Работа над дикцией посредством упражнений. Перенесение приобретённых навыков из упражнений в музыкальное произведение.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Работа над дикцией посредством упражнений. Перенесение приобретённых навыков из упражнений в музыкальное произведение.
Выполнила:
Власова Татьяна Геннадьевна ,
преподаватель вокальных дисциплин
Кышытм 2014
Содержание
Введение3
План – конспект открытого урока..4
Тема, цель и задачи урока..4
Физические упражнения5
1.1. Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.5
1.2. Упражнения для развития подвижности губ.6
1.3. Упражнения для развития мышц языка.7
1.4. Упражнения в чёткости произнесения согласных звуков в слогах.8
II. Певческие упражнения.9
2.1. Пение скороговорки на одном звуке..9
2.2. Пение попевки с определённой мелодией9
III. Работа над дикцией в произведении.10
3.1. Работа над русской народной песней «Как у наших у ворот»..10
3.2. Работа над произведением О. Юдахиной «Гномик»..10
IV. Домашнее задание...11
V. Подведение итогов урока12
ВВЕДЕНИЕ
Слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким и ясным по произношению, выразительным и достаточно громким. Для этого необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.
Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань.
Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Для этого нам должны помочь определённые упражнения.
В пении пользуются всем имеющимся диапазоном голоса, а в речи только частью его. Независимо от голоса (тенор, бас, баритон, сопрано, меццо), говорящий человек пользуется средним отрезком своего голоса, так как здесь говорить голосу удобнее, он не устает.
Певческий голос отличается от разговорного не только диапазоном и силой, но и тембром, то есть более богатой окраской голоса. Певческая дикция зависит от формирования гласных, а в обычной речи произношение гласных и согласных почти равно по времени и речевая дикция зависит целиком от четкого произношения согласных. При певческом голосообразовании работа артикуляционного аппарата активизируется во много раз. Согласные в пении и в речи формируются почти одинаково, но в пении произносятся четче и легче. Произнесение певческих гласных отличается от речевых. В пении при максимально спокойной свободной глотке, ротовая полость формирует гласные, что увеличивает значение четкой работы ротовой полости и её роль в вокальной дикции. В речи глотка резко меняет объем и форму при смене гласных.
Великие учителя вокала всегда обращали внимание на то, что гласные - "носители" вокального звука, они занимают почти всю длительность интонируемого звука. Согласные максимально укорачиваются, произносятся предельно четко и ясно. В этом кроется один из секретов кантилены. Гласные являются как бы оболочкой, в которую облекается певческий звук, поэтому воспитание певческого голоса начинается с работы над формированием вокальных гласных. На этих звуках вырабатываются все основные вокальные качества голоса. От правильного формирования вокальных гласных зависит художественная ценность певческого голоса.
ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ТЕМА УРОКА: Работа над дикцией посредством упражнений. Перенесение приобретённых навыков в упражнениях в музыкальное произведение.
ЦЕЛЬ: Добиться четкой дикции в упражнениях и перенести навыки с упражнений на музыкальное произведение.
ЗАДАЧИ:
Развивающая: укрепление мышц артикуляционного аппарата (разборчивость речи, осмысленность, выравнивание гласных);
Образовательная: активизация мышц голосового аппарата, его подвижность.
Воспитательная: воспитание навыков ясного, внятного, чёткого произношения слов и фраз.
Физические упражнения
для укрепления мышц артикуляционного аппарата: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань.
Упражнение для развития подвижности
нижней челюсти.
Аргументация методических приёмов: данные упражнения используются для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения широко открывать рот в процессе речи и пения:
Свободно опускать нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.
Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнести гласные звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).
Произнести гласные звуки с голосом:
аaaaaaaaaaaaa
яяяяяяяяяяяяяя
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё
иииииииииииии
Слитно и протяжно произнести несколько гласных звуков на одном выдохе:
Аааааэээээ аааааеееее аааааиииии
Иииииааааа ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээаааааа аааааиииииэээээоооооо
Произнести пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта:
Мал, да удал.
Два сапога - пара.
Нашла коса на камень.
Знай, край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата.
1.2. Упражнения для развития подвижности губ.
Аргументация методических приёмов: при вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звуков у, ю требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для звуков о, ё округлить губы, а для звуков с, з растянуть губы в улыбке. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения:
Растянуть губы в улыбке без обнажения зубов.
Растянуть губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.
Плотно сомкнутые губы вытянуть вперед (как при свисте).
Вытянуть губы вперед в форме трубочки.
Попеременно чередовать вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.
Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.
Растянуть губы в улыбке и вытянув губы вперёд сделать «поцелуй».
Протяжно произнести гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом):
ииииии (губы растянуты в улыбке);
оооооо (губы овалом);
уууууу (губы трубочкой).
Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):
сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);
шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).
При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п, б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).
Закрепите четкость и ясность произношения звуков в словах:
ива, игра, утюг, урок, утиль, окунь, ослик, юла, юрист, юг, ёжик, ёлка, Ирина, институт, инкубатор, изумруд, укрытие, улитка, удилище, ощущение, окулист, оборудование, сок, замок, колесо, шапка, школа, жук, живот, сушки, солнышко, железо, папка, барабан, веник, велосипед, фартук, фуфайка, кофта.
Упражнения для развития мышц языка.
Аргументация методических приёмов: язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем, как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стечением согласных, четко отработайте следующие движения.
Высунуть язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз («Маятник»).
Высунуть наружу язык, и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево («Колесо»).
Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистить" верхние зубы с наружной и внутренней стороны (затем коренные), в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот («Чистим зубки»).
При закрытом рте языком прокалывать щёки («Иголочка»)
Упражнения в чёткости произнесения
согласных звуков в слогах.
Аргументация методических приёмов: перенесение полученных до этого навыков в произношение слогов, слов, фраз. Подготовка к вокальным упражнениям.
Прочитать слоги:
па, по, пу, пы, пэ, пя, пё, пю, пи, пе, та, то, ту, ты, тэ, тя, тё, тю, ти, те, са, со, су, сы, сэ, ся, сё, сю, си, се, жа, жо, жу, жи, же;
ап, оп, уп, ып, эп, ат, от, ут, ыт, эт, ас, ос, ус, ыс, эс, аш, ош, уш, ыш, эш
Прочитать вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков:
вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.
Чтение скороговорок начать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускорить темп, но следить за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Бык тупогуб тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
Как у Дяди Ермолая вся семейка небольшая,
Только сам, да сама,
Только кум, да Кума.
Два сына с усами, да две дочери с косами.
II. Певческие упражнения
для закрепления полученных артикуляционных навыков в вокальных упражнениях.
Аргументация: усложнение работы для учащегося. Теперь ученик должен думать не только о положении корпуса, рта, но и об интонировании заданных упражнений. Ученик тем самым подготавливает себя непосредственно к пению целого произведения.
2.1. Пение скороговорки на одном звуке:
Бык тупогуб тупогубенький бычок
У быка бела губа бела тупа.
2.2. Пение попевки с определённой мелодией:
Пчёлки, пчёлки жальца иголки.
Серые, малые крылышки алые.
Примечание: Во втором упражнении ученик должен следить за построением фраз, акцентировать определённые слова.
III. Работа над дикцией в произведении
Аргументация: после выполненных упражнений ребёнок готов приступить к более сложной работе, к исполнению музыкального произведения.
3.1. Работа над русской народной песней «Как у наших у ворот».
Примечание: над этим произведением ребёнок работает первый урок (дома учащаяся уже выучила текст). Необходимо:
- Определить главные опорные точки начало и конец фраз.
- Поработать над проблемными местами.
- Подвести итоги.
3.2. Работа над произведением О.Юдиной « Гномик»
Примечание: произведение известно ребенку. Необходимо:
- Пропеть 1 куплет, выявить ошибки и недостатки.
- Выполнить упражнение «Магазин TV» (заключается в произношении текста без звука с аккомпанементом и мелодией; поочередно звук включается либо выключается).
Аргументация: ребенок предельно концентрируется над произношением, пытаясь донести педагогу текст без звука. Педагог должен прочитать текст по губам ребёнка.
- Пропеть 2 и 3 куплет, выявить ошибки и недостатки.
- Выполнить упражнение «Продолжи» - учитель запевает поочерёдно с учеником.
Аргументация: Ученик теперь сосредоточен не только на себе, но и на преподавателе. Он должен не только следить за артикуляцией и интонацией, но и за характером передаваемой ему мелодии.
- Концертное исполнение произведения О.Юдиной « Гномик»
IV. Домашнее задание.
Занятия по отработке хорошей дикции проводить ежедневно по 10-15 минут самостоятельно перед зеркалом.
Переход к следующему упражнению осуществлять только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.
Найти и выучить несколько скороговорок самостоятельно.
Тексты музыкальных произведений проговаривать перед зеркалом без звука и со звуком.
Подведение итогов урока
По моему мнению, урок прошёл вполне удачно. Даша со всем справилась. Все замечания и пожелания выполняла верно.
Дальнейшее закрепление хорошей дикции будем осуществлять при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения. Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.
При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.
13PAGE 15
13PAGE 141215
15