Мотив лёгкого дыхания в творчестве В.Н. Корнеева 
                                                                                        Н. БакутоваМОТИВ «ЛЕГКОГО ДЫХАНИЯ» В ПОЭЗИИ
ВАДИМА КОРНЕЕВА
        В поэзии важную роль играют процессы осмысления вечных категорий бытия: любви, смерти, счастья, природы, красоты. Эти вечные темы получили трогательное и просветленное воплощение в творчестве курского поэта Вадима Корнеева. 
        Многообразие тем и мотивов, почерпнутых из жизни, обращение к духовному миру человека – все это характерно для поэзии Вадима Корнеева. Взгляд поэта – художника на окружающий мир оригинален, он помогает читателю увидеть прекрасное в обыденном мире, порой предаваться философским размышлениям в потоке повседневности. 
         В стихах Вадима Корнеева традиционно для русского поэта звучат темы взаимоотношения человека с природой, любви и щемящей гордости, благодарности и сострадания, вызывающие у читателя радость встречи с добрым отзывчивым сердцем и глубокие раздумья. Среди прочих мотивов творчества курского поэта есть и такой, который мы условно называем «легкое дыхание».  Для примера мы взяли стихотворения «Уголек» и «Синица».
         Что же такое «легкое дыхание», почему это словосочетание давно стало нарицательным для обозначения человеческого таланта –  таланта жить?
        Обратимся к одноименному рассказу И. Бунина  «Легкое дыхание», в котором так  ярко запечатлен образ героини, и столь трепетно передано чувство прекрасного, переполнявшее ее натуру.
         Значительную роль Бунин в своей поэтике отводит символике. Писатель искусно вплетает символ в ткань произведения. Словосочетание «лёгкое дыхание» – символ женственности, гармонии, беспечности и… мимолётности жизни. Излучая негаснущий свет, бодрость духа, жизнерадостность, лёгкость, Оля Мещерская жила сегодняшним, не боясь будущего, по-настоящему получая удовольствие от жизни: «...главное, знаешь ли что? – Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть,–ты послушай, как я вздыхаю,– ведь правда есть?»         
        «Легкое дыхание» девушки  противопоставлено обыденному пошлому миру, крепкому тяжелому кресту на ее могиле. Бунин верил в то, что рождение человека не является его началом, а значит, смерть не является концом существования его души. Душа – ее символом и является «легкое дыхание» – не исчезает безвозвратно. Легкое дыхание подлинной красоты призрачно и хрупко, в столкновении с реальным миром оно порой исчезает.
         Обратимся к стихотворению В. Корнеева «Уголек», в котором мы попытаемся раскрыть заявленную нами тему, указав мотив «легкого дыхания» в поэтике данного текста.
                                   «Я слежу, как струями играет
                                   По камням спокойная река,
                                   Я смотрю, как солнце догорает,
                                   И рука моя, пока крепка,
                                   Собранный сушняк легко ломает…
                                   Благодарно сердце принимает
                                   Рощу, речку, солнце, облака!»
       Перед нами традиционная пейзажная лирика, что конечно не отменяет достоинств этого стихотворения. В первой строфе обозначена  общая тональность элегического повествования –  красота и  хрупкость жизни, всего прекрасного на земле. Уже прочитав эти первые строки, нас невольно одолевает чувство авторской легкости и умиротворения. Человек и мир вокруг него слышат и слушают друг друга. У них общий язык для отражения тех чувств, что переполняют их душу.
       Пейзаж  в данном случае играет первостепенную роль для создания элегического всеприемлющего настроения. Поэт использует неброские эпитеты и создает тонкую систему соответствий природы и человека.          
        Корнеев вводит в стихотворение образ авторского «я». Мы видим спокойного взрослого мужчину, огонь костра у его ног, и это незамысловатое действо переполняет доверием к его словам:
                                   «Благодарно сердце принимает
                                   Рощу, речку, солнце, облака!»
       Находясь «наедине» с природой, он предлагает  отдохнуть душой, поразмышлять  о важном, если не главном в себе.
       И следующая строфа пронизана такими уже философскими размышлениями:
                                  «Ощущаю и душой и телом,
                                  Как ребенка любящая мать,
                                  То, что называют светом белым,
                                  От чего мне глаз не оторвать…»
      Поэт не только воспринимает красоту окружающего мира, он словно вынашивает в себе чувство подобной сопричастности и делится им с другими. Не случайно в дальнейшем тема разрастается, и постепенно автор переходит к обобщениям мировоззренческого характера:
«Да, видать, я все-таки старею,
                                  Улыбаясь молодости вслед,
                                  Если бережно душою грею
                                  То, что старше в миллионы лет…»
       С теплой иронией он говорит о своей молодости, мимолетной, безмятежной, которая прошла словно на одном легком дыхании. Может быть, символом этой грусти и является бунинский «легкий» образ, ведь период человеческой осени вызывает у поэта другой ассоциативный ряд.
   «Пусть поэта русского карает
 Время, беспощадное ко мне.
  Костерок тихонько догорает,
        Что мне в этом маленьком огне?»
      Вопрос вполне риторический, однако задающий новый поворот темы. «Маленький огонь» противопоставлен бездне Времени, как свет маяка – темноте ночи. И тем, кто поверит ему, он может спасти жизни.
«Ведь пока голубит и лелеет
         Солнца жар, что близок и далек…
   Уголек в золе последний тлеет,
Жарко тлеет сердца уголек!»
        Поэт осознает  значение малого перед великим, их вечную связь. Уголек не противопоставлен солнцу, каждый из них по-своему, но несет столь необходимое людям тепло и свет. И происходит это без ложного пафоса словесных нагромождений. Стихотворение Вадима Корнеева рассказано в ритме «легкого дыхания» в бунинском значении данного образа.
        Продолжает нашу тему стихотворение «Синица». Позволим себе привести его полностью: 
                                  У природы движения метки –
                                  Все продумано, все не шутя…
                                  Улыбаюсь синице на ветке,
                                  Пусть качается, словно дитя!
                                  Вот вспорхнула – другая качается,
                                  Я привык, что мы вместе зимой,
                                  Пусть во веки веков не кончается
                                  И небесный их путь и земной!
                                  Никогда не узнает синица
                                  (и не надобно этого ей),
                                  Что возможность дает она слиться
                                  Мне с природой родною моей!
         Образ синицы характерен лишь для русского и белорусского фольклора. На наш взгляд выбор именно этого отряда пернатых для названия стихотворения оправдан русской фольклорной символикой. Многие русские пословицы и поговорки подчеркивают малые размеры, незаметность и будничность этой птички (Не велика птичка синичка). Но отмечается и то, что в случае необходимости и такая невзрачная птаха может пригодиться. Известная русская пословица гласит: «Лучше синица в руке, чем журавль в небе» (т.е. лучше реально обладать немногим и быть вполне счастливым, чем стремиться к чему-то несбыточному). 
         В целом, благодаря связи с воздушной стихией птицы считаются посланцами иных миров. Но синица – оседлая птица, лишь частично она кочует, перелеты ее незначительны. Это одна из городских птиц, которая остается зимовать в городе. Многочисленные и привлекательные по облику синички в тяжелое осенне-зимнее время холодов жмутся ближе к жилью человека.
        Стихотворением «Синица» мы продолжим тему предыдущего текста.
                                  «У природы движения метки –
                                  Все продумано, все не шутя…
                                  Улыбаюсь синице на ветке,
                                  Пусть качается, словно дитя!»
        Как и в случае с первым стихотворением автор обращается к фрагментам окружающей нас быстротечной жизни. Еще раз определяет свою позицию внимательного свидетеля уходящего времени, где не может быть каких-либо незначительных деталей: 
                                «Все продумано, все не шутя…»
        Казалось бы, мысль может быть продолжена глубокомысленной моралью на абстрагированную тему, однако неожиданный образ «синицы» поворачивает совсем к иному ассоциативному ряду. Возникает образ детской шалости, качелей, за которыми Корнеев и предлагает внимательно посмотреть:
                                «Вот вспорхнула – другая качается…»
        Постепенно заданный птахой ритм становится амплитудным колебанием самой жизни, ее сердечной диафрагмы. Поэтому и звучат как главная человеческая надежда слова:
                                «Пусть во веки веков не кончается
                                И небесный их путь и земной!»
        Последние строки стихотворения помогают понять читателю, насколько важно поэту найти этот ритм в биении окружающей планетной жизни:
                                «Никогда не узнает синица
                                (и не надобно этого ей),
                                Что возможность дает она слиться
                                Мне с природой родною моей!»
        Внимание к малому явлению мира дает возможность проникнуть в тайну целого мироздания. Слияние с родной природой обещает постижение сокровенных глубин собственного «я» и происходит это, словно в точке пересечения, в крошечной пичуге, оставшейся зимовать рядом с человеком.
       Погружение в человеческую память может быть продолжено благодаря стихотворению «Вместе». В нем говорится о «легкой» счастливой  памяти поэта, не отягченной горечью утрат, радующей его жизнь, как и прежде. Это стихотворение о женщине, которая может  дарить такую радость. Судьба  многолика, и важно сохранить нужные тебе силы для воспоминаний: 
                                  «Люблю красу твою простую…
                                  Я знаю – долго не усну,
                                  Встречая пятьдесят шестую,
                                  Судьбой мне данную весну…»
        Первая строфа повествует о благодарной «весенней» памяти поэта: это «легкое дыхание» сердечной привязанности без драмы прожитых лет.
        Встреча была неожиданной, как подарок, и, тем не менее, судьбоносной. Все так зыбко в этом мире…С помощью ряда образов поэт проводит тонкую грань между тем, что есть, и чего могло бы не быть: «ледяная кромка», «запах талого снежка» –  порой это становится символом сиюминутного счастья, которым живет человек всю оставшуюся жизнь.
                                    «С тобою встретились мы в марте –
                                    Домов раздвинулась гряда,
                                    И никакой гадальной карте
                                    Не предсказать бы никогда
                                    Негаданную эту встречу.
                                    Твои приподнятые плечи,
                                    Пальто из серого букле,
                                    И марта ледяная кромка,
                                    Слова, звучащие негромко,–
                                    Вновь оживает все во мне,
                                    Как запах талого снежка,
                                    И как рука твоя – нежна –
                                    Касается моей ладони…»
       Расстилающуюся «гряду домов», можно представить горной преградой, за которой скрыта долина воспоминаний, тот благодатный край, что теплит  душу человека. И он снова там, где все столь зримо, вплоть до мельчайших  художественных подробностей: «приподнятые плечи», «пальто из серого букле». Так складывается образ современницы и ее красоты. Запахи окружающего мира играют также значительную роль – «вновь оживает все во мне, как запах…»
                                     «Соединяются две доли,
                                     Души, две плоти, наконец,
                                     И лишь биение сердец
                                     Как в вальсе – три четвертых такта,
                                     Но это первого лишь акта
                                    Начало в драме. Гаснет свет
                                    И дышит занавес…Я молод,
                                    На марше март – уходит холод.
                                    С тех пор минуло двадцать лет!»
       И в то же время «легкое дыхание» воспоминаний приводит к разговору о мироздании, его тайнах:
                                    «Соединяются две доли…»
        В толковом словаре  «доля» – 1. Часть чего-н. Разделить на равные доли. Львиная доля. (большая и лучшая часть чего-н.). Войти в долю. 2. Участь, судьба. Счастливая доля. Доли нет кому-нибудь. (нет в жизни счастья; устар.). 
       Поэт говорит о предопределенности событий, о высшей силе, которая управляет жизнью людей. 
        Интересно дальнейшее  развитие  темы  в «шекспировском» духе о жизни-игре, жизни-театре. Именно Шекспир сказал:  «Жизнь-игра, и все мы в ней актеры». Игра и судьба человека – эти понятия переплетены между собой. Появившись на свет, мы начинаем свою мизансцену.
       Две души, мужчины и женщины, сливаются в вечном танце на краю небытия. Древние греки отождествляли душу человека с бабочкой, которая вылетает из погребального костра. В восточных странах бабочка – символ изменений и новых свершений. Она дает шанс на успех любого начинания. 
       «Легкая» память – это воспоминания пережитого, когда они хрупки, как бабочка, подлетевшая к пламени огня и играющая крыльями, угадывая нужное расстояние.