Рабочая программа по предмету Математика 2 класс 8 вид
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2
Топчихинского района Алтайского края
СОГЛАСОВАНО
председатель профкома
________/Н.Н.Горбунова/
ПРИНЯТО
педагогическим советом
протокол №__от________2015г. УТВЕРЖДАЮ
директор школы
__________/С.В.Загайнов/
Приказ №__ от_______2015г.
Рабочая программа
по предмету математика
1 ступени обучения, 2 класс,
надомное обучение
Разработана на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы под редакцией В. В. Воронковой, М. Просвещение, 2009г..
Срок реализации:
2015-2016 учебный год
Разработчик
учитель начальных классов:
Горбунова Н.Н.
Топчиха 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 2 класса создана на основе:
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы под редакцией В. В. Воронковой, М. Просвещение, 2009.
- учебного плана МБОУ Топчихинская СОШ №2 на 2015-2016 учебный год.
Программа под ред. Воронковой В.В. рассчитана во 2 классе - на 5 часов в неделю, 170 часов за учебный год; однако, согласно учебному плану, программа сокращена до 3 часов в неделю, 102 часа за учебный год.
Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Учебник: Эк В.В. «Математика». 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. М. «Просвещение» 2011г.
Цель: подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи преподавания математики состоят в том, чтобы:
Формировать осознанные и прочные во многих случаях доведенные до автоматизма навыки вычислений, представления о геометрических фигурах.
Научить читать и записывать числа в пределах 100.
Пробудить у учащихся интерес к математике.
Коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка;
Воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
Формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно- следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно- практической деятельности и действий с числами.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей.
Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.
Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.
В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в каждом классе, а начиная со 2 класса — количество действий в сложных задачах. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач.
Решения всех видов задач записываются с наименованиями.
Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.
В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.
Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками.
Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем.
Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике учитель проводит 2—3 раза в четверти контрольные работы.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся, обучающихся во вспомогательной школе.
Однако есть в каждом классе часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом (решать более легкие примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи). Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты примеров, задач, других заданий.
Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.
Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода учащихся в следующий класс.
Формы работы: урок, индивидуальная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множества на равные части;
устное решение примеров и задач;
практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур;
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;
работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;
индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;
таблицу состава чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;
названия компонента и результатов сложения и вычитания;
математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»;
различие между прямой, лучом, отрезком; элементы угла, виды углов;
элементы четырехугольников — прямоугольника, квадрата, их свойства;
элементы треугольника.
Учащиеся должны уметь:
выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой;
решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи;
узнавать, называть, чертить отрезки, углы — прямой, тупой, острый — на нелинованной бумаге;
чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;
определять время по часам с точностью до 1 часа.
Примечания.
1. Решаются только простые арифметические задачи.
2. Прямоугольник, квадрат вычерчиваются с помощью учителя.
3. Знание состава однозначных чисел обязательно.
4. Решение примеров на нахождение суммы, остатка с переходом через десяток (сопровождается подробной записью решения).
Способы и формы оценки результатов обучения
.
Особенности организации контроля по математике
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Критерии отслеживания результативности деятельности по математике во 2 классе.
Контрольная работа.
Работа, состоящая из примеров:
Оценка «5» – работа без ошибок, допускается 2-3 исправления
Оценка «4» –2 грубые и 2 негрубые ошибки.
Оценка «3» – 3 грубые и 2 негрубые ошибки или 4 и более негрубых ошибки.
Оценка «2» – 5 и более грубых ошибок.
Работа, состоящая из задач:
Оценка «5» - работа без ошибок, допускается 2-3 исправления
Оценка «4» –2-3 негрубых ошибки.
Оценка «3» – 2 грубых и 3–4 негрубые ошибки.
Оценка «2» – 3 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида)
Оценка "5" - вся работа выполнена безошибочно.
Оценка "4" - допущены 2 вычислительные ошибки.
Оценка "3" - допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 4-5 вычислительных ошибок, при этом в ходе решения задачи допускается негрубая ошибка.
Оценка "2" - допущены ошибки в ходе решения задачи и вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущено более 6 вычислительных ошибок.
Комбинированная работа (2 задачи и примеры)
Оценка "5" - вся работа выполнена безошибочно.
Оценка "4" - допущены 2-3 вычислительные ошибки.
Оценка "3" - допущены ошибки в ходе решения одной из задач или допущены 4-5 вычислительных ошибок.
Оценка "2" - допущены ошибки в ходе решения 2-ух задач, допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4-5 вычислительных ошибок.
Грубые ошибки:
1. Вычислительные ошибки в примерах и задачах.
2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).
4. Не решенная до конца задача или пример.
5. Невыполненное задание.
6. Ошибки при выполнении чертежа.
Негрубые ошибки:
1. Неверно сформулированный ответ задачи.
2. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
3.Недоведение до конца преобразований.
4.Нерациональный прием вычислений.
5. Неправильно поставленный вопрос к действию при решении задачи.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. За неряшливо оформленную работу оценка по математике может быть снижается на 1 балл, но не ниже «3».
Математический диктант
Оценка "5" - вся работа выполнена безошибочно, допускается исправление
Оценка "4" - не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
Оценка "3" - не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа.
Оценка "2" не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.
Тест
Оценка "5" - 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" - 75% правильно выполненных заданий
Оценка "3" - 60% правильно выполненных заданий
Оценка "2" - правильно выполнено менее 50% заданий
Оценка за исправления не снижается. Учитывается только последнее написание
Самостоятельная работа.
Носит обучающий характер.
Цель - выявить и своевременно устранить имеющиеся проблемы в знаниях.
На выполнение самостоятельной работы отводится:
2 класс – 20-25 мин., 3-4 класс – 15-20 мин.
Оценка «5» - работа содержит не более 2 исправлений.
Оценка «4» - сделано не менее 70% объёма работы.
Оценка «3» - сделано не менее 45% объёма работы.
Материально-техническое обеспечение:
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой. –М.: «Просвещение»,2009 г.
Алышева Т.В. Математика. 2 класс. Учеб.для спец.(коррекц.) образов. учреждений VIII вида. В 2 ч..- М.: «Просвещение», 2011 г.
Тематическое планирование
№ Наименование разделов и тем Всего часов
СЧЕТ В ПРЕДЕЛАХ 20 Присчитывание, отсчитывание по 1в пределах 20 в прямой и обратной последовательности.
Присчитывание, отсчитывание по 2 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности.
Присчитывание, отсчитывание по 3 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности.
Присчитывание, отсчитывание по 4 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности.
Присчитывание, отсчитывание по 5 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности.
Присчитывание, отсчитывание по 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности.
Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (=)
Отрезок.
Сравнение отрезков.
Состав чисел из десятков и единиц.
Единица (мера) длины — дециметр. Обозначение: 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.
Сравнение отрезков.
Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».
Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц.
Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся.
Прямая, луч, отрезок.
Угол. Элементы угла: вершина, стороны.
Виды углов: прямой, тупой, острый.
Сравнение углов с прямым углом.
Черчение прямого угла с помощью чертежного треугольника.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении длины.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении массы.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении времени.
Часы, циферблат, стрелки.
Измерение времени в часах, направление движения стрелок.
Единица (мера) времени — час. Обозначение: 1 ч. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса).
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа..
Таблицы состава двузначных чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычисление остатка с помощью данной таблицы.
Составные арифметические задачи в два действия.
Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа
Четырехугольники: прямоугольник. Свойства углов, сторон.
Черчение прямоугольника на бумаге в клетку по заданным вершинам
Четырехугольники: квадрат. Свойства углов, сторон.
Черчение, квадрата на бумаге в клетку по заданным вершинам
Треугольник: вершины, углы, стороны.
Черчение треугольника на бумаге в клетку по заданным вершинам
Повторение
1
1
2
2
2
2
3
2
2
6
3
3
4
5
5
2
3
1
1
1
2
3
3
3
3
2
2
2
5
4
4
5
2
2
1
2
2
2
102
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Всего часов Тип урока оснащение Методы и формы работы на уроке Вид контроля страницы Дата проведения
План Факт
1 Присчитывание, отсчитывание по 1в пределах 20 в прямой и обратной последовательности.
1 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 2 Присчитывание, отсчитывание по 2 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности.
1 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 3-4 Присчитывание, отсчитывание по 3 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности 2 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 5-6 Присчитывание, отсчитывание по 4 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. 2 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 7-8 Присчитывание, отсчитывание по 5 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности.
2 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 9-10 Присчитывание, отсчитывание по 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности.
2 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 11-13 Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (=)
3 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 14-15 Отрезок.
2 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 16-17 Сравнение отрезков.
2 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические
ИЗ 18-23 Состав чисел из десятков и единиц.
6 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 24-26 Единица (мера) длины — дециметр. Обозначение: 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.
3 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 27-29 Сравнение отрезков.
3 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 30-33 Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».
4 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 34-36 Простые арифметические задачи на увеличение чисел на несколько единиц.
3 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 37-38 Простые арифметические задачи на уменьшение чисел на несколько единиц.
2 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 39-41 Сложение чисел без перехода через десяток.
3 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 42-44 Вычитание чисел без перехода через десяток.
3 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 45-46 Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся 2 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 47-49 Прямая, луч, отрезок.
3 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 50 Угол. Элементы угла: вершина, стороны.
1 КУ тетрадь Словесные
Наглядные
Практические КР 51 Виды углов: прямой, тупой, острый.
1 КУ тетрадь Словесные
Наглядные
Практические КР 52 Сравнение углов с прямым углом.
1 КУ тетрадь Словесные
Наглядные
Практические КР 53-54 Черчение прямого угла с помощью чертежного треугольника.
2 КУ тетрадь Словесные
Наглядные
Практические КР 55-57 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости.
3 КУ тетрадь Словесные
Наглядные
Практические КР 58-60 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении длины. 3 КУ тетрадь Словесные
Наглядные
Практические КР 61-63 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении массы. 3 КУ тетрадь Словесные
Наглядные
Практические КР 64-66 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении времени. 3 КУ тетрадь Словесные
Наглядные
Практические КР 67-68 Часы, циферблат, стрелки.
2 КУ 69-70 Измерение времени в часах, направление движения стрелок.
2 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 71-72 Единица (мера) времени — час. Обозначение: 1 ч. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса).
2 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 73-77 Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа.. 5 КУ тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 78-81 Таблицы состава двузначных чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычисление остатка с помощью данной таблицы.
4 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 82-85 Составные арифметические задачи в два действия.
4 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 86-90 Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа
5 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 91-92 Четырехугольники: прямоугольник. Свойства углов, сторон.
2 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 93-94 Черчение прямоугольника на бумаге в клетку по заданным вершинам 2 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 95 Четырехугольники: квадрат. Свойства углов, сторон.
1 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 96-97 Черчение, квадрата на бумаге в клетку по заданным вершинам
2 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 98-99 Треугольник: вершины, углы, стороны.
2 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 100 Черчение треугольника на бумаге в клетку по заданным вершинам
1 КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ 101-102 Повторение
2ч КУ Учебник, тетрадь Словесные
Наглядные
Практические ИЗ