении придаточных?
Чтение материала параграфа 97 стр.
Выполните задание по карточкам.
Взаимопроверка (сверить с эталоном, записанным на доске)
Давайте поговорим теперь о смысле этих высказываний. О чём они? В сочинении на какие темы могут быть использованы в качестве аргументов? В каких произведениях, изученных недавно, поднимаются такие же проблемы? Не забывайте пополнять свой банк аргументов. Сегодня на уроке ещё встретятся предложения, которые стоит запомнить. Только обязательно указывайте авторов высказываний и узнайте, кто они такие.
5.Изучение нового материала.
Мы повторили строение СПП с несколькими придаточными.
Сегодня мы с вами рассмотрим особенности пунктуационного оформления таких предложений.
Вспомним правило постановки знаков препинания при однородных членах. Когда при однородных членах ставится запятая, когда не ставится?
Чтение параграфа о постановке знаков препинания в СПП с несколькими придаточными.
6. Закрепление .
1. В каком предложении запятая перед И ставится?
А) Ему чудилось, что сейчас в них разовьётся что-то и кровь потечёт из глаз вместо бесцветных слёз.
Б) Николай шёл из-за угла, где находился чёрный ход и был также неприятно удивлён, увидев брата.
В) Когда все вокруг стихло и устоялся потревоженный выстрелами воздух,
на холме снова уселись белые птицы.
Задание 2.
Определи, в каком предложении допущена ошибка.
А) И в новое царствование он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что , ежели кому его нужно, то тот и от Москвы доедет до Лысых Гор.
Б) Алексей знал, что если отец заберёт что себе в голову, то уж того у него и гвоздём не вышибешь.
В) Егорушка вспомнил, что, когда цветёт вишня, эти белые пятна мешаются с вишнёвыми цветами в белом море.
Задание 3. ( в тетради )
Перестройте предложение так, чтобы запятая между союзами не ставилась.
[Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки) (М. Булгаков).
7. Самостоятельная работа
--Прочитайте текст
--Определите тип текста. . ( Рассуждение )
--Определите стиль речи. ( Публицистический )
--Определите основную мысль.
--В каком предложении автор аргументирует основную мысль?
--Давайте запишем его, расставив знаки препинания.
--Сделайте схему предложения, указав вид подчинения и тип придаточного предложения.
Текст.
Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать всё, чем живёт наша страна, наша планета.
Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! От того как мы выражаем свою мысль свободно ли владеем речью зависит насколько будем мы правильно поняты.
--Прочитайте текст
--Определите тип текста. . ( Рассуждение )
--Определите стиль речи. ( Публицистический )
--Определите основную мысль.
--В каком предложении автор аргументирует основную мысль?
--Давайте запишем его, расставив знаки препинания.
--Сделайте схему предложения, указав вид подчинения и тип придаточного предложения.
(Схему проверить у доски)
8. Итоги урока
Итак, мы проследили связь между грамматическим строем предложения и его пунктуационным оформлением.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Чему научились?
-Что вызвало затруднение?
9. Оценки
10. Домашнее задание