Урок по информатике «Кодирование как информационный процесс»

Урок по информатики «Кодирование как информационный процесс»

Сегиневич Татьяна Сергеевна
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Центр юных техников»
Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре

Тема урока: «Кодирование как информационный процесс»
Цели урока:
Обучающие: создать условия для формирования представлений о процессах, производимых с информацией. Обеспечить усвоение воспитанниками умений декодировать информационные сообщения.
Развивающие:
В целях развития самостоятельности мышления формировать навыки самоконтроля, рациональное запоминание.
В целях развития положительных эмоций, содействовать в ходе урока воспитанию эмоциональной отзывчивости.
Мотивационные:
Пробудить интерес к изучаемому предмету.
Задачи урока:
Учебные:
Продолжить изучение темы «информация».
Содействовать формированию понятия «информационный процесс»
Рассмотреть кодирование как информационный процесс.
Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания, познавательного интереса.
Воспитательные: Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Тип урока: комбинированный урок
Методы обучения:
Интерактивные методы обучения (рассказ-вступление, побуждающий диалог, беседа, подводящий диалог).
Объяснительно-иллюстративные словесные методы (рассказ-изложение, рассказ заключение).
Объяснительно-иллюстративные наглядные методы: метод иллюстраций, метод демонстраций.
Формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная.
Форма контроля:
Мини-опрос.
Беседа.
Работа по карточкам.
ТСО:
Мир информатики, 4 год обучения, «Кодирование как способ обработки информации»
Текстовый файл «Задание №1» (флажковая азбука)
Текстовый файл «Задание №2» (азбука глухонемых)

Ход урока:

Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,
Всех собрал он на урок.
Мы шуметь все перестали
И у парт тихонько встали.
- «Здравствуйте!» - скажем, улыбнемся
И за дело мы возьмемся.
Сядем тихо, осанку поправим,
Вспомним 5 очень важных правил:
Не шуметь, не ворчать,
На вопросы отвечать,
Не бояться, не лениться!
Ведь полезно всем трудиться.

Подготовительный этап
Здравствуйте, дорогие ребята. Приятно снова видеть вас. Сегодня у нас очень интересное и увлекательное занятие. Но для начала давайте вспомним, что мы изучали на прошлом занятии? (информационные процессы). А какие информационные процессы вы теперь знаете? (создание, хранение, передача информации). Молодцы! Скажите, а какие виды информации мы узнали в сами на прошлом занятии? (текстовая, числовая, графическая). А скажите, с помощью чего мы можем передавать информацию? Кто может быть источником и приемником информации? А где информация может храниться? Молодцы!

Усвоение исходных знаний (+ Первичная проверка понимания)
А сегодня мы с вами познакомимся с еще одним информационным процессом. А как он называется, вам придется отгадать.
Перед вами ребус. Давайте попробуем его разгадать (дети разгадывают ребус).


Итак, что же у вас получилось? Правильно, кодирование. Кодирование – это тема нашего сегодняшнего занятия.
Ой, я совсем забыла. Сегодня я получила по электронной почте странное письмо, но сначала об авторе этого письма. Вы, наверное, читали сказки-романы Николая Носова о Незнайке и помните, что книга «Незнайка на Луне» кончается следующими словами героя-коротышки: «А теперь можно снова отправляться куда-нибудь в путешествие». Так вот, похоже, Незнайка снова отправился в путешествие и, конечно же, попал в какую-то историю. Я получила письмо следующего содержания:
«Друзья! Помогите! Нахожусь на неизвестной планете, где мне грозят пожизненным заключением, если я не отгадаю их загадки. Здесь живут такие же коротышки, как и я, но в тоже время совсем не похожие на меня. У них везде компьютеры, и мне кажется, что это – Электронный мир, только вот коротышки – люди живые, это точно. Я получил сообщение и со страхом прочитал задания, ответы на которые я не знаю. Ребята, помогите, я так хочу вернуться на улицу Колокольчиков к своим друзьям. Поверьте, я буду обязательно учиться, когда вернусь в родной Цветочный город. Я знаю, что вы сможете мне помочь. Пересылаю вам полученное мною сообщение и задания. Очень жду ответа. Незнайка»
Ребята, поможем Незнайки? Я знала, что вы не оставите его в беде. Давайте посмотрим, какие вопросы прислал нам Незнайка (открывается присоединенный к письму файл с заданием №1).
Итак, давайте посмотрим.
Задание №1. Расшифруйте приведенный сигнал



Ой, ребята, а как мы это сделаем? Что нам нужно для того, чтобы расшифровать эту запись? (нужно знать, что означают эту символы). Правильно! Для того чтобы расшифровать любое закодированное сообщение, нужно знать код. А кто знает, как называется эта азбука и где она используется? Это флажковая азбука, а используется она на флоте для передачи сообщений другим кораблям. Давайте посмотрим, может быть к заданию приложен шифр? Да, действительно, в письме есть шифр. Ну что, тогда за работу! (учитель при детях распечатывает задание и раздает листочки). Давайте посмотрим, кто быстрее справиться с этим заданием.


Итак, какое слово у вас получилось. Правильно, информация.
Итак, с первым заданием мы с вами успешно справились. Давайте теперь немного отдохнем. Я приглашаю вас на разминку.

Вышли уточки на луг - Кря, кря, кря.
Полетел зеленый жук - Ж - ж - ж.
Гуси шеи выгибали
Клювом перья расправляли.
Зашумел в пруду камыш
Ш - ш - ш
И опять настала тишь...

А сейчас давайте посмотрим второе задание, которое прислал нам Незнайка (открывается задание №2).



Как вы думаете, что означают эти символы? Кем они используются? Это азбука глухонемых людей. Когда люди не слышат и не могут разговаривать, для общения они использую специальную азбуку. Давайте посмотрим шифр к этой загадке.
Видите, эта азбука содержит все буквы русского алфавита. Для того чтобы люди могли общаться на этом языке, и источник, и приемник информации должны знать этот язык. Попробуйте расшифровать мое сообщение (учитель на азбуке глухонемых «показывает» ребятам слово «Мир»). Понятно ли вам, что я сказала? (нет). А теперь давайте возьмем ключ к азбуке глухонемых и, вместе с ней, попробуем разгадать слово (учитель распечатывает задание с ключом и раздает детям; идет повторение слова «Мир»).
Ну что ж, а теперь давайте приступим к выполнению задания для Незнайки. Кто первым справится с этим нелегким заданием?


Давайте посмотрим, какое слово у вас получилось (процесс). Молодцы!
А теперь давайте дадим отдохнуть нашим пальчикам и проведем пальчиковую гимнастику.

Палец толстый и большой
в сад за сливами пошёл.
Указательный с порога
указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный подбирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Что ж, наш ждет последнее задание (учитель открывает файл с заданием №3). Задание: Расшифруйте сообщение инопланетян в программе Мир информатики, 4 год обучения, раздел «Кодирование как способ обработки информации».
Итак. Вам предстоит решить задачу на компьютере. Только прежде давайте вспомним правила техники безопасности.

Мне хотелось бы заранее
Дать наказ еще такой,
Что нельзя без указаний
Кнопки трогать ни одной!
Не касайтесь монитора –
Пятна сразу здесь видны.
Не хватайтесь для опоры
Вы за электрошнуры.
С напряжением в сети
Ох, дружочек, не шути!
Не сложны советы эти
Вроде бы для всех вас, дети,
Но у самого порога
Вспомни их, им следуй строго.
И компьютер – добрый друг
Поведет вас в мир наук.

Итак, присаживайтесь за компьютеры. Откройте программу «Мир информатики» 4 год обучения, выберите раздел «Кодирование как способ обработки информации» (3 задание). Для расшифровки задания необходимо вписать в пустые клеточки сообщение инопланетян. Давайте осудим алгоритм работы (идет обсуждение). Сначала вы смотрите на значок в задании, затем ищите аналогичный значок в поле с кодом, наводите кнопку мыши на нужный значок и за ним появляется буква, которую нужно ввести в соответствующую клеточку. Если вы правильно выполните задание, инопланетяне вас похвалят. Задание понятно? Приступайте!

Итак, давайте посмотрим, что же у вас получилось (продаётся двухместная летающая тарелка). Молодцы! А кто справился с заданием первым!

Давайте теперь дадим нашим глазкам отдохнуть.
Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два,
Ра, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
Ну что ж, ребята, мы выполнили все задания для Незнайки. Теперь нужно отправить ответы на неизвестную планету (учитель открывает тестовый документ и приглашает ребят, первыми справившимися с заданием, записать ответы в текстовый файл; затем письмо отправляется).

Подведение итогов урока
Итак, давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили? (о кодировании информации). А с какими видами кодировки вы сегодня познакомились? Что нужно, чтобы расшифровать закодированное сообщение? Молодцы! А сейчас я попрошу вас сказать, что вам понравилось и что не понравилось на сегодняшнем занятии.
Ой, смотрите, нам пришло сообщение от Незнайки. Давайте прочитаем его.
«Спасибо, ребята! Когда вы будете читать это письмо, я уже буду дома. Обещание свое выполню: я обязательно буду учиться работать с информацией. Ваш Незнайка».
Ну что ж, ребята. Вот вы и помогли Незнайки вернуться домой. И я, вместе с Незнайкой, говорю вам большое спасибо. Благодарю вас за работу на уроке! До скорых встреч.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715






15