Статья к Лихановским чтениям.Раскрытие дошкольникам духа родной культуры через знакомство с детским литературным наследием края


Белгородоведение.
Раскрытие дошкольникам духа родной культуры через знакомство с детским литературным наследием края
На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание отводится проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у детей любви к родному краю, Родине, культуре и обычаям своего народа.
С 1 сентября 2015 года в образовательных организациях Белгородской области в качестве дополнительного сопровождения урочной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования внедряется интегрированный курс «Белгородоведение».
Краеведческая деятельность в детском саду является одним из важных условий приобщения детей к культуре родного края, направленная на становление ребенка как личности посредством приобщения к культуре и истории родного края.
Основная цель парциальной программы «Белгородоведение» интегрированного курса краеведения для детей дошкольного возраста:
социально-нравственное становление дошкольников, направленное на развитие личности посредством приобщения детей к культуре родного края
формирование исторического и патриотического сознания у детей посредством изучения истории, культуры и природы родного края Белогородчины
Одна из задач -приобщение детей к изучению истории, культуры, литературному наследию родного края через элементы исследовательской и проектной деятельности совместно со взрослыми.
Программа состоит из восьми содержательных модулей, один из которых «Мой родной край – Белогорье. История и культура края».
На основе парциальной программы разработано методическое пособие «Белгородоведение» для детей дошкольного возраста – это поиск новых путей и подходов, нового содержания и форм образовательной деятельности с детьми.
Целью данного пособия является возрождение отечественных традиций и обычаев на основе изучения культуры и истории своего народа, обеспечивающих процесс социализации и становления ребенка как личности.
Организация краеведческой деятельности в детском саду по приобщению детей к культуре родного края определяет целый ряд направлений, один из них - этнокультурное и социолого-демографическое (фольклорное, художественное, литературное и др.).
Белгородчина – край, где   родились, жили и писали  литераторы, чьи имена и творчество известны всему читающему миру: Владимир Раевский, Николай Станкевич, Александр Никитенко, Николай Страхов, Надежда Кохановская (Соханская), Василий Ерошенко, Адриан Топоров, Арнольд Гессен, Филипп Наседкин. Писатели Белогорья гордятся тем, что в их рядах были такие известные мастера слова.
В Белгороде жило и живет большое количество писателей и поэтов, каждый из которых отдавал часть своей души людям. Поэзия – всегда живое участие авторов в жизни страны, выражение переживаний личности, отклик на события. Наши белгородские авторы отзывались своими произведениями на все важнейшие вехи в истории нашей Родины, любовались родной природой, отражали в своих стихах человеческие чувства, эмоции.
Литературное краеведение является важнейшим составляющим регионального компонента образования дошкольников. Но в реальности, краеведческая литература и литература «местных» писателей не в полной мере доходит до читателя-дошкольника.
Поэтому один из аспектов программы «Белгородоведение» -знакомство с детским литературным наследием края призван помочь раскрытию дошкольникам духа родной культуры и ближе познакомить с детскими местными авторами, их произведениями.
Любой край, город, село неповторимы в своей природе, людях, их труде и замечательном народном творчестве.
Педагог имеет возможность раскрыть детям дух родной культуры через знакомство с историей, литературой, народными традициями, обычаями Белгородского края и свершениями знаменитых соотечественников, возродить традиции семейного воспитания.
Дошкольники по-особому, трепетно воспринимают личную встречу с писателем. Он для них предстает в роли сказочника, волшебного и талантливого человека, живущего рядом с ним, или с его бабушкой в отдаленном городе или селе Белгородчины. Удивляет всё: и сам образ писателя, и возможность рассмотреть и полистать «свежие» книги, и побеседовать, поиграть с автором, задать вопросы, послушать его, и, конечно, получить, автограф.
Как известно, удивление-это первый путь в познание.
Встречи со знаменитыми белгородскими писателями – всегда праздник для дошкольников:
с одной стороны - это действо игры, радости, восторга,
с другой- это тихий разговор о малой родине, о неповторимости, красоте родного края,
о прекрасных людях, живущих в ней;
о «чудесах», которые совсем рядом- надо только приметить их и оценить, увидеть и проявить уважение, порой беспокойство, предложить помощь.
Детская литература в образе художественного слова первой приходит к малышу, он ощущает себя значимой частью мира:
вот мама- самая милая и красивая,
вот мой уютный двор, усеянный цветочным ковром,
а вот мой «…красивый котик, это- глазки, это- ротик, это- ушки на макушке, это-лапочки мякушки…»(Ю.Макаров),
а у прабабушки «заупрямился теленок, мне букварь ваш ни к чему, алфавит учу с пеленок, а запомнил только «МУ» (В.Колесник).
О природе родного края, любви к братьям нашим меньшим повествуют произведения Юрия Макарова. Эта тема -одна из самых привлекательных для детей, и ему удается убедительно, ярко, в чистых красках описать окружающий мир растений, животных, птиц , а это может сделать только настоящий знаток, имеющий за плечами «ветеринарский рюкзачок» с заметками, прибаутками.
Там, где я живу
Я живу в прекрасной стороне, Где закат за тучками горит,Где гуляет ветер по стерне,Над рекой сосновый лес шумит.Там, у почерневшего моста,Есть у нас волшебные места.Там тропинка в зарослях глухих,Там стрекозы вьются, пахнет мята,Да ещё пасутся лопухи,Как зеленоухие слонята.
Ю.Макаров создает мир добрых чувств, ясных представлений, отражает живое детство. В своих стихах он пользуется всей палитрой комического – от мягкого юмора до иронии и сатиры, в умеренных пропорциях. Дети узнают в стихах себя, своих друзей, находят способы решения проблемных ситуаций.
Всякая новая книга Вячеслава Колесника несёт в себе философию доброты и гуманизма. Его книги, в основном, обращены к детям и юношеству, ведь именно в этом возрасте человек начинает осознавать себя личностью, гражданином малой родины, страны, в которой проживает, пропитывается духом патриотизма.
Особое место в его литературной работе занимают книжки со стихами и сказками для детей разных возрастов: «Папа Ёж», «Откуда всходит солнце», «Про слона, кабана, мужика и паука» и иные, в которых он разрабатывает сказочную тематику.
В.Колесник – замечательный иллюстратор своих произведений и других авторов. «Смешивая краски и слова», он проводит полезные мастер-классы для детей по иллюстрации и аппликации, где наглядно показывает все виды художественных техник, в которых он работает.
Владимир Молчанов - поэт, переводчик, публицист, бессменный председатель Белгородского регионального отделения «Союза писателей России». Стихи Владимира Молчанова необыкновенно мелодичные, добрые и светлые. Многие российские и белгородские композиторы написали песни на его стихи.
Любовь к большой и малой Родине – вот основная линия литературного творчества В. Молчанова:
«Детство…Цветы…Лужайка…, в звонкой душе светло.
Новая Таволжанка –так называют село.
Стая гусей домашних у золотой межи,
И васильков всегдашних синий огонь во ржи»
«Из Донца всходит солнышко алое, над Осколом поет соловей.
Белгородчина – Родина малая, здесь начало России моей»
«Зреют яблоки в Короче, август – надо понимать!Вкусен воздух... а короче –по округе благодать.
Пестротою поражая, на подпорках – целый сад.От богатства урожая ветки, бедные, трещат.
Чуть не лопаясь от сока, налитые все подряд,Желтобоко, краснобоко, ярко яблоки горят…»
 Владислав Мефодьевич Шаповалов –наш «белгородский Шукшин», «признанный мастер» прозы для детей, участник Великой Отечественной войны, книгоиздатель, главный редактор журнала писателей Белгородчины «Звонница». За внешней веселостью его произведений скрываются серьёзные размышления писателя о жизни человека, о животных, о природе, становящиеся гимном гуманной жизни, бережному отношению к природе, каждому ее воплощению – будь то животное, насекомое, птица или человек, но именно эти размышления помогают детям получить важные уроки сочувствия и сопереживания, ответственности, смелости и человечности: «Старый букварь», «Дедушкины вечера», «Танюшкино солнышко», «Чудесный мотылек» и др.
   Борис Иванович Осыков – один из самых уважаемых знатоков истории Белгородской области, краевед. Особая гордость Осыкова – возвращение им в оборот старинного имени нашего края – Белогорье.
Найдя в архивах, краевед несет его по жизни и творчеству, как дорогой талисман, снова и снова повторяя в названиях своих книг: «Белогорье. Синие дали», «Родное Белогорье», «Святое Белогорье», «Белогорье России», «Села белгородские», «Реки Белогорья», «Города Белогорья», «Родного Белогорья имена»... Эти книги можно смело внести в домашнюю библиотеку каждой белгородской семьи.
«Я просил у родителей не игрушек, а книг» - его цитата из детства подчеркивает проявление детских желаний, ставших смыслом его жизни. Но его перу принадлежат и такие веселые строчки:
Плыл по морю чемодан.
В чемодане был диван.
На диване сидел слон.
Кто не верит, выйди вон!
Валерий Черкесов – автор поэтических сборников и книг документальной прозы, редактор - составитель «Антологии современной литературы Белгородчины», ответственный за выпуск газеты для детей «Большая переменка», обозреватель газеты «Смена», и руководитель Центра развития детского литературного творчества. Его сборники: «Проталинки», «Сказки бывают разные»,  «Белогорье –мое вдохновенье», «Твое слово о подвиге» и другие – «непохожие» стихи и проза.
Персонажами Черкесова могут стать и старое пальтишко, готовое ко всем препятствиям, и кузнечики, из детского по форме, но очень серьёзного по смыслу стиха. Сквозь синее стёклышко писателя можно рассмотреть множество эпизодов детства.
Евгений Дубравный - поэт, автор документальных и художественных книг, в том числе детских,лирик,профессиональный журналист,коллекционер и фотограф.
Несмотря на огромный жизненный опыт, Евгению Федоровичу удивительным образом удается сохранять трогательную детскую искренность, простоту, способность разглядеть в самых простых вещах и событиях настоящие чудеса.
Полюбившиеся детям рассказы цикла «Аленкины удивленки», «Анютины встречи», необычный сборник стихов «Птицеслов» (в этом сборнике стихотворения о птицах на каждую букву алфавита!), «Зверослов», «Музыкальный птицеслов» учат любви к своему краю, его неброской, но искренней красоте.
Зайчишки, ежата, воробьишки, ящерки, аисты-белокрылки- не просто составляющие мира природы, а неотъемлемая часть счастливого детства ребенка.
Мудрые книги Дубравного с удивительными рассказами и стихами учат любить и беречь окружающий нас мир, учат в самых простых вещах и событиях видеть чудеса.
У Евгения Федоровича «удивленки» на каждом шагу! На встречах с детьми он демонстрирует свои коллекции, устраивает небольшую выставку деревянных фигурок, которые подобрал в лесу, разглядев в них сказочных персонажей, и мастерски доработал, и к каждому увлечению припасает слово верное да меткое.
Приятно, что в современном информационном мире жестокости и насилия у наших детей есть островок доброты, тепла, сострадания слабому, готовности прийти на помощь другу.
Дошкольники должны знать об авторах, прославляющих родной край, рассказывающих о значимых событиях Белгородской области, о его удивительном многообразии в природе, о значимости человека труда, о семье, семейных традициях и традициях края, о радостном детстве, полном тайн, открытий, увлечений,удивлений.
Полистав не один раз книги о Белгородчине , даже малыш покажет пальчиком Корочанское яблоко, Алексеевский подсолнух, Вейделевские воронцы и др., а в старшем дошкольном возрасте покажет и с гордостью расскажет о Прохоровском поле, о семи чудесах Белгородчины и т.п.
Знакомясь с произведениями белгородских авторов, дошкольник с особым уважением будет относиться к родному Белогорью, станет, гордиться талантливыми людьми и просто будет радоваться добрым разноцветным стихам и сказкам, несущим «тепло родной земли», которое всегда придает особой искренности, защищенности, силы.
Важная роль в этом принадлежит, прежде всего, семье и, конечно, педагогам, с огромным желанием и мастерством которых дошкольник сможет понять и принять литературное наследие белгородского края.
 
Литературное краеведение поможет дошкольникам:
открыть прекрасное в окружающем их мире, в людях и природе, традициях и обычаях родного края;
много интересного узнать о писателях и поэтах, чья жизнь и творчество связаны с регионом;
познакомить с особенностями местного фольклора, с произведениями писателей-земляков
Включение литературного краеведения в образовательную деятельность ДОУ будет способствовать не только углублению, но и расширению культурного кругозора дошкольников, формированию нравственно-эстетических ориентиров. Знакомство детей с биографическими данными писателей-земляков и писателей, так или иначе связанных с белгородским краем, чтение и обсуждение литературных произведений может являться стимулом к творческой деятельности, к выработке активной жизненной позиции.
Формы и методы проведения литературной краеведческой работы в ДОУ могут быть различными:
занятия на литературную тему
тематические вечера
читательские студии (обязательно! с приглашением писателей-авторов)
конкурсы на лучшую творческую работу
издание литературного журнала, газеты
организация литературных выставок, презентаций
составление литературных карт и схем
мини-научные исследования
экскурсии и экспедиции по сбору фольклорного материала и т.п.
Воспитание детей в современных условиях все больше требует обращения к опыту, накопленному предшествующими поколениями, в частности, своего региона. Воспитание нравственных качеств, а в частности, патриотических чувств, осуществляется как целенаправленно, так и в сочетании с другими задачами.
Для воспитания любви к Родине, ее истории, восхищение красотой ее природы, уважение к людям различных профессий, к своему родному краю – используются различные средства, основным из которых по праву считается художественное слово.
Еще Д.С.Лихачев отмечал, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, на зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной».
Список использованной литературы:
Тихомирова Е.А. Литературное и лингвистическое краеведение как одна из составляющих национально-регионального компонента ФГОСа
Казакова Ирина Анатольевна. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами детской литературы
Александр Жихов. Белгородские писатели пишут для детей. Статьи к юбилеям белгородских писателей. «А-фишка», онлайн -журнал
Белгородоведение: парциальная программа для дошкольного образования / Т.М. Стручаева, Н.Д. Епанчинцева, О.А. Брыткова, Я.Н. Колесникова, В.В. Лепетюха. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. – 16