Особенности организации современного урока в условиях модернизации образования
Особенности организации урока в условиях модернизации образования
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта форма многие годы и столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.
Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом освоения нового, познания окружающего мира.
И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, он - учитель - всегда будет главным действующим лицом на любом уроке. Потому что он – всегда старше, за ним знания, опыт понимания и применения этих знаний.
Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:
1. Появились образовательные стандарты и на их основе - обновленные программы и учебники, которые активно используются в образовании. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.
2. Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет в школе поставлена компьютерная техника, и педагоги активно учатся использовать компьютер на своих уроках. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.
Поэтому урок должен быть современным, в самом широком понимании этого слова.
Что значит современный? По нашему мнению, это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.
Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребенка к жизни в меняющемся обществе.
Любой урок: развивающий, личностно-ориентированный, и традиционный в том числе, имеет большой потенциал для решения новых задач, стоящих перед образованием. Наша задача сегодня заключается не в том, чтобы расставить оценки и указать: этот урок хороший, этот плохой. Этот современный, а этот устаревший.
Важно другое – нужно понять:
- что происходит с современным уроком;
- насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием;
- как мы продвинулись за последние годы в понимании целей урока, его структуры, содержания и методов обучения;
- как меняется позиция учителя и другие вопросы.
Основные приоритеты урока должны быть связаны с достижение качества образования, соответствующего актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Эта позиция определяет большую ответственность и роль урока в решении задач модернизации образования. Для этого имеются основания. Нам известно, что:
Ребенок значительную часть времени в школе проводит на уроке, где реализуются основные задачи модернизации.
Современный урок – это основной механизм усвоения школьниками стандартов образования и формирования уровня, превышающего эти стандарты.
На уроке, в первую очередь, формируются компетентности ребенка, представляющие собой одну из главных идей модернизации.
Именно урок является важной формой индивидуального подхода к ребенку, учета его интересов и способностей, развития личностных качеств, необходимых для жизни в современном обществе.
Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками определенной суммы знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей. В качестве главного результата модернизации рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества.
Обозначенная позиция позволяет сформулировать наиболее общие подходы к организации современного урока:
- усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры;
- практико-ориентированность образования, предусматривающая оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний;
- направленность на развитие мышления, практических навыков;
- расширение различного рода элективных курсов, коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни;
- дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы школьников (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность).
Именно таким в самых общих чертах нам представляется современный урок, который должен обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволить ребенку активно войти во взрослую жизнь.
Итак, что произошло с уроком за последние 10-15 лет? Какие системные научно-педагогические и методические изменения произошли в уроке и вокруг него? Насколько он способен решать поставленные задачи?
На наш взгляд, наиболее существенное влияние на урок оказывает новое содержание образования: вариативные образовательные программы, новое поколение учебников, рабочие тетради, разнообразные дидактические материалы позволяют делать урок более интересным, ярким, насыщенным. При разных оценках содержания (например, излишняя вариативность, перегруженность, некоторая бессистемность и т.д.) именно оно, содержание, «ведет за собой» учителя, предлагая использовать новые формы и методы обучения.
Другая важная тенденция – становление различных (можно назвать три) моделей дидактических систем со своей культурой проектирования и реализации уроков.
Первую модель можно назвать традиционной – классно-урочной, и она эффективно действует в нашей стране многие десятилетия. В этой модели сложился свой понятийный аппарат, культура отношений педагогов, которые используют такие термины, как:
- триединая цель урока;
- план-конспект;
- формы обучения;
- методы и приемы обучения;
- типы уроков и другие.
Движение традиционной модели в сторону развивающего обучения при этом не меняет в целом понятийный аппарат и содержание образования. Речь в большей степени идет о новых методах обучения. Доказательством этому служат такие объединяющие традиционное и развивающее обучение образовательные программы, как Школа 21 века, Школа России, 2100 и другие.
Итак, в рамках дидактической модели традиционного обучения используется разработанный за десятки лет классический понятийный аппарат, который позволяет педагогам понимать друг друга, а используемые ими средства - достигать достаточно высокого уровня качества образования, в том числе с учетом задач модернизации образования.
Другая модель связана с технологизацией образования. Педагогические технологии как новый феномен пришли в наше образование в начале 90-ых годов и позволили сформировать свой понятийный аппарат, среди которого:
- технологическая карта тематического и поурочного планирования;
- технологический прием;
- этап технологии;
- задача этапа и диагностика его эффективности.
Нужно сказать, что задача использования педагогических технологий на уроке ставилась в эти годы достаточно принципиально. Выпущена масса литературы по этому вопросу. Проводились и проводятся специальные курсы для педагогов. Вся эта работа имела свои позитивные результаты, в частности:
- благодаря становлению этой модели изменились формы и методы обучения школьников, они стали более активными, и самое главное, взаимосвязанными;
- появилась культура проектирования урока с учетом его этапов, постановки задач этих этапов и отслеживания промежуточных результатов;
- изменилась система оценивания учебных достижений школьников, разработаны новые способы измерений;
Но время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить о третьей модели – компетентностного подхода, который становится особенно актуальным в условиях модернизации образования. В этой дидактической модели своя проектировочная культура и свой понятийный аппарат, среди которого:
- ключевые и базовые компетентности;
- опыт ребенка;
- умение решать жизненные ситуации;
- психолого-педагогическая ситуация и другие.
Какие реальные наработки имеются на сегодняшний день в рамках компетентностного подхода?
Во-первых, сформировано научно-теоретические понимание компетентности как способности ребенка использовать свой опыт для решения жизненных проблем и ситуаций.
Во-вторых, разработаны новые стандарты с ориентацией на компетентности, предприняты попытки создания некоторых образовательных программ и учебников с позиций компетентностного подхода.
В-третьих, утвержден новый базисный учебный план, где показана возможность исследовательской работы школьников, выполнения ими проектов, практикумов, результаты которых заносятся в портфолио – все это в полной мере работает на компетентности.
В-четвертых, разработаны способы формирования и оценки компетентностей – кейс-технология, проекты, методика «Профиль умений», дневники достижений и другие.
Таким образом, можно отметить, что современная ситуация связана с наличием нескольких «дидактических культур», культур проектирования и реализации различных уроков в той или иной методологии обучения школьников. Потенциал этих моделей вряд ли целесообразно сравнивать, у каждой имеются свои сильные и слабые стороны. Более того, эти системы можно использовать в рамках одного образовательного учреждения, но нельзя смешивать, и это принципиально важно.
И еще – каждая из моделей развивает друг друга, что благоприятно сказывается на повышении качества образования.
При этом все же отметим, что модель традиционного обучения является приоритетной, основополагающей в организации и проведении современного урока. Она существенно меняется, но в основе остается классическая педагогика и методика со своим понятийным аппаратом и традициями.
Рассмотрим полученные результаты на каждой ступени обучения.
Начальная школа.
Установлено, что в школьном образовании первой ступени наметилось как положительные, так и негативные тенденции. К положительным можно отнести: широкую вариативность образования; положительный микроклимат на уроках; свободу творческого поиска педагогов; мотивацию учащихся на познание.
В начальных классах омской школы достаточно высокий уровень качества образования - он превышает 60 %.
К сожалению, имеются и отрицательные тенденции, среди них:
- снижение уровня здоровья детей;
- неэффективное развитие творческого потенциала школьников, ОУУН;
- недостаточно развивается детская инициатива.
Надо сказать, что выявленные проблемы являются достаточно типичными не только для омской школы. Поэтому первая ступень обучения, согласно модернизации – это место пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления ребенка.
Для достижения указанных задач в начальной школе преобладающим должно стать развивающее обучение. В Омске многое делается в этом направлении, что подтверждают данные следующей таблицы:
Таблица
Реализация развивающих программ в начальной школе г. Омска
Развивающие программы
Число школ, реализующих развивающие программы
2002/03
2003/04
2004/05
Школа 2100
40
51
57
Система Занкова
48
45
43
Школа 21 века
7
14
18
Школа России
0
5
12
Система Эльконина -Давыдова
5
5
4
Всего школ, работающих по развивающим программам – 107
Всего детей, обучающихся по развивающим программам в начальной школе
- 34 % (почти 13,5 тысяч)
Согласно представленным данным, с полной уверенностью можно сказать следующее: развивающее обучение достаточно широко распространено в начальной школе нашего города ( в 107 школах). Наиболее активно используются:
- Школа 2100 (наблюдается существенное увеличение школ, использующих эту программу – 40 в 2002 году, 57 – в 2005 году),
- Система Занкова (в этом случае происходит некоторое уменьшение школ, использующих данную программу – с 48 до 43, но общее число школ остается значительным);
- активно заявляют о себе такие программы, как Школа 21 века и Школа России.
Нужно сказать, что педагоги начальной школы успешно конструируют содержание образования. Посмотрите на результаты оценивания этой деятельность нашими экспертами:
Схема
Рейтинг оценивания содержания учебного материала:
Адекватная учебным возможностям степень трудности учебного материала.
Соответствие поставленным целям урока.
Научность и доступность учебного материала.
Связь теории и практики.
Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации.
Использование межпредметных связей.
В первую очередь, наиболее успешно решается задача отбора содержания в соответствии с целям урока.
Вместе с тем, низкие баллы получили такие критерии, как новизна, проблемность и привлекательность информации, использование межпредметных связей.
Нужно сказать, что проблема привлекательности информации, ее связи с практикой характерна для каждой ступени обучения. Очевидно, она связана с адекватной оценкой учителем содержания урока, с уверенным владением материалом, возможностью применять дополнительную информацию, и самое главное – использовать адекватные формы и методы обучения.
В связи с этим, посмотрим на следующую таблицу:
Таблица
Формы современного урока в начальной школе
Традиционный урок
Развивающий урок
Деловая (ролевая) игра
Учебная дискуссия
58
10
18
14
В начальной школе, помимо традиционного урока, большое внимание уделяется развивающему обучению, игре, учебным дискуссиям. Практика показывает, что предпочтения педагогов смещаются в сторону «внутренней» дифференциации, предполагающей индивидуальный подход к ребенку (или группе детей) в ходе урока. Для этого используются индивидуальные образовательные траектории, задания, разноуровневая организация познавательной деятельности, групповая работа:
Таблица
Формы организации познавательной деятельности (%):
Фронтальная
Групповая
Парная
Индивидуальная
78
40
31
31
В таблице вы видим, что помимо фронтальной, используются различные формы познавательной деятельности: групповая, парная, индивидуальная.
Более активными становятся методы обучения:
Схема
Используемые методы обучения (ранжированный ряд):
Объяснительно-иллюстративные.
Частично-поисковые.
Проблемные.
Репродуктивные.
Исследовательские.
Мы видим, что помимо объяснительно-иллюстративных, наиболее часто используются частично-поисковые и проблемные методы, что повышает уровень познавательной активности школьников:
Таблица
Уровень познавательной активности школьников (%)
Высокий
Средний
Низкий
74
26
-
Высокой уровень активности отмечен почти в 75 % посещенных уроков, и не выявлен низкий уровень.
Таким образом, развитие урока в начальной школе нашего города связано с существенными изменениями различных сторон образовательной практики – содержанием обучения, формами и методами обучения, построением «субъект-субъектных» отношений. Одновременно все мы понимаем, что пространство для инновационного движения имеется. Это не значит, что завтра все начальные школы должны перейти на развивающие программы, но перспективы видятся в дальнейшем распространении именно этих программ. Дальнейшее внимание нужно уделять совершенствованию методов, приемов обучения, разнообразию оценивания достижений школьников.
Тем более, что в Омске имеется не только значительный опыт организации развивающего обучения, но и инновационные наработки в деятельности областных экспериментальных площадок; городских методических сообществ, грантов.
В таблицах представлены эти образовательные учреждения, показана тематика из деятельности, основные направления поисков:
Таблица
Федеральные, областные и городские экспериментальные площадки, решающие проблемы современного урока в начальной школе
Тема эксперимента
Образовательное учреждение
Рассматриваемые аспекты урока
Конструирование содержания образования
Педагогические технологии
Псих.-педагог. Сопровождение
Преподавание предмета «Психология» в школе
ЦПМСС, №№ 3, 25, 43, 44, 47, 51, 62, 73, 79, 83, 91, 95, 96, 131, 148
+
+
+
Оптимизация процесса обучения с учетом механизмов мышления учащихся
Гимназия № 26
+
+
+
Внедрение УМК «Школа 2000, 2100»
Школа № 54
+
Здоровьесберегающие технологии обучения
Школа № 56
+
+
Образовательная среда как условие формирования коммуникативной компетентности
Школа № 79
+
Городские методические сообщества, решающие проблемы современного урока в начальной школе
Тема работы ГМС
Образовательное учреждение
Рассматриваемые аспекты урока
Конструирование содержания образования
Педагогические технологии
Псих.-педагог. Сопровождение
Технология применения тестовых методик
Школа № 25
+
+
Технология психолого-педагогического сопровождения учащихся
Школа № 62
+
Использование технологии развивающего обучения Занкова в основной школе
Школа № 76
+
+
+
Формирование познавательной самостоятельности учащихся в образовательном процессе
Гимназия
№ 85
+
+
+
Современные педагогические технологии обучения иностранным языкам
Гимназия № 115
+
Задачный метод в преподавании риторики
Гимназия
№ 139
+
+
Формирование культуры здоровья
Школа
№ 144
+
+
Реализация регионального компонента в условиях гимназии
Гимназия
№ 147
+
+
Образовательные проекты (гранты), решающие проблемы современного урока в начальной школе
Тема работы проекта (гранта)
Образовательное учреждение
Рассматриваемые аспекты урока
Конструирование содержания образования
Педагогические технологии
Псих.-педагог. Сопровождение
Развитие социально-психологической службы в адаптивной школе
Школа
№ 25
+
Формирование коммуникативной компетентности учащихся
Школа
№ 32
+
Полифункциональность содержания гимназического образования
Гимназия № 75
+
+
Тематика инновационных поисков разнообразна. Она касается изучения психологии в начальной школе, развития коммуникативной компетентности учащихся, апробации новых образовательных программ, развивающего обучения, задачного метода и других вопросами, что в полной мере соотносится с идеями модернизации начальной школы. Думаю, что сегодня на секции по проблемам урока в начальной школе педагоги поделятся своими наработками и выскажут конкретные предложения по его совершенствованию.
Теперь - основная школа.
Наши наблюдения показали, что на этой ступени обучения сформировались как положительные, так и отрицательные тенденции.
К положительным можно отнести:
- разработку вариативных образовательных программ;
- использование элементов развивающего обучения;
- деление в ряде учреждений основной школы на две подступени: 5-7 и 8-9 классы. На каждой из них ставится собственные задачи, конструируется особый учебный план. Особое место занимает 9-ый предпрофильный класс в новом БУП, который связан с идеями предпрофильного обучения.
Среди отрицательных тенденций выявлены следующие:
- учебный материал часто не вызывает заинтересованности школьников. Можно говорить о том, что это проблема не только омской школы - до сегодняшнего времени не найдено (или не конкретизировано) специфически подростковое содержание образования. Напомню, что главное противоречие в этой ситуации, на наш взгляд, связано со сменой у подростка ведущего вида деятельности (от учения к общению), с одной стороны, и перегрузкой содержания, с другой;
- недостаточная неэффективность форм урока:
Таблица
Формы современного урока в основной школе
Традиционный урок
Интегрированный урок
Деловая (ролевая) игра
Учебная дискуссия
82
10
4
4
Вы видите, что 82 % уроков связаны с традиционной их организацией. Вместе с тем, новые программы и учебники основной школы призывают к жизни большее разнообразие форм.
- следующая проблема - на уроках в основной школе преобладают объяснительно-иллюстративные методы обучения. Это подчеркивает проблему слабого учета ведущего вида деятельности подростков, к которому относится общение. Достаточно низким является уровень субъект-субъектных отношений на этой ступени обучения:
Таблица
Реализация принципа сотрудничества (субъект-субъектных отношений)
Реализован
Реализован частично
Не реализован
56
26
18
По мнению экспертов, о сотрудничестве можно говорить только на 56 % уроков, частичная реализация – 22 %, не выявлен уровень таких отношений на 10 % уроков.
Какие варианты предлагаются для решения этой проблемы, типичной для всей системы образования нашей страны, о чем говорят многочисленные публикации и исследования? Речь идет о корректировке содержания образования, апробации эффективных для данного возраста методик и технологий.
Согласно концепции модернизации, основная идея заключается в широком использовании проектной деятельности учащихся основной школы. Это достаточно новый подход к изменению существующей традиционной системы образования, который активно используется многими омскими школами.
Проектирование позволяет уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности, среди которых ведущую роль играет общение.
Безусловно, учебная, трудовая деятельность также остаются значимыми в основной школе, они, наряду с проектной, позволяют сформировать к концу основной школы приоритетную для подростка компетентность – способность к созданию собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком.
Итак, урок в основной школе, согласно идеям модернизации образования, должен иметь проектную направленность, предусматривать созидательную, коллективную работу, обеспечивающую высокий уровень познавательного интереса школьников.
Если говорить об использовании проектной методики в основной школе нашего города, то можно условно выделить два больших блока проектов теоретического и практического характера. Теоретические проекты связаны с интеллектуальным проектированием в рамках проблемного обучения, самостоятельной и научно-исследовательской работы и другие. Такие проекты реализуются во всех школах нашего города.
Сложнее обстоят дела с практическими проектами, которые предусматривают создание практического продукта. Причины две – «знаниевая» ориентация нашей педагогики и недостаточная материальная база. Безусловно, не вполне соотносится с проектной деятельностью и содержание образования. Среди учебно-методических комплектов, имеющих проектную направленность, можно назвать предметы: «технология», «иностранный язык» (учебники британских изданий), некоторые программы и учебники по информатике, экологии, экономике. Конечно, этого недостаточно для широкого перехода к проектной деятельности в основной школе.
Вместе с тем, варианты решения этих проблем в омской школе имеются. Именно поэтому мы проводим две секции, посвященных проектной деятельности учащихся основной школы, и надеемся, что сегодняшний разговор о проектировании будет успешным.
Одновременно мы понимаем, что проектирование – это не панацея от всех бед, повышение качества образования основной школы – это комплексная проблема, требующая системы управленческих и педагогических действий и поисков. Просто отмахиваться от нее или не замечать – это значит не видеть, или не обращать внимания на одну из самых проблемных точек современного урока.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 115