«Влияние условных и безусловных рефлексов на формирование мышления у детей с ограниченными возможностями»
ГКОУ РО Каменская специальная школа №15
«Влияние условных и безусловных рефлексов на формирование мышления у детей с ограниченными возможностями»
Подготовила: Быковская В.Б.
Каменск-Шахтинский 2015
Математика, как учебный предмет, является неотъемлемым и важным компонентом развития личности ребёнка, источником познания окружающего мира, значимой частью человеческой культуры. И, конечно, такая глобальная познавательная область, как математика, в системе специального обучения обладает мощным коррекционно - развивающим потенциалом всех высших психических функций.
Иван Петрович Павлов является создателем учения о высшей нервной деятельности, создателем учения об условных рефлексах. Л.С.Выготский развил это учение и на основе своих исследований создал теорию об условных рефлексах в области дефектологии (доклад «Методика рефлексологического и психологического исследования» II Всероссийский съезд по психоневрологии в Ленинграде 1924год). Своими исследованиями он подтвердил связь сознания и мышления человека с рефлекторной деятельностью его головного мозга. Высшая нервная деятельность – это функции коры больших полушарий головного мозга и ближайших подкорковых образований, где вырабатываются заново временные нервные связи (условные рефлексы), обеспечивающие наиболее тонкое и совершенное индивидуальное приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды. Высшая нервная деятельность носит рефлекторный характер. Высшим животным и человеку присущи безусловные и условные рефлексы.
Безусловные рефлексы присущи человеку с рождения (сосание, глотание, слюноотделение, кашель мигание выкармливание, дыхание и т.д.).
Условные рефлексы (временные связи) вырабатываются на базе безусловных при воздействии условного раздражителя. Они обеспечивают более совершенное приспособление организма к меняющимся условиям внешней среды. Они помогают находить пищу по запаху, уходить от опасности, ориентироваться и т.д.
Учение об условных рефлексах представляет собой ту базу, на которой должна быть построена новая психология. Условный рефлекс – есть имя нового механизма, который от биологии переносит нас от биологии к социологии и позволяет выяснить самую сущность и природу учебно-воспитательного процесса.
Воспитание, чего бы оно ни касалось и какие бы ни принимало формы, всегда имеет в конечном счете в своей основе механизм воспитания условного рефлекса. Рефлекс неразрывно связан с реакциями. Рефлекс – это частный случай реакции. Реакция – это взаимоотношения организма и окружающей среды. Реакция – является ответом организма на те или иные изменения окружающей среды.
Существуют три момента реакции:
восприятие организмом тех или иных раздражений, посылаемых внешней средой. Оно условно называется сенсорным;
переработка этого раздражения во внутренних процессах организма, возбужденных толчком к деятельности. Это центральный момент;
ответное действие организма, большей частью в виде движения, появляющегося в результате внутренних процессов. Этот момент – моторный.
Путь, по которому нервное возбуждение воспринимается и передается к рабочему органу, называется рефлекторной дугой. Она состоит из:
чувствительного (центростремительного) нерва, передающего возбуждение к центру;
приносящих от отводящих нейронов спинного мозга;
центробежного нерва (двигательного), несущего возбуждение от ЦНС к рабочему органу.
Это схема всякого нервного процесса.
Безусловные рефлексы носят наследственный характер. Условные рефлексы возникают в процессе личного опыта. Они склонны к исчезновению, если их не подкреплять снова и снова безусловным раздражителем. Условный рефлекс обладает всеми особенностями приобретенных реакций. Процесс выработки условных рефлексов есть не что иное, как процесс приспособления к индивидуальным условиям. При этом решающим фактором является среда (главный упор делает Л.С.Выготский).
Таким образом, учение об условных рефлексах устанавливает, что приобретенные реакции вырабатываются и возникают на основе прирожденных под решающим влиянием среды.
У человека условные рефлексы могут образовываться на основе II (речевой) сигнальной системы, когда условными раздражителями являются слова. Так, например, только разговор о пище или ее описание может вызвать у человека отделение слюны. Сознание людей связано с деятельностью коры головного мозга. Благодаря слову возникают обобщенные понятия и представления, способность к логическому мышлению. Как раздражитель слово вызывает у человека большое количество условных рефлексов. На них базируется обучение, воспитание, выработка трудовых навыков, привычек. Л.С.Выготский доказал, что у умственно отсталых детей замыкательная функция коры головного мозга очень слабая. Условные связи устанавливаются с трудом, а установившись, быстро рвутся. В целях наиболее успешного установления условных связей у умственно отсталых детей Выготский выделил такие важные моменты:
1) учебно-воспитательный процесс должен быть трехсторонне активным: активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними среда;
2) основным правилом установления новых реакций должна быть подготовка почвы для них, т.е. надо возбудить соответствующий интерес (это подобно разрыхлению почвы перед посевом);
3) большое значение отводится установке (то, чего мы хотим добиться от ребенка). «Можно без преувеличения сказать, что установка является первым условием, благодаря которому создается возможность для педагогического воздействия на ребенка». (Л.С.Выготский). Установка – та подготовительная реакция организма, при помощи которой он устанавливается на известную форму поведения;
4) большое значение отводится ожиданию. Оно облегчает поведение при наступлении какого-либо события. Неожиданность большей частью означает неподготовленность к совершению реакции. Ожидание – это мобилизация организма для предстоящего действия. Ожидание играет большую воспитательную роль. Важнее даже не само событие, а подготовка к нему (праздники, открытые уроки, здесь и коллективизм, взаимовыручка и т.д.).
Выготский говорил: «Правилом для педагога должно быть: прежде, чем объяснить – заинтересовать; прежде, чем заставить действовать – подготовить к действию; прежде, чем обратиться к реакциям – подготовить установку; прежде, чем сообщить что-нибудь новое – вызвать ожидание нового».
5) одно из звеньев этой цепи – игра. Она является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. В процессе игры ребенок мыслит, т.е. находится в поиске и отборе нужных реакций;
6) большая роль отводится эмоциям. Всякая эмоция – есть позыв к действию или отказ от действия. Эмоции являются таким внутренним организатором наших реакций, которые напрягают, возбуждают, стимулируют или задерживают те или иные реакции. Эмоции как катализатор, как внутренний организатор поведения. Педагог должен управлять своими эмоциями и эмоциями воспитанников. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию у ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием (но не эмоция конфликта);
7) одну из важнейших сторон занимает внимание, как координатор всех познавательных процессов. Здесь Выготский говорит о необходимости воспитания внимания (в большей мере произвольного);
8) возникнув, связь должна быть воспроизведена в полном объеме, иначе она в скорости разорвется. Здесь большое значение уделяется памяти. Выготский говорит о необходимости развивать и тоже воспитывать у обучающихся различные виды памяти: а) механическую – как основу для нахождения индивидуального опыта; б) ассоциативную, которая возникает на основе опыта; в) логическую; г) зрительную; д) слуховую; е) тактильную;
9) важная роль отводится забыванию. Уметь забывать ненужное, отбрасывать лишнее, размыкать связи после того, как они уже сделали свое дело, так же необходимо, как и установление новых связей. Педагог должен заботиться о гигиене памяти обучающихся (принцип научности, краткости изложения).
Выготский рекомендует педагогу пользоваться при запоминании различными путями. «Чем более различными путями войдет реакция в нервную систему, тем прочнее она там удержится». Наиболее целесообразно применять все способы запоминания поочередно. Так, при изучении иностранного языка ученики видят слово, слышат его произнесенным, сами повторяют его и записывают. Отсюда следует точность и легкость усвоения. Все же учителю полезно узнать индивидуальный тип памяти у ученика и прибегать чаще всего именно к этому типу.
Наконец, высшей формой сознания является мышление.
Выготский говорит о необходимости наглядности в меру. Требование наглядности всего обучения прежде всего означает изгнание трудности мысли для ребенка. « Если вы хотите что-либо прочно воспитать в ребенке – позаботьтесь о препятствиях. Социальная среда и все поведение ребенка должно быть организовано так, чтобы каждый день приносил с собой новые и новые комбинации, непредвиденные случаи поведения, на которые бы у ребенка не находилось в запасе его опыта готовых навыков и ответов» (Л.С.Выготский).
Условные связи возникают в зоне актуального развития. А по мере их укрепления и накапливания расширяется зона актуального развития и переходит в зону ближайшего развития.
Таким образом, все реакции человека можно выстроить в такую систему:
безусловные рефлексы (наследственные готовые способы поведения);
на основе безусловных формируются условные рефлексы (дрессировка, выучка);
на основе этих двух – появление мышления (интеллекта).
Выготский также говорит о гигиене физического и умственного труда. Вся деятельность организма зависит от состояния центральной нервной системы. Ее переутомление ведет к расстройству жизненно важных функция организма, снижение восприятия, памяти, внимания, мышления, работоспособности. Большое значение в образование условных рефлексов имеет режим дня. При его соблюдении у человека образуется много важных условных рефлексов. Чередование умственного и физического труда также является регулятором процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, что необходимо для установления условных связей.