Проблемы и перспективы развития личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кумарейская средняя общеобразовательная школа
Проблемы и перспективы развития
личностно-ориентированного обучения
на уроках русского языка и литературы
Доклад на районные педагогические чтения Москалевой Екатерины Юрьевны, учителя русского языка и литературы МБОУ Кумарейская СОШ
5722447438496Кумарейка, 2017
Современный этап развития школы характеризуется возрастающей творческой активностью учителя. Мы являемся свидетелями своеобразного «взрыва» педагогических идей, находок, решений сложнейших задач воспитания личности. Тот факт, что в центре внимания учителя оказался ученик, его внутренний мир, требует от каждого преподавателя высокого уровня педагогического мастерства.
В последние годы стремительно завоевывает образовательное пространство России личностно ориентированный подход.
Динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме. А это может быть достигнуто лишь при личностно ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.
Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:
- разноуровневый;
- индивидуальный;
- дифференцированный;
- субъективно-личностный.
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);
Технология саморазвивающего обучения ( Селевко Г.К. );
Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
Педагогические технологии адаптивной школы;
Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.;
Игровые технологии;
Технологии развивающего обучения;
Проблемное обучение;
Технологии уровневой дифференциации;
Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
Коллективный способ обучения.
По мнению доктора педагогических наук, профессора Степанова Е.Н.,
всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным [3; 115].
Средства для достижения цели:
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учеников;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
стимулирование учеников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
поощрение ученика за нахождение своего способа выполнения задания, анализ способа работы других учеников в ходе урока, выбор и оценку наиболее рациональных;
создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
    Личностно - ориентированный подход к обучению является средством для формирования основ учебной самостоятельности обучающихся среднего звена. На уроках  можно использовать такие формы, как:
индивидуальная работа;
групповая работа;
фронтальная работа;
дифференцированная работа, творческие задания по выбору;
самостоятельная работа;
обучение сотрудничеству;
метод проектов;
разноуровневое обучение;
создание ситуации успеха.
Таким образом, осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:
- Наличие комфортных и безопасных условий обучения;
- Осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;
- Формирование и развитие мышления;
- Учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения;
- Адаптация учебного процесса к особенностям групп учащихся.
Личностно-ориентированное обучение в большей мере, чем традиционное, соответствует возможностям и способностям ребёнка.
Личностно-ориентированный урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей отличается от традиционного урока.
Сравнительная характеристика деятельности педагога при проведении традиционного и личностно-ориентированного урока[9; 81]:
Традиционный урок Личностно-ориентированный урок
Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта.
Распределяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решений этих заданий.
Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.
Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими детьми. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком.
Осуществляет планирование детской деятельности в определенном русле. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.
Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.
Определяет правила поведения в классе и следит за их выполнением. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их выполнение.
Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виновных. Побуждает детей обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения.
Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности обучающихся. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у обучающихся приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, освоения знаний не произойдет.
Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию.
Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, приемы обучения, созданы необходимые условия для развития и совершенствования личности ребенка:
а) создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);
б) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят);
в) опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;
г) использование дифференцированного и индивидуального подходов. Формирование положительной я – концепции личности. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать ее, принимать, верить;
д) возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, кружковую работу, участие во внеклассных мероприятиях и т.д.;
е) возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение вперед в плане совершенствования;
ё) педагогическое сотрудничество;
ж) учет жизненного опыта каждого ребенка (знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений) [4; 130]..
Особенности личностно-ориентированного урока определяет критерии эффективности труда учителя на уроке. К ним относятся:
1) Наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса.
2)Использование проблемных творческих заданий
3) Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
4) Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
5) Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
6) Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
7) Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий.
8) Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся.
9) Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
10) При задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Важное место при подготовке к уроку отводится разработке его гибкого плана.
Реализация гибкого плана урока возможна, если учитель не только располагает разнообразным дидактическим материалом, но и планирует характер общения, межличностных взаимодействий в процессе урока.
Требование обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку «в действительности часть детей не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики». В своей практике я использую элементы технологии разноуровневого обучения.
Программа русского языка и литературы также предусматривает множество возможностей для реализации личностно - ориентированного подхода к обучению школьников.
Детям предоставлена возможность самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных опытов и наблюдений над речью.
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке.
В условиях сокращения учебных часов методы, приемы и формы организации обучения должны идти по пути рационализации и возрастания эффективности процесса обучения, гарантированно обеспечивать планируемые результаты. В этих условиях внедрение в практику личностно- ориентированных педагогических технологий весьма своевременно. Одна из таких технологий – проектная деятельность.
Чем активнее на уроке дети –тем свободнее учитель: его не сковывает неподготовленность к уроку отдельных учащихся, не смущают нестандартные вопросы, которые иногда задают дети. Конечно, в этих условиях труднее «управлять» классом, но зато не будет пассивных, равнодушных, скучающих учеников . Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал.
Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.
Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться, от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.
В своей работе я использую формы обучения, направленные на активизацию совместной деятельности учителя и учащихся: уроки – путешествия, уроки – семинары, уроки – практикумы, уроки - зачёты, смотры знаний. На таких уроках самостоятельная, групповая учебная деятельность позволяет сделать урок интересным, т. к. в процессе этой работы происходит активизация различных форм обучения.
Основной составляющей урока является мыслительная деятельность, которую организовать труднее, чем просто сообщить новые знания.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе мной успешно применяются следующие методы и приемы: ассоциативный ряд, опорный конспект, ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления), мозговая атака, групповая дискуссия, чтение с остановками, кластеры, синквейн, эссе, перепутанные логические цепочки, дидактическая игра, лингвистические карты, исследование текста, работа с тестами, нетрадиционные формы домашнего задания и др.Использую в работе технологию развития критического мышления. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Большую эффективность в наше время имеет проблемное обучение. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся становится субъектом своего обучения и, как результат, он овладевает новыми знаниями, новыми способами действия.
Осуществлению личностного подхода при изучении русского языка способствуют такие виды уроков, как уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии. Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных способностей и интересов школьников.
Я глубоко убеждена в том, что информационно-компьютерные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы, повышают интерес к изучаемым предметам, активизируют познавательную деятельность учеников, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников, обеспечивают надёжность и объективность оценки знаний учащихся, повышают эффективность обучения, качество образования (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации, разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке), включают школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствуют самореализации и саморазвитию личности ученика. При обучении русскому языку и литературе я использую ИКТ на уроках закрепления знаний, умений, навыков (совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков при выполнении тренировочных заданий как для групповой, так и для индивидуальной работы); на уроках обобщающего повторения (использование разнообразного иллюстративного материала: таблицы, схемы, алгоритмы по теории языка, орфографии, пунктуации); на уроках – лекциях (сведения о языке, выдержки из работ лингвистов, словарные статьи); на контрольных уроках и уроках – зачётах (разные виды тестовых форм)
Использую в своей практике и игровую технологию (как элемент урока и как форму урока). Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только учебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Сегодняшний урок немыслим без применения технологии разноуровневого (дифференцированного) обучения. В её основе лежит динамичная система классной, групповой и индивидуальной работы с учащимися. Уровневая дифференциация осуществляется путём деления учеников на группы для освоения программного материала. Я работаю в классах, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями, они по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить. Поэтому даже самый методически совершенный урок не обязательно будет успешным. Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовать творческие возможности всех учащихся.
Как строить урок, чтобы учение всем приносило радость познания, пробуждало интерес к предмету? Педагогическое мастерство учителя в том и состоит, чтобы умело сочетать различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных учащихся.
На уроках русского языка с целью развития индивидуально-творческих способностей учащихся использую разноуровневые задания с учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося. Это задания высокого уровня, среднего и низкого, которые помогают определить истинные знания учеников, а им преодолеть психологический барьер- боязнь не справиться с заданием. Для успешного усвоения нового материала обучаю учащихся схематизации правил. А в конце урока несколько минут отвожу для тестовых заданий.
Разноуровневые задания на уроках русской литературы используются при фронтальной работе с классом. Вначале в обсуждение текста включаются самые слабые учащиеся, которые отвечают на вопросы низкого уровня сложности. Затем к ним присоединяются ученики среднего уровня, для которых ответы на первые вопросы не вызывают затруднений. На заключительном этапе работы с текстом адресую самые сложные вопросы учащимся продвинутого уровня, которые, кроме того, обобщают мнение, высказанные слабыми и средними учениками. Чтобы пробудить интерес к наблюдениям за художественной структурой стихотворения, выявляя её смысл, необходима разработка дифференцированных учебных заданий различного уровня сложности.
Слабые   учащиеся   могут   использовать   опорные конспекты, которые помогут ученику за короткий промежуток времени вспомнить основную информацию и сделать выводы по конкретной теме.
Задания для группы сильных учеников:
• составление текстов диктантов,
• составление карточек-заданий по изученному материалу,
• составление обобщающих таблиц для работы на уроке,
• сочинение лингвистических сказок,
• работа с дополнительной литературой,
• проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки,
• выполнение обязанностей консультанта при групповой работе,
• работа «учителем» (проведение фрагментов урока).
Ученикам с низкими учебными возможностями предлагаю необходимые опорные схемы, таблицы, подсказки, рифмованные правила, опорные карточки со зрительно-текстовой опорой и индивидуальный темп работы.
Сделать урок познавательным и интересным помогают и интерактивные методы обучения. На таком уроке ученик не потребитель, а искатель, чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость. В интерактивном обучении привлекается личностный опыт ученика, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность.
В своей работе использую следующие интерактивные методы и приёмы : “Встаньте, если…”, “Фруктовый сад”, “Мозговой штурм”, “Карусель”, “Два, четыре — вместе”, “Четыре угла”, “Мозаика”, “Совместный проект”, “Аквариум”, “Синтез идей”, “Микрофон”, “Метод ПРЕСС”, “Обучая — учусь”, “Выбери позицию”, “Живая линия”, “Большой круг” и многие другие. Они создают атмосферу повышенного интереса, ситуацию диалога, в них возможен неправильный ответ, ученик оценивается по процессу деятельности.
По сути в режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п.
Основная цель уроков игровой педагогической технологии – создание условий для проявления познавательной активности учеников.На мой взгляд,  наиболее  приемлемая  для реализации таких задач форма урока –
беседа   с   элементами   проблемно-поискового   подхода,   переходящая   в дискуссию.
Использование проблемных ситуаций заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету.
Использование креативных заданий в игровых ситуациях пополняет опыт творческой деятельности учащихся. Ученики   изобретают,   исследуют,
сочиняют,  создают  новый для  себя  образовательный  продукт, а, значит,
развивают  способности  и  реализуют  личностный  творческий потенциал.
Метод проблемного изложения формирует способность к теоретическому мышлению, воспитывает деятельного человека, укрепляет механизмы памяти, так как то, что открыли и сформулировали сами, лучше запоминается.
Изучая литературное произведение,  использую любую возможность обратиться к личностному опыту ребёнка, стараюсь вовлечь его в размышление не только над литературоведческими проблемами, но и общечеловеческими.
Разбудить душу ученика, его способность сочувствовать, сопереживать, заставить задуматься о своем  предназначении в жизни – вот формула  успеха. 
  Часто мы работаем на уроках в малых группах и парах. Дети учатся слушать других, находить компромисс, выдвигать и обосновывать свою точку зрения. В группах обсуждаем темы прочитанных книг, сопоставляя иллюстрации и тексты, выявляем закономерности в правилах по русскому языку. («Что объединяет слова, написанные на  доске?», «По какому принципу они сгруппированы?» Пусть даже эти открытия незначительны, но они сделаны самими детьми, а то, что обдумано, добыто самостоятельно, обретает особую ценность).  Конечно, провести личностно - ориентированный урок не так-то просто, а использовать   основные   идеи   личностно-ориентированного   обучения   на отдельных этапах урока сможет каждый.
Развитие индивидуальных способностей обучающихся не оканчивается на уроках. Личностно-ориентированный подход следует использовать в работе с одаренными детьми в школе. С целью развития творческих способностей, поддержки одаренных детей в области литературного творчества предлагаю учащимся принять активное участие в различных дистанционных Всероссийских конкурсах.
Таким образом, на сегодняшний день личностно-ориентированный подход является одним из самых перспективных подходов в обучении. Именно этот подход учитывает потребности, возможности и склонности школьника, предоставляя ему возможность самому выступать наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.
Но несмотря на все имеющиеся перспективы развития личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы, все-таки имеется ряд проблем, препятствующих этому процессу:
не понятна концепция и перспектива развития образовательного процесса;
недостаток теоретических знаний в области личностно-ориентированных технологий;
отсутствие наглядных примеров затрудняет внедрение теоретических знаний в практику;
недостаток материального стимулирования организации экспериментальной деятельности;
низкий уровень организации работы и согласованных действий в методических объединениях;
недостаток времени;
низкий уровень мотивации обучающихся.
В заключении необходимо подчеркнуть актуальность личностно-ориентированного подхода: во-первых, личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных безконфликтных условий ее развития, реализация природных способностей. Во-вторых, обучающиеся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он- цель образвоательной системы, а не средство достижения чего-либо.
Библиографический список
Афанасьева Н. Личностный подход в обучении.// Школьный психолог. – 2001. – № 32. – С. 6–10.
Берестовицкая С. Личностно-ориентированный урок литературы. //Литература.– 2005. – № 17. –С. 3–6.
Горелик И.Ф. Педагогический анализ личностно-ориентированного урока. // Завуч. – 2001. – № 3. –С. 115–117.
Горелик И.Ф. Характерные черты личностно-ориентированного урока. // Завуч.– 2000. – № 6. –С. 130–131.
Лукьянова М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы. //Завуч. – 2006. – № 2. – С. 13–22.
Лукьянова М.И. Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока. //Завуч. –2006. – № 2. – С. 5–12.
Лукьянова, М.И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации. //Завуч. – 2006. – № 2. – С. 35–43.
Степанов Е. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности. // Воспитание школьников. – 2003. – № 2. – С. 2–5.
Фридман Л.М. Концепция личностно-ориентированного образования. // Завуч. – 2000. – № 8. – С. 77–87.
Якиманская И. Личностно-ориентированная школа: критерии и процедуры анализа и оценки ее деятельности. //Директор школы. – 2003. – № 6. – С. 27–36.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. // http://do.gendocs.ru/docs/index-134699.html2. Сеть творческих учителей. // www.it-n.tu3. Педсовет.org: интернет-портал для учителей. // http://pedsovet.org/