Дерево успеха занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания педагогов в процессе педагогической деятельности 
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение
 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 
«Детский дом №3» с. Валдгейм
Занятие с педагогическим коллективом 
по профилактике эмоционального выгорания 
в процессе педагогической деятельности. 
«Дерево успеха»   
                                                                                          Педагог-психолог:
                                                                             Никольская Анна Петровна 
с. Валдгейм, 2015 г.
Цель: Развитие чувства уверенности, сформировать навык сотрудничества и сплоченности, актуализировать знания о приемах саморегуляции.
Необходимые материалы: ватман, цветная бумага, ножницы,  фломастеры, клей, расслабляющая музыка, памятка «Как улучшить настроение за 3 минуты», фразы, мяч, ручки, бумага.
Ход занятия.
 1.Разминка-представление.
 	Сейчас вы начнете спонтанно двигаться по комнате. Будьте внимательны, потому, что время от времени вам надо будет реагировать на разнообразные задания. 
- Постройтесь по педагогическому стажу, разбейтесь на группы по увлечениям, распределитесь по группам – педагоги – воспитатели и т.д.
2.Упражнение «Заверши фразу».
Закончите любые три  предложения. (Раздать каждому  предложения)
Я доверяю людям, которые
Самая большая радость для меня
Я люблю когда
Мне помогает в работе, то..
Я горжусь тем, что
Моя сильная сторона в профессиональной деятельности
Думаю, что самое важное для меня
 Если я волнуюсь, то я
Мне особенно приятно, что
Человек, которому я могу доверять
Особенно мне нравится, когда люди окружающие меня
Самое большое достижение в моей жизни
Я ценю в людях
Я чувствую себя уверенно, когда
Человек считается успешным, если
3. Упражнение «Я возьму с собой»
Цель: тренировка быстрого и уверенного реагирования на нестандартные ситуации.
Ведущий бросает мяч по кругу, сообщая адресату, в какое виртуальное путешествие его отправляют (к министру образования, в комитет образования, на телепрограмму,  на Евровидение, на поле чудес,  в экстремальное путешествие, в командировку на Марс, на необитаемый остров, и т.д.). Тот кто поймал мяч, должен быстро назвать три предмета, которые он возьмет с собой туда, куда его направляют. Предметы и места, которые уже называли, повторять нельзя.
4. Упражнение «Зеркало» 
Цель: Повышение уверенности.
(1-я часть) Каждый из нас ежедневно смотрится в зеркало. Представим, что вокруг вас много зеркал. Один из вас по желанию, станет человеком, смотрящимся в них. Зеркалами будут служить все другие  участники нашей группы. Желающие по очереди показывают любые движения, зеркала отражают их.
(2-я часть) Задача каждого, отстраненно, как на незнакомого человека, посмотреть на себя в зеркало и ответить на вопросы:
- Что привлекательного есть в этом человеке?
- За что его можно уважать?
- Что в нем вызывает восхищение, чем он может гордиться?
-Что поможет ему в экстремальной ситуации быть уверенным в себе?
Рефлексия. Ваши чувства при выполнение этого задания.
5. «Как улучшить самочувствие?»
Современный педагог обязательно  должен владеть навыками  снятия стрессового напряжения, которое неизбежно возникает в процессе работы. Это необходимо для сохранения здоровья не только педагога, но и  ученика. Существуют разные способы снятия стресса. Всем раздаются памятки «Как улучшить настроение за три минуты». 
Релаксация. 
Упражнение «Прогулка к морю».
Данная медитативная техника направлена на  расслабление и снятие напряжения; выполняется под музыку.
 Ведущий.  Примите удобную позу, закройте глаза, дышите глубоко и свободно,  расслабьтесь,  почувствуйте, как ваше тело тяжелеет, и теплая волна расслабления проходит по мышцам. Представьте, что вы стоите на небольшой скале и смотрите вдаль. Перед вами море, небо и солнце. Море спокойное, бесконечное, уходящее вдаль и сливающееся с горизонтом. 
	Слушая, как шумит прибой, наблюдая за волнами,  набегающими на берег,  вдыхая свежий солнечный воздух, вы чувствуете, как уходит напряжение, все неприятности остаются где-то далеко. Ваша душа наполняется спокойствием и умиротворением. Вы спускаетесь на берег, снимаете обувь, и босиком бежите по песку, ощущая его тепло и мягкость. Вот вы останавливаетесь у самой воды, волны омывают ваши ноги,  вода теплая и нежная. Вы раскидываете руки, запрокидываете голову. Солнечные лучи, и легкий приятный ветерок ласково прикасается к вашему лицу, набежавшая волна брызгами окутывает вас. На губах у вас солоноватый привкус моря и улыбка счастья. Ваше тело становится легким и гибким. Вам хочется, как маленькому ребенку, веселиться, брызгаться, прыгать, смеяться. Позвольте себе несколько минут побыть самим собой и делать все, что хочется. 
 Вам пора возвращаться. Вот вы опять на скале и смотрите на этот мирный, прекрасный уголок, который подарил вам отдых и счастье. Это ваше место и вы всегда можете сюда вернуться, если будет нужна поддержка. Для этого придумайте свой ключ к этому месту – какой-нибудь жест – и запомните его. Теперь вы всегда, в любой ситуации можете получить поддержку. Попрощайтесь с этим местом. Пришло время возвращаться в реальность. Медленно откройте глаза. Мы снова в комнате. 
Ведущему: читать текст нужно медленно, можно сопровождать упражнение музыкой. После выполнения упражнения участникам предлагается  поделиться впечатлениями. Важно обратить внимание на позитивное изменения самочувствие. Желающие могут рассказать о том, какое место они себе представляли. 
6. Коллективная сказка-страшилка.
Каждый придумывает по одному предложению. Правила сочинения сказок –страшилок написать на доске:
Нет имен, только воспитанник – педагог.
С главным героем происходит что-то непонятное, которое его пугает.
Страшное доводится до абсурда, отчего всем становится смешно.
7. Коллективная работа «Дерево успеха». 
Цель: сплочение, развитие творчества и взаимодействия.
Ведущий: из ваших дружественных  ладошек создайте дерево успеха, выберите приятные для вас цвет, обведите контур своей ладошки и напишите на нем свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит на нем свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. По окончанию работы участники создают на ватмане всей группой композицию «Дерево успеха» с ладошками в качестве листьев.
Рефлексия занятия: Обсуждается настроение, и высказываются пожелания успеха в работе друг для друга.	
15