Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов


Открытый урок по биологии в 9 классе.
Тема: « Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов».
Цель урока:
Научиться различать условные и безусловные рефлексы и выявлять их значение в жизни животных и человека.
Закрепить знания о ВИД, а именно об основных компонентах условных и безусловных рефлексов.
Приобрести навык выработки условного рефлекса(по Павлову)
Учить вырабатывать навыки монологической речи у учащихся.
Прививать любовь к природе.
Оборудование: демонстрационные таблицы, учебник, рабочая тетрадь, аппликация.
Оформление доски
Число. Тема: « Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов»
Словарь: Н.С., ВИД, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс, возбуждение, торможение
Аппликация
Д/з §49,50. Прив. прим. Доп. Литература И.Д. Зверев «Книга для чт.по анатом.» с.16. Сеченов И.М. Рефлексы чел. мозга т.1. стр.94. Павлов И.П. Собрание сочин. Т.1, стр.12.
Ход урока
Время Действия учителя на уроке Действия учащихся на уроке
1 мин. Орг. Момент.
- Учитель знакомит учащихся с темой и целями урока: дает направление работы на уроке.
- Четко комментирует ход работы на уроке( по ходу дети заполняют итоговую таблицу вместе с учителем.
П. Подготовка к восприятию нового материала - Учащиеся записывают число, темы урока, чертят итоговую таблицу

В Н Д
Безусловные рефл. Условные рефл.
37 мин. Опрос учащихся.
Учитель последовательно задает вопросы, подводя уч-ся к теме и целям урока на доске написаны ключевые слова в виде словаря :а) Нервная система
на какие две п/системы делится: НС
ЦНС периферическая
Что составляет ЦНС и периферическую Н.С.?
б) Что такое ЦНС?
в) Рефлекс – это…
Какова схема рефлекторной дуги?
г) Что такое ВНД?
д) Кто развил учение о ВНД? Какой они внесли вклад?
е) Говоря о рефлекторном принципе работы Н.С. раскройте, как связано между собой Н.С. и ВНД

Назовите:
ж) Компоненты ВНД
безусловный рефлекс условный рефлекс
Что называется безусловным рефлексами?
Что называется условными рефлексами?
з) Назовите виды и приведите примеры безусловных рефлексов, а затем условных, т.е. сделайте вывод на что возникают безусловные и условные рефлексы.
и) Назовите условия выработки условных рефлексов.
к) Раскройте методику образования условных рефлексов
- закон взаимной индукции
- дополните недостающие в схеме рефлекторной дуги ( условный рефлекс слюноотделения у собаки).
Необходимо сделать вывод о связи безусловных рефлексов и условными и их отличительные особенности ( по схеме рефлекторных дуг)
л) В ответ чего и как образуются условные и безусловные рефлексы?
м) Что такое возбуждение и торможение условных рефлексов.
н) Раскройте значение компонентов ВНД.
Записывают д/з § 49,50
Учащиеся четко дают формулировки определениям

а) Н.С. осуществляет регулярно функцию организма и связь организма с внешней средой
Единица работы Н.С. - рефлекс.
Один человек рисует схему на доске на примере одного из анализаторов.
И.П. Павлов
СообщенияИ.М.Сеченов
+ Н.С. работает рефлекторно, т.е. благодаря рефлексу
+ в основе ВНД лежит рефлекс
- Н.С. – строение нервных органов
- ВНД- действие, деятельность которого осуществляется благодаря Н.С., а именно ЦНС.
По ходу урока дети заполняют таблицу.
Дети формулируют определения и записывают в таблицу первое отличие.
Четыре вида безусловных рефлексов. Примеры: взаимосвязь безусловных рефлексов: если животное оказывается в незнакомой обстановке, то оно на некоторое время замирает. Это пассивно-оборонительный рефлекс. Потом он сменяется ориентировочным – обнюхиванием и рассматриванием незнакомых предметов. Взаимосвязь безусловных рефлексов с условными. Сторожевая собака спокойно, поглощавшая свою пищу( порцию корма), вдруг заметила приближение чужого человека. Она начинает лаять, рваться с цепи, т.е. безусловный рефлекс сменился условным.
Дети заполняют таблицу №2.
Два условия( показывает один ученик)
Павлов(собака) работа по таблице у доски ( один человек)
Работают на доске. Аппликация и цветные мелки.
Заполняют п.: 3.
Заполняем п.: 4.
Возбуждение- волна возбуждения или нервный импульс – действие условного раздражителя.
Торможение – если не подкреплять условный рефлекс условными и безусловными раздражителями, они будут затухать ( заучивание материала по какому- либо предмету знания затухают или совсем теряются.
+таблица умножения
- расщепление тщательных веществ в желудке и кишечнике.
Заполняют п. 5.
2 мин. Если остается время, практическая работа выработка условных рефлексов, найти в жизни примеры безусловных и условных рефлексов и описать их. Или тест. Итоговая таблица работы учащихся на уроке.
В Н Д
Безусловный рефлекс Условный рефлекс
Наследуется от родителей, и сохраняются в течение всей жизни. Затухать не могут. Не нуждаются в подкреплении рефлексов.
Возникают в ответ на жизненно важные ( безусловные) раздражители прием пищи( слюноотделение).
Дуги безусловных рефлексов проходят через ствол головного мозга или через спинной мозг.
Рефлексы, которые наследуются от родителей ( врожденные) возникают в ответ на жизненно важные раздражители.
а) Обеспечивают сохранение целостности организма.
б) Размножение
в) Постоянство внутренней среды. Приобретаются организмом в течение жизни при определенных условиях. Могут затухать. Нуждаются в подкреплении рефлексов.
Возникают в ответ на условные раздражители.
Заучивание стихов.
Дуги условных рефлексов проходят через кору больших полушарий.
Преображаются в течение жизни и образуются в результате сочетания условных и безусловных раздражителей.
Осуществляют гибкое приспособление организма и конкретным условиям существования.