Исследовательская работа Я жизнь прекрасную пою! (год литературы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУМАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Я жизнь прекрасную пою!» (жизнь и творчество И.С.Павлова)
номинация
«Прекрасный мир прекрасного человека»
Работу выполнил:
Иваненко Дмитрий (12 лет)
учащийся 6 класса
МКОУ Чумаковская СЧОШ
Руководитель:
Мишурова
Оксана Анатольевна,
учитель истории и
обществознания
Чумаково
2015 год
Оглавление
Введение ...........2
1.Начало жизненного пути..3-4
2. Илья Павлов – Солдат Великой Отечественной. .4-6
3.Мирная жизнь ...6-7
2.2. Творческое наследие поэта .7-8
Заключение...8-9
Список использованных источников .10
Приложения
Фото с комментариями И.Павлова
И.Павлов (1941 год)
И.Павлов (2010 год)
Публикация стихов в газете «Самарская неделя»
Сборники стихов И.Павлова
Письма И.Павлова
Стихи И.Павлова
Введение
2015 год объявлен в нашей стране годом литературы. В большинстве своем наше общество интересуется творчеством прославившихся писателей, поэтов. И лишь в меньшей степени творчеством малоизвестных писателей. Это несправедливо. Поэтому объектом моего исследования стали биография и творчество талантливого поэта-земляка, выпускника Чумаковской школы Ильи Семёновича Павлова. О его творчестве я узнал во время посещения школьного музея.
Актуальность данной работы состоит в том, что изучение жизни и творчества поэта поможет лучше узнать и понять культуру нашего народа.
Цель моей работы – изучить жизненный и творческий путь выпускника нашей школы, ветерана Великой Отечественной войны Павлова Ильи Семёновича.
Задачи работы:
Изучить жизнь Павлова И.С. по материалам школьного музея (письма поэта, мемуары).
Познакомиться с творчеством поэта-земляка.
Собрать новые сведения о Павлове И.С. в сети Интернет.
Привлечь внимание учащихся нашей школы и школ Чумаковского школьного округа к творчеству И.С.Павлова.
Методы исследования: анализ писем и произведений поэта И.С.Павлова, поиск новой информации в СМИ (используя Интернет).
1. Начало жизненного пути поэта.
2 августа 1919 года в посёлке Павловка, находившемся на берегу озера Иткуль, в семье Семёна Павловича родился сын. Мальчика назвали Ильёй. Здесь же Илья пошёл в школу и окончил четыре класса. Пятого тогда не было, и он пропустил два года. В 1934 году пятый класс всё – таки был открыт, но в том же году семья Павловых переехала в деревню Старое Бородино. В это же время начал писать стихи. Ему было 10 лет когда в газете «Пионерская правда» опубликовали его стихотворение «Мечта». Илья Семенович вспоминает: «В четвертом классе я вдруг начал выпускать стенгазету: как и положено, с «шапкой», рубриками, иллюстрациями. В пятом - открыл для себя мир поэзии, прочитав есенинское «Поет зима, аукает», которое нашел в книге для чтения. А в шестом - написал стихи о том, как мечтаю стать летчиком и облететь все родные просторы. И его напечатала «Пионерская правда!». С февраля 1935 по 1939 год учился в Чумаковской школе(приложение1). После окончания 8 класса работал при школе старшим пионервожатым. А когда были организованы учительские курсы, Илья Семёнович успешно окончил их. Потом работал заведующим Сухореченской школы, позже – Микушинской школы, а затем директором Овечкинской семилетней школы. Оттуда и был призван в ряды Красной армии.
По биографии Ильи Семеновича можно изучать российскую историю ХХ века: всем судьбоносным событиям этой, уже легендарной, поры Павлов – живой свидетель и участник. Видел, как раскулачивали отца в Новосибирской области в 1934-м. Потом были полуголодное детство и учеба в школе. По субботам подросток Илюша ходил пешком через тайгу домой за продуктами на следующую неделю (школа была в 20 км от дома). Но не жалился на судьбу, и сегодня вспоминает нелегкое детство добрым словом:
Вспоминаю, как мальчишкой
На заветный бережок
Я с потертой школьной книжкой
Приходил учить урок.
С той поры ушло немало
Зим и весен на Оми
2. Илья Павлов – Солдат Великой Отечественной.
Но юность, едва начавшись, закончилась, потому что началась Великая Отечественная война, и Илья Семенович был призван в армию (приложение 2).В 1942 году окончил пехотное училище в Сретенске. И на фронт. Освобождал Молдавию, Румынию, Югославию, Венгрию. Закончил войну в австрийском городе Зальцбурге, где встретился с войсками американских союзников: «Разные мы, очень разные, хоть и победе радовались вместе. Но помню, что американцы были куда как «непосредственнее» в обращении с побежденными немцами, когда дело касалось имущества побежденных».
Война металась ураганом.
Сметала села, города.
Война с гранатой и наганом
Врывалась в каждый дом тогда.
И дымным днем, кромешной ночью –
Осколки бомб, ракет огни.
Метались пули с воем волчьим –
И находили нас они.
Не плачьте, кроткие невесты,
Ненародившие детей!
Остановись в морщине тесной,
Слеза на лицах матерей!
Мы отстояли наши хаты,
Домашний дедовский очаг,
Где снова вырастут солдаты,
Чтоб не посмел подняться враг
На войне Павлов был в рядах тех, кого можно назвать чернорабочими войны. Это солдаты и офицеры передовой, вынесшие на своих плечах основное военное бремя, за что многие были отмечены высокими наградами. Илья Семенович награжден орденом Отечественной войны второй степени за взятие господствующей высоты в предгорьях Альп. За участие в штурме венгерского города Секешфехервара в районе озера Балатон - отмечен орденом Красной Звезды. Из медалей – «За взятие Будапешта», «За победу над Германией», множество юбилейных наград (приложение 3). А еще военная часть, в составе которой воевал И.С. Павлов, за время войны получила от Верховного главнокомандующего восемь благодарностей. И все они записаны во фронтовой книжке лейтенанта Павлова, как впрочем, и всех его однополчан.
Всякую военную работу довелось выполнять старшему лейтенанту Павлову, всю войну прослужившему в составе 43-го стрелкового Кишиневского полка 84-й Краснознаменной Харьковской дивизии. Вместе со своими солдатами подавлял пулеметную точку фашистов в Венгрии. Ходил в ночные разведки. В районе озера Балатон выводил из окружения группу из 20 солдат под шквальным прицельным огнем противника. Вот тогда Илья Семенович, что называется, наглядно убедился в том, что Бог есть. Что крепко хранят его, Илью Павлова, от прицельных фашистских пуль молитвы православных предков, некоторые из которых были священниками. «Веду я своих ребят, фашисты бьют по нам прямой наводкой. Думаю: «Будь что будет, лучше погибнуть, чем в плен угодить!» А сам краем глаза вдруг замечаю, что пули-то меня не берут, как бы рикошетят. Чудо и только! Так и вывел ребят в безопасное место под прямым огнем – все двадцать живы остались. Правда, когда уже были мы в безопасном месте, мне в грудь угодил шальной осколок, и я попал в госпиталь» Не раз и не два доводилось Павлову рисковать жизнью. После госпиталя принял роту, в составе которой скоро осталось только трое солдат, с ними штурмовал господствующую над местностью высоту в Альпах. Видели немцы, как их было мало, но запаниковали – как-никак шел апрель 1945 года! Двадцать человек против четверых – а они кинулись удирать с высоты. Потом, правда, Павлову и его солдатам стало не до смеха: растерявшиеся поначалу немецкие солдаты попытались вышибить русских с занятой позиции. Завязался жестокий бой. Но павловская рота из четырех человек удержалась, скоро подоспело и подкрепление.
Неоднократно во время войны Илья Семенович был ранен, тяжело контужен, полной чашей вкусил «сладкой» окопной жизни. Закончил войну инвалидом второй группы. После войны вернулся в любимую Сибирь.
Моя родина - Россия,
А в России есть Сибирь,
Точно мать меня взрастила,
Я тайги и пашни сын.
. . . . . .
Не найдете лучше края:
Рай - Сибирь. Не выбирай!
Кто ж откажется от рая?
Я с войны, и прямо в рай.
3. Мирная жизнь
После войны И.Павлов вернулся на малую родину и работал заведующим начальной школы в Павловке. Но деревня была в упадке, разъезжалась. Илья Семенович оказался в Улан-Удэ. Здесь сбылась еще одна его мечта: он мечтал стать учителем. Окончил педагогический институт, филологический факультет. Затем работал заведующим райно, инспектором гороно, сотрудником Института усовершенствования учителей, а после – инспектором министерства просвещения Бурятской республики по проверке учебных заведений.
В 1951 году Илья Семенович Павлов с семьей переехал в город Новокуйбышевск Самарской области, на родину жены. Здесь Илья Семенович долгое время работал в редакции городской газеты. Начал активно печататься. А еще Илья Семенович Павлов организовал здесь городское литературное объединение в начале 50-х годов. Потом в течение многих-многих лет Илья Семенович на общественных началах являлся организатором-устроителем творческих встреч читателей Новокуйбышевска с писателями города Самары по линии Бюро пропаганды, руководителем которого в то время самарский писатель Самуил Эйдлин. Такие неплохо оплачиваемые творческие встречи не только материально поддерживали писателей, но и способствовали тому, чтобы духовная связь между читателем и писателем не прерывалась (приложение 4).
Было у Ильи Семеновича и еще одно увлечение: в течение 18 лет он был
председателем крупнейшего в Самарской области садово-дачного товарищества «Славянка», оттуда ушел только в возрасте 83 лет. Неутомимый селекционер Семенович Павлов вывел в своем саду морозоустойчивые сорта витаминных яблок, груш, абрикосов, которыесегодня известны по всей Самарской области. В таких периодических изданиях как «Защита растений», «Сельская новь», «Наш сад» печатались его советы садоводам-любителям.
5.Творческое наследие поэта
В 2003 году в жизни поэта-фронтовика Ильи Семеновича Павлова произошло знаменательное событие. Старейший литератор Новокуйбышевска был принят в члены Союза писателей России. Хотя, конечно, это могло произойти гораздо раньше - ведь на счету Ильи Семеновича около двадцати изданных книг! 15 поэтических сборников, две книги прозы о Великой Отечественной войне. Среди них «Юность», «Моя Россия», «Мы были Родины достойны», «Стихи. Басни. Юмор.Фельетоны в стихах», «Журавлиные зори», «Отец и сын», «Синь озер», «Тайны любви» и другие (приложение 5). Двухтомник «Времена» и три книги стихов готовятся к изданию. Стихи Ильи Семеновича Павлова печатаются не только в самарской областной периодике, но и востребованы в центральных изданиях – журнале Министерства обороны РФ «Воин России», «Старшее поколение», газетах «Ветеран» и «Советская Россия». Некогда стареть фронтовику, поэту, селекционеру, книголюбу, отцу большого и дружного семейства.
А секрет такого долголетия, как и свойственно поэту, Илья Семенович раскрыл в своем стихотворении, написанном как завещание молодому поколению:
Я жизнь прекрасную пою!
В стихах моих бесплатно
Души секреты раздаю
И не беру обратно.
Учитесь пламенно любить,
Любовь одна на свете.
Учитесь жизнь свою прожить,
Чтобы ни дня на ветер.
В конце минувших лет лихих,
Случиться в них вглядеться,
Чтоб жизнь читалась, как стихи,
Хорошие, от сердца.
Заключение
Проведя исследование, изучив письма-воспоминания поэта (приложение 6), я пришел к выводу, что Илья Семенович Павлов - один из старейших писателей России. Пишет он и стихи, и прозу. Но все-таки главное его призвание - лирика. Военная тема красной линией проходит через творчество тех писателей, которые испытали на себе, что такое война. Илья Павлов прошел сотни и сотни километров по дорогам войны. Сначала защищал города и села России, а потом освобождал от врага государства Европы. Его боевой путь отмечен орденами Красной Звезды и Отечественной войны (двумя), многими медалями. О своих ощущениях, о друзьях-товарищах он постоянно пишет в своих военных стихотворениях. Но ему близки и тема любви, и тема трудной послевоенной жизни страны, и Россия сегодня И, пожалуй, самое главное, что покоряет в стихах Ильи Семёновича, - это неравнодушие автора, его искренность, глубина переживаний. Эти чувства ярко выражены в его лучших произведениях. Вот названия только некоторых из его книг: «Моя Россия», «Синь озер», «Мы были Родины достойны», «Тайны любви» Их много, книг, более 20-ти, каждая из которых знаменует определенный творческий этап в жизни автора, его богатой событиями биографии.
Я удивляюсь творческому долгожительству Павлова – воина и поэта, члена Союза писателей России, которому в прошлом году (2014) исполнилось 95 лет!
Моя исследовательская работа пополнит экспозицию, посвященную поэту-земляку, в нашем школьном музее. Также материал можно будет использовать для проведения тематической экскурсии.
Список использованных источников
1. Материалы школьного краеведческого музея:
1.1. Письма Павлова И.С.
1.2. Сборники стихов Павлова И.С.: «Юность», «Моя Россия», «Мы были
Родины достойны», «Стихи. Басни. Юмор.Фельетоны в стихах»,
«Журавлиные зори», «Отец и сын», «Синь озер», «Тайны любви».
2. Интервью И.С.Павлова: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Красавина Н. Секреты долголетия// Самарские известия. № 124 (5593) от 17.07.09.
http://samarskieizvestia.ru/document/6691/
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115
15