Рабочая программа географического кружка Глобус (Научно-познавательное направление развития личности школьника)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
географического кружка
«Глобус»
Научно-познавательное направление
развития личности школьника
Составитель:
учитель географии Нелюбова О.И.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Тема занятия Дата
ТЕМА «ВВЕДЕНИЕ» (1 час)
1 Дополнительная литература на уроках географии. Знакомство с книгами географического содержания. ТЕМА «ВОКРУГ СВЕТА С ДЕТЬМИ КАПИТАНА ГРАНТА» (26 часов)
2 Знакомство с главными героями книги Жюль Верна «Дети капитана Гранта». Акула, бутылка, документы. 3 Знакомство с родиной капитана Гранта Шотландией. 4 Путешествие через Атлантику на «Дункане». 5 Пролив Магеллана. 6 История Америки в изложении Паганели. 7 Переход через Чили с героями Жюль Верна и современная страна. 8 Кордильеры. Андские Кордильеры. Анды. 9-10 Пампа в произведений Жюль Верна и в современных географических источниках.11-12 Аргентинская равнина. 13-14 Путешествие через Атлантический океан. Острова: Тристан-да – Кунья, Амстердам. 15 Мыс Доброй Надежды. 16 Шторм в океане. 17 Открытие Австралий. 18 Восточное побережье Австралии 19-20 История колонизаций Австралийского материка. Прошлое и настоящее 20-22 Уникальная природа Австралии. Растительный мир. Животный мир. Австралийские Альпы. 23-25 Прошлое и настоящее Новой Зеландий 26 Остров Табор? Риф Мария – Тереза? 27 Возвращение домой. Путешествие заканчивается? ТЕМА 3 «ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА ПЛАНЕТЫ» (5 часов)
28 Загадки живой природы. 29-30 Загадки «неживой» природы. 31-33 Тайны континентов 34 Итоговое занятие ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Все чаще в средствах массовой информаций раздается и эхом отзывается в школьных учительских предостерегающее слово «перегрузка». С тем, что перегружать нельзя, никто не спорит, спорят о том, чем нельзя перегружать: объемом домашних заданий, уровнем сообщаемой информации, количеством практических работ и т.д. Да, эти споры не без основания, но вот одним нельзя перегрузить сегодняшнего школьника – чтением.
Одна из главных задач учителя географии – дать школьникам прочные знания в соответствии со всеми требованиями программы по предмету. Однако наряду с выполнением этого требования каждый учитель реализует и другие воспитательно- образовательные возможности предмета. Одна из таких возможностей помочь нашим мало читающим школьникам полюбить читать. Формы использования дополнительной литературы на уроке географии могут быть разные. Одной из наиболее популярных является интересные описания географических объектов и явлений, тщательно подобранные отрывки из научно-популярной или художественной литературы для комментирования показываемых слайдов или учительского рассказа. Но 45 минут урока коротки и быстротечны. А список литературы по внеклассному чтению с самым непосредственным географическим содержанием такой большой. «Робинзон Крузо» Д.Дефо и «Два капитана» В.Каверина, «Земля Санникова» В.А.Обручева, книги Жуля Верна и Майна Рида и многие, многие другие.
Основную цель программы можно сформулировать словами В.А.Рауш: «Дайте учащемуся хорошую географическую книгу, сумейте руководить его чтением, научите толком читать географическую книгу (и читать ее обязательно с картой) – и вы можете быть совершенно спокойны за успех усвоения учащимися географии».
Задачи программы:
1. Мотивировать детей к чтению книг географического содержания.
2. Обучать детей получать географическую информацию из художественных книг.
3. Обучать детей читать художественные книги географического содержания с картой.
4. Воспитывать интерес к географии через чтение книг.
Методы и формы обучения:
1. словестные (рассказ, беседа, диалог, объяснение)
2. наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала)
3. практические (работа по карте)
Выполнение программы рассчитано на 1 год. В реализаций участвуют дети 10-15 лет. Занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 60 минут.
Содержание программы
Тема 1 «Введение»
Цель:
-познакомить ребят с планом работы;
-познакомить ребят с многообразием книг географического содержания;
-формировать интерес к книгам географического содержания;
-формировать познавательный интерес к географии.
Тема 2 «Вокруг света с детьми капитана Гранта»
-формировать интерес к книгам географического содержания;
-формировать познавательный интерес к географий;
-учить читать книги географического содержания с картой;
-учить подбирать интересные описания географических объектов и явлений из книг географического содержания.
Тема 3 «Загадочные места планеты»
-формировать интерес к книгам географического содержания;
-формировать познавательный интерес к географий;
-формировать представления о разных территориях земного шара;
-развивать речь учащихся
Предполагаемые результаты
1. Определять местонахождение на карте описываемого в книге географического объекта
2. Подбирать интересные описания географических объектов и явлений из книг.
3. Высказывать своё предположение на основе работы с дополнительным материалом.
4. Делать выводы в результате работы с книгами географического содержания.
5. Оформлять свой мысли в устной форме.
Используемая литература
1.Жуль Верн. Дети капитана Гранта: Роман.-Л.; Лениздат, 1985, -575 с., ил.
2.Крылова О.В. Интересный урок географии; Кн. для учителя: Из опыта работы.-М.: Просвещение, 1989.
3.Востокова Е. Энциклопедия загадочных мест планеты. Изд. 2-е. – Ростов
н/Д, : Феникс, 2006. – 256с.- (Золотой фонд)
4.Географический энциклопедический словарь: Географические издания /Гл. ред. А.Ф.Трёшникова. Ред. Кол. Э.Б.Алаев и др.- 2-е изд., доп. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989
5. Баландин Р.К. Неведомые земли: Среди тундр и пустынь, болот и гор.-М.: Мысль, 1980.
6. Страны мира. Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2011.