Статья Роль возрастных особенностей детей в планировании совместной работы семьи и школы
Загитова С.Н., сертифицированный учитель 1 уровня
КГУ «Средняя школа № 3»
ГУ «Отдела образования акимата Житикаринского района»
«Роль возрастных особенностей детей в планировании совместной работы семьи и школы»
"Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом".
Ш.А. Амоношвили.
Неоспоримый факт, что эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействует школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от нашей работы зависит то, насколько семья понимает цель школы в воспитании и обучении. Сегодня семья рассматривается как главный союзник в воспитании детей, а совместное объединение усилий классного руководителя и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка. Классный руководитель имеет разнообразные функции, но работа с семьями своих учеников, считаю самым важным, трудным направлением в деятельности классного руководителя.
Необходимо найти такое взаимоотношение с родителями ребенка, которое поможет развивать и формировать будущую личность в правильном направлении, с минимальными психологическими затратами, учитывая подростковый возраст, его возрастные особенности. Чтобы быть успешным в современном обществе необходимо совместное сотрудничество родителя, учителя и ученика.
Сегодня ученик рассматривается как «целостная личность со всеми присущими ему талантами – в когнитивной, аффективной, нормативной и экспрессивной формах». Поэтому я как классный руководитель планирую воспитательную работу совместно с родителями. Целью нашей совместной работы в 7-8 классах является именно создание благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных особенностей с учетом интересов и имеющегося жизненного опыта. Отсюда вытекают задачи:
-организовать внеклассную работу с учетом развития самостоятельных навыков;
-способствовать формированию сплоченного коллектива учащихся через развитие коммуникативных способностей, единства и сотрудничества классного руководителя, учащихся и родителей, ведь подростковый период это формирование личности, физическое созревание человека.
Что же лежит в основе взаимодействия классного руководителя и родителей? Многолетний мой опыт показывает, что в основе тесного взаимодействия лежат принципы, которых я придерживаюсь, а именно – принцип взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу,
заинтересованность обоих сторон и компетентность, как родителей, так и классных руководителей.
Компетентность родителей? Сегодня новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования и воспитания своих детей. Часть родителей моего класса активно стремится к педагогическому самообразованию, пытается разобраться в сущности современных образовательных процессов, в особенностях образовательной и воспитательной системы школы. Это говорит о возросшем уровне педагогической компетентности родителей. Родитель активный участник воспитательного процесса и желает, чтобы в нем нуждались и обращались за помощью и поддержкой и это радует.
С 5-8 классы считаю самым важным психолого-педагогическое просвещение родителей, для знакомства их с возрастными особенностями детей, совместного решения различных жизненных ситуаций и практического развития умений и навыков родителей в области воспитания. Но эта информация должна носить предупреждающий характер, а не поучительный и назидательный и основана на демонстрации опыта воспитания семьи моего класса и конкретные факты.
Как именно построить работу с родителями, какие формы работы выбрать? Из своего опыта работы самыми эффективными я бы назвала все-таки:
- посещение семьи (эффективная форма индивидуальной работы);
-переписка с родителями через дневник (письменная форма информирования родителей об успехах детей);
-телефонные звонки (главное – доброжелательный тон, радость общения);
-работа родительского комитета.
Хотелось бы отдельно остановиться на родительских собраниях, а именно о необходимости совместного проведения, ведь это эффективная форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. На таких собраниях мы не только подводим итоги успеваемости. Но и рассматриваем актуальные педагогические проблемы. Обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблемы.
Одной из эффективных форм сотрудничества является родительский комитет класса, это группа наиболее опытных и инициативных родителей. Совместно с родительским комитетом мы планировали работу, проводили совместную работу по педагогическому образованию (5 класс- учет перехода в среднее звено и период адаптации, 6-7 классы подростковый возраст и его особенности), установлению контактов с родителями, оказывали помощь в воспитании детей класса. Многие родители – частые гости внеклассных мероприятий. С 5 класса стало традицией проводить совместные праздники (даже и в 8 классе!):
-спортивные праздники «Мы – спортивная семья» (1 место);
-праздники к 8 Марта, 9 Мая;
-походы (сентябрь, май).
Моя работа невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только классу и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку, тем не менее, энтузиасты всегда находятся. В моем классе есть такие родители, которые, не смотря на занятость, всегда помогают и я благодарна им.
Другой эффективной формой сотрудничества считаю – индивидуальные тематические консультации для родителей. Такие консультации я провожу по субботам. На вопрос «Откуда в решении той или иной сложной проблемы классный руководитель может получить помощь?», а ответ прост – непосредственно от родителей учеников. Не следует это отвергать, так как они полезны как для родителей, так и для учителя. Родители получают необходимую информацию, представление о школьных делах своего ребенка, а учитель же необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблемы и получает возможность по - другому взглянуть на ученика. Таким образом, обмениваясь информацией, мы приходим к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия и познания родителями необходимости учитывать особенности возраста при воспитании своего ребенка. Успехом таких консультаций являются доверительные отношения и конфедициальность по отношению к семьям.
Я убеждена, что успех в работе с семьей лишь тогда будет достигнут, когда есть контакт, доверие при котором родители идут в школу с интересом, когда родители класса сплотились в единый коллектив.
Мне есть еще над чем работать! Для успешной работы совместного сотрудничества «ученик + родитель + классный руководитель» хотелось бы взять наказ педагога В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения? – это уродливое воспитание».
Литература:
1.Руководство для учителя. Первый продвинутый уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г., стр.119120
2. Настольная книга классный руководитель/ Авт.-сост. Е.И.Лунина, Н.С.Шепурева и др. – Ростов н/Д, 2001: Изд-во: Феникс. – 383 с.
3.Дереклеева Н.И. Родительские собрания 5-11 классы./Изд.-2.Москва «ВАКО», 2005 г.
4.Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие.- М.: Изд-во РОУ, 1996.