Консультация для педагогов на тему Роль сенсорной комнаты в развитии речи детей с речевыми нарушениями
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47
Консультация для педагогов
«Роль сенсорной комнаты в развитии речи детей с речевыми нарушениями»
Подготовила:
Григорова Н.В.,
учитель-дефектолог:
г. Новочеркасск
Ребенок черпает свои первые основные, исключительно конкретные представления из окружающей его материальной среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представление, добытые сенсорным путем. Лингвистическое развитие ребенка неразрывно связано с сенсорным.
Для ребенка в первую пору его жизни слова являются только вторыми оригиналами действительности. Первыми являются восприятия, поступающие в его сознание через органы внешних чувств – из окружающего его вещественного мира. Всякое знание, олицетворяющееся в слове, вытекает из опыта, т. е. восприятий, получаемых субъектом из внешнего мира, мира конкретных явлений и вещей.
Ощущения и восприятия – первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств – орудие познания, и в развитии речи ребенка они играют главнейшую роль. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Именно раннее и дошкольное детство считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (М. Монтессори, Ф. Фребель), а также представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.) считают сенсорное развитие одной из основных сторон дошкольного воспитания. С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.
В настоящее время одним из современных инновационных и здоровье сберегающих технологий сенсомоторного развития детей – занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для отдыха, расслабления и развития, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие.
Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие. Среда темной сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда.
Интерактивность (от англ. interaction – взаимодействие) – одна из значимых категорий психологии, информатики, социологии и других наук. Интерактивность – понятие, описывающее характер взаимодействия между объектами. Оно отражает многообразие взаимодействий, возникающих в различных сферах бытия (взаимодействие человека с окружающим природным и социальным миром на разных уровнях отношений). В качествеодного из определений этого термина в контексте использования его темной сенсорной комнаты важным является понимание интерактивности как технологии виртуальной реальности.
Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори. В ее педагогической системе, основанной на сенсорном воспитании, среда, в которой организуется работа с детьми, рассматривается как специально оборудованное помещение (комната). Сенсорная комната, с точки зрения М. Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом длязанятий с детьми.
Идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия средствами специально созданной среды родилась в Голландии в конце 70-х годов прошлого века, а затем была развита в Великобритании. Пространство для стимуляции внешних и внутренних стимулов человека получило название сенсорной комнаты. Сенсорные комнаты стали активно использоваться в реабилитационных целях для занятий с наиболее трудно поддающимся лечению контингентом больных психоневрологического профиля и с людьми с выраженными формами интеллектуального недоразвития. Постепенно круглюдей, чье психофизическое состояние можно было улучшать, занимаясь с ними в сенсорной комнате, значительно расширился. Такие комнаты стали активно использоваться при лечении пациентов с девиантным поведением, детей с различными психическими отклонениями и других. Метод былтакже с успехом апробирован и в антистрессовых и реабилитационных центрах.
Использование сенсорной комнаты основано на интегративной теории понимания человеческой психики – гуманистической психологии, в которой акцентируется поддержка и развитие внутренней натуры человека, а не ее сдерживание или подавление. Внутренняя природа человека стремится к самореализации, самосовершенствованию и достижению физического и психического здоровья. Тенденция к самореализации и совершенству – база для психокоррекции, где центральным действующим лицом является сам человек. Если этой тенденции не препятствовать, а поддерживать и поощрять ее, она приводит к замечательным результатам.
Развитию собственного «Я» часто мешают внешние факторы. Окружающая среда навязывает человеку оценки и ожидания, поэтому еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний.
Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС. Сенсорный поток, поставляя информацию в центральную нервную систему, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики. Мозг человека всенсорном пространстве «оккупируется» сенсорными стимуламиразличных модальностей (зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными). Активизируется мозговая активность человеческого организма, происходит самореализация, поддержка и развитие внутренних стимулов организма человека по цепочке: «оккупация» мозга сенсорнымистимулами → релаксация → нормализация функций организма → ключевой доступ к подсознанию → доступ к ресурсам нашего организма (компенсация).
Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на три функциональных блока:
Релаксационный – в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и фонотека релаксационной музыки;
Активизирующий – в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, массажные мячики, сенсорная тропа, массажеры, сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.
Общеоздоровительный - состоит из набора мячей: гимнастических, массажных, мячей-гигантов, мячей с ручками, мягких модулей.
Речевое развитие – процесс сложный, творческий, и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно и красиво. Имеющие у детей нарушения речи ограничивают познавательные возможности, порождают эмоционально-волевую незрелость, слабую регуляцию произвольной деятельности, выраженную моторную неловкость, что приводит к понижению работоспособности, которая связана с ограничением сенсорного потока.
Как правило, традиционно организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с воспитателями и родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, т.к. это ежедневный кропотливый труд. Дети часто занимаются, потому что «так надо». Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка.
Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал. Это маленький рай, где все светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности.
Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования сенсорной комнаты обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и педагогом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи.
Из всего многообразия элементов и возможностей сенсорной комнаты учитель-логопед в своей коррекционно-логопедической деятельности может использовать следующие элементы:
Подвесной модуль «Сухой дождь».
Помогает отрабатывать сильную направленную воздушную струю, которая является важнейшим условием правильной артикуляции звуков.
«Зеркальным панно».
Большинство детей затрудняются в ориентировке в схеме собственного тела, не знают понятия правой и левой стороны, названия частей лица. Некоторые дети, первоначально стесняются показать свой язычок, выполнить определённую артикуляционную позу. Поэтому, ознакомление с собственным телом детей и умение ориентироваться в нём, можно провести в сенсорной комнате перед «Зеркальным панно».
Набор тактильных шариков с поверхностью из различных материалов.
Педагог может использовать для коррекции речевых нарушений, для формирования лексического строя речи, наполнения и развития антонимического словаря детей (твёрдый – мягкий, пушистый – гладкий), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, под, около и др.)
Сухой бассейн.
Можно использовать с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием, индивидуально или малыми подгруппами по 2-4 человека, при автоматизации и дифференциации звуков, на совершенствование фонематических процессов. Например, можно поиграть в игру «Кто больше назовет слов». Игра проводится на этапе автоматизации звука.
Педагог приглашает детей подойти к сухому бассейну и предлагает вспомнить, какой звук они четко научились проговаривать в словах (Р), а теперь предлагает называть слова с заданным звуком, за каждое правильно названное слово ребенок выбирает мячик определенного цвета, например: красного. В конце задания предлагаем пересчитать количество мячиков. Цель данного упражнения: автоматизация заданного звука, стимулирование зрительных ощущений и восприятия цвета, снятие психоэмоционального напряжения.
Напольная сенсорная дорожка.
Так же может использоваться для индивидуальных или подгрупповых занятий с детьми с ФФНР, ЛГНР, ОНР. Данная работа направленна на совершенствование фонематических процессов, активизации словарного запаса, придумывание сказок, чистоговорок. Например, педагог приглашает детей погулять по волшебной лесной поляне, на которой очень хорошо у всех детей, получается, повторять и придумывать чистоговорки про лесных жителей, например, при автоматизации звука «С», выбираем лису. Дети, двигаясь вперед по сенсорной дорожке, на каждый шаг произносят слог – «са-са-са» остановились, произносят: «в лесу бегает лиса» (движения на месте имитируя бег). Шагают, вперед произнося: «су-су-су». Останавливаются и произносят: «я боюсь лису» (приседают на месте). Присев произносят: «сы-сы-сы», радостно встают и подпрыгивают на месте произнося: «нет уже лисы».
Цель: способствует развитию рецепторов стоп, тактильного восприятия, координации движений, автоматизации заданного звука.
Проектор направленного света, зеркальный шар.
Рассматривая зеркальный шар, можно с детьми поиграть в игру: «Скажи какой?».
Цель игры: активизация глагольного словаря, развитие общей моторики, стимуляция зрительного восприятия, развитие воображение. Воспитанники встают в круг, в кругу ведущий у него в руках мяч. (Одновременно работают проектор направленного света, зеркальный шар, возникает эффект бесконечного множества бликов, который напоминает падающий снег). Педагог называет слово и кидает мяч кому-либо из воспитанников. Дети передают мяч по кругу, называя при этом действия, которые может совершать предмет, названный ведущим («снег» - падает, идёт, хрустит, тает, искриться, сверкает и т.д.).
Игра с песком.
Дети могут находить спрятанные в песке игрушки, рассказывать о них, придумывать сказки с участием этих героев. Такие игры помогают развивать не только речь, но и творческое воображение, функции мышления, произвольность, игровую деятельность и навыки взаимодействия, умение договариваться и распределять обязанности, роли.
Набор ароматических масел и аромолампа.
Данное оборудование можно использовать при изучении таких тем как: «Цветы садовые и полевые», «Деревья», «Продукты питания» и т.д. Это дает возможность расширить диапазон чувствительности к запахам, но и обогатить словарный запас, создать особую ассоциативную связь – новых слов и запахов.
Использование сенсорной комнаты позволяет разнообразить логопедические занятия. Совершенно очевидно, что использование сенсорной комнаты в обучении детей с нарушением речи имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным.
Чем же полезны занятия в сенсорной комнате?
В сенсорной комнате ребенок, погружается в мир игры. Главная особенность сенсорной комнаты - то, что в ней объединяется один из основных принципов обучения и развития - от простого к сложному. С помощью сенсорной комнаты учитель-логопед имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Важным преимуществом сенсорной комнаты является возможность проведения комплексной коррекции. В одном занятии можно развивать мелкую моторику через игры со светооптическими нитями, воображение и речь – через рассматривание и описание фантастических узоров, и снижать эмоциональную напряжённость через релаксацию.
Спокойная, красивая музыка и необычные звуки, используемые на занятиях в сенсорной комнате, обладают терапевтическим эффектом, это обуславливается не только эмоциональным воздействием ее на человека, но и как доказывают последние исследования, биорезонансной сочетаемостью музыкальных звуков с вибрациями отдельных органов и систем организма.
Большинство оборудований сенсорной комнаты и развивающих игр, не исчерпываются предлагаемыми заданиями, а позволяют детям и взрослым составлять новые варианты, придумывать новые образы и даже новые игры, заниматься творческой деятельностью. Главное отличие - это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества.
Использование оборудования сенсорной комнаты, позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.
Список литературы:
Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2010. – 80с.
Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: учебнометодическое пособие под ред. доктора пед. н., профессора Л. Б. Баряевой. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.
Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. - М.: АРКТИ, 2008. - 88 с.
Муромцева А. Технологии работы в сенсорной комнате, способствующие здоровьесбережению в условиях формирования комфортной и безопасной образовательной среды.
URL://www.psyconsanna.ucoz.ru/publ/tekhnologii_raboty_v_sensornoj_komnate_sposobstvujushhie_zdorovesberezheniju_v_uslovijakh_formirovanija_komfortn...