Обобщение опыта Метод проектов во внеклассной деятельности по истории


Метод проектов во внеклассной деятельности по истории
Москвичева Н.Н., учитель истории и обществознания МКОУ Куртамышского района «Пепелинская ООШ»

В настоящее время методу проектов уделяется большое внимание в связи с переходом к новым образовательным парадигмам, подразумевающим приобщение учеников к поиску информации и самостоятельному анализу ее содержания. Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в практическую и научно-исследовательскую деятельность. Проекты в классическом понимании предполагают большой объем времени и усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика.
Главными направлениями использования метода проекта во внеклассной работе по истории являются:
развитие исследовательской деятельности учащихся;
закрепление и развитие знаний об исторической науке;
развитие исторического мышления;
выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации;
распространение опыта творческой деятельности учащихся;
приобретение учащимися опыта публичных выступлений.
В процессе реализации проекта необходимо реализовать определенный алгоритм действий:
Проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Проекты бывают:
Исследовательские. Они предполагают деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской проблемы с характерными для любой научной работы методами исследования;
Я предлагаю вам рассмотреть на примере проекта «Школьный музей» методику его применения.
В 2014 году неделя истории была посвящена выставке старинных вещей. Ребята, учителя и родители с большим энтузиазмом стали собирать экспонаты. Не остались в стороне и жители села. Выставка работала целый месяц, так как посетить ее было много желающих.
Юрий Телегин, ученик 6 класса, как-то спросил меня: «А почему в нашей школе нет постоянного музея?». С этого момента и началась исследовательская работа, которая в дальнейшем была представлена на районном конкурсе исследовательских работ.
На 1-м этапе  проблема была уже определена – нужен ли школе музей?
2-й этап. Проектирование. Определено количество участников, в какой форме будет проект, составлено планирование работы над проектом: даты, основные этапы и краткое содержание работы. (слайд 7-8)
3-й этап. Поиск (исследовательская деятельность). Поиск и сбор информации, изучение специальной литературы. Анализ информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы выводов для подведения итогов. (слайд 9-12)
4-й этап. Продукт. Оформление материалов, презентации. Предполагаемое приложение к проекту. (слайд 13)
5-й этап. Презентация - защита своего проекта выступление на районном конкурсе.
Таким образом, в ходе исследования выявлено следующее:
создание школьного музея необходимо. Он являлся бы не только хранителем старинных предметов, традиций, но и культурным центром села, общим делом, которое связывало бы и объединяло разные поколения.
Но за отсутствием помещения, музейные экспонаты располагаются пока в кабинете истории, но и тут они вызывают неподдельный интерес у ребят, например, летом при разборе школьного склада была найдена печатная машинка. Всем хотелось напечатать хоть строчку, хотя, казалось бы, компьютеры есть почти в каждом доме. Но печатная машинка превзошла все их ожидания! (слайд14)
Наряду с большими проектами существуют мини-проекты, которые я также использую при проведении недели истории, например, в прошлом году ребята старших классов изготавливали макеты жилищ человека разных эпох, а малыши творили историю своими руками – поделки из бересты, модели техники, оружия и т.д. (слайд 15-16)
Мини – проекты отличаются рядом особенностей.
Во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития подростков данного возраста, поэтому должны обязательно включать игровой, творческий момент.
Во-вторых, они не должны отвлекать от учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию.
В-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого индивидуальные условия для творческой самореализации.
Представление мини-проектов на тему «История головных уборов» также прошло непосредственно на выставке старинных вещей. Каждый класс представлял различные головные уборы и их защиту – песня «Оренбургский пуховый платок», сценка «На лавочке» в защиту павлопосадских шалей, буденовка была изготовлена тут же в ходе мастер-класса, Евгений Онегин и Татьяна демонстрировали всем свои шикарные наряды и шляпы… (слайд 15)
И, конечно, не обошлось без поощрения лучших работ! (слайд 17)
Таким образом, использование мини-проектов позволяет формировать позитивную динамику мотивации образовательного процесса, создать ситуацию успеха и творческой атмосферы.
Бывают проекты информационные,  они направлены на работу с информацией о каком-либо явлении или объекте.
Именно такому объекту – Вов – посвящен следующий общешкольный проект «70 добрых дел к 70-тилетию Великой Победы». В нее вошли различные мероприятия – «Рыцарский турнир», операция «Обелиск», акция «Свеча памяти», нормы ГТО, концертная программа «Песня в солдатской шинели», презентация проектов «И помнит мир спасенный», «Детство опаленное войной», посвященное детям войны. По результатам посещений тружеников тыла и вдов собран материал «Не дай вам бог судьбу такую, храните женщину седую…», обновлен стенд «Никто не забыт, Ничто не забыто», украшен фасад школы… (слайд 19-24)
Следующий вид - прикладные проекты.  Они направлены на получение конкретного результата деятельности. В полном объеме данная методика может быть применена в основном в старших классах. Учащиеся второй ступени обучения уже владеют достаточным уровнем навыков по поиску и анализу информации, осваивают способы ее правильного оформления и предъявления. ( Работы - «Дон Кихот», вышитая картина- икона»)
Проект должен быть основан на прочном знаниевом фундаменте, и в то же время подразумевать индивидуальное представление и личностное отношение к изучаемому периоду истории.
В проектной технологии учитель формирует мотивацию участников, проводит консультации по выбору тем проекта, по содержанию проекта, оказывает помощь в подборе материала, отслеживает деятельность каждого участника проекта, координирует действия всех участников, выступает в качестве эксперта на защите проекта, делает анализ проделанной работы, оценивает каждого участника проекта.
Роль учителя в проектной технологии очень велика, именно от него зависит и процесс, и результаты. Поэтому учитель должен владеть всем арсеналом, исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся; уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом; уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов. Все это позволяет учителю поддерживать устойчивый интерес к выбранной теме проекта.
Смысл проектного обучения заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Используя метод проектов таким образом, можно показать, что каждый проект имеет внешний результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, и внутренний – опыт деятельности - достояние учащегося, соединившего в себе знания и умения.
Минусы метода: трудоемкая работа, отнимающая много времени, т.к. не все обучающиеся пока умеют выделять главное из потока информации.
Самым удачным проектом в нашей школе я считаю создание летописи школы, и хотя это лишь один экземпляр, зато каждый раз мы перечитываем его как первый раз. Он позволяет нам увидеть, как мы растем и развиваемся, как оказывается богата и насыщена наша школьная «серая» жизнь событиями.
Мы знаем, что научно-исследовательской работой могут заниматься школьники с высоким интеллектуальным уровнем, и нет необходимости обучать исследовательской деятельности всех без исключения школьников. Однако у нас нет выбора. Концепция профильного обучения, другие нормативные документы предполагают включить в учебный план старших классов исследовательскую и проектную деятельность школьников как обязательную.