Конспект урока по теме: Нравственные заповеди в религиях мира Курс ОРКСЭ

конспект урока по курсу ОРКСЭ

ФИО – Аладьева Ольга Владимировна
Место работы – МБОУ СОШ № 9 г.Нерчинск
Должность – учитель начальных классов
Предмет – ОРКСЭ
Класс – 4
Тема и номер урока – «Нравственные заповеди в религиях мира», № 21
Базовый учебник – основы мировых религиозных культур, А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов.
Цель урока: дать представление о нравственных заповедях ведущих религий мира.
Задачи:
1.Выявить сущность понятий: «заповедь», «скрижали», «нравственность».
2.Ознакомить с основными заповедями ведущих религий мира.
3.Показать сходства и отличия заповедей данных религий мира.
4.Показать, что все заповеди рассматриваемых религий сводятся к нравственным нормам поведения человечества.
5.Воспитывать толерантное отношение к культурам основных религий.

Планируемые результаты:
Предметные: воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;
анализировать и осознанно извлекать необходимую информацию; моделировать на основе приведённой информации определённые высказывания.
Метапредметные:
регулятивные: организовывать рабочее место; осуществлять контроль выполненных действий; оценивать свою деятельность;
познавательные: осуществлять поиск и выделение информации из разных источников; выдвигать гипотезы и их обосновывать; устанавливать причинно-следственные связи;
личностные: организовывать обсуждение таким образом, чтобы раскрылась гуманная составляющая и привлекательность основ сознания и этики; умение вести себя в дискуссии; ориентироваться на успешную деятельность.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания:
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
Ресурсы, необходимое оборудование:
- мультимедийная установка;
- презентация к уроку;
- раздаточный материал;
- доска;
- учебник, тетрадь.
















Структура и ход урока:

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Предметные результаты
УУД

1
I.Мотивационно-ориентировочный блок
1.Положительный настрой на урок.
-Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали: «Здравствуйте!»
Что особого мы друг другу сказали?
-Просто «здравствуйте»
Больше мы ведь ничего не сказали.
-Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
-Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
-Отчего же на капельку радостней сделалось в жизни?
Вот видите, мы просто сказали: «Здравствуйте!»
А как добрее стало всё вокруг!
И мы с добрым настроем начинаем наш урок.


Подготавливают рабочее место.
Приветствуют учителя, одноклассников.






Регулятивные УУД



2.Актуализация знаний.
а) Я предлагаю вам разгадать кроссворд и записать в тетрадь слово, которое получится у вас по вертикали. Это очень важное слово, которому мы посвятим сегодняшний урок (работа в паре)
б) Прочитайте слово, которое у вас получилось.











в) Предлагаю в тетради, в таблице из двух столбцов, заполнить графу «до», в которой вы запишите свои предположения и мысли, которые возникли у вас с ассоциацией этого слова. Графу «после» прошу вас заполнить чуть позже. (индивидуальная работа)
г) Кто из вас желает поделиться своими предположениями?


-Свой выбор вы сможете сравнить позже и дать оценку вашим предположениям.





Выполняют задания на карточках. Читают вопросы кроссворда, делятся впечатлениями, вставляют подходящие слова, записывают главное.

Ответ детей: по вертикали получилось слово «заповеди»

























Высказывают предположения.
Анализ предложенного материала
Осмысливание текстового материала



























Зачитывают слова, объясняют данный выбор





















Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция
Познавательные УУД: построение логическое цепи суждений
Коммуникативные УУД: умение точно выражать свои мысли
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других




3. Проблема.
-А сейчас давайте подумаем, как могло возникнуть это слово.
а) Перед вами на слайде
(Слайд 2) несколько вариантов толкования этого слова.
Выберете то, которое вам ближе всего.

б) Исходя из выбранного варианта, постройте свой ответ по следующей схеме:
Что? Какое? О чём? Для чего?
.







-Верно. Значит, заповеди -это общие правила о том, как надо себя вести по отношению друг к другу и обществу. А так как мы на уроках говорим о религиях мира, то это ещё и будет религиозное поучение.
-Запишите в графу «после» основные термины, относящиеся к данному слову. Чьи предположения подтвердились?









4. Целеполагание.
-Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. (Слайд 3)






-Что бы вы хотели узнать?







-Что мы должны для этого делать? Спланируйте дальнейшие действия, план урока.
(слайд 4)


Формулируют проблему урока. Читают высказывания,
из нескольких вариантов выбирают один.









Анализируют, отвечают.
Возможный ответ:
Заповедь – нравственное поучение (правило, наказ) о том, как должен вести себя человек.












Сравнивают записи, зачитывают предположения, которые подтвердились.









Дети формулируют тему урока: «Нравственные заповеди в религиях мира»,
записывают в тетрадь.



Выслушивают ответы одноклассников.
Возможный ответ: какие существуют заповеди в разных религиях; для чего они нужны



Планируют деятельность на уроке: познакомиться с заповедями четырёх мировых религий, показать их сходства и различия; доказать, что все заповеди рассматриваемых религий сводятся к нравственным нормам поведения человека
Использование в речи терминов и понятий (заповеди, нравственность), оформление записей в тетрадь.






































Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других
РегулятивныеУУД выделение и осознание того, что усвоено подлежит усвоению, способность к волевому усилию.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера, умение точно и полно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, планирование.
Личностные УУД: внутренняя позиция, моральный выбор исходя из социальных и личных ценностей, нравственно-эстетическая оценка.


II. Организационно-деятельностный блок.
































·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·I.Рефлективно-оценочный блок










1.Введение в тему.
-Для осуществления нашего плана предлагаю вам объединиться в малые группы по числу основных мировых религий (работа в группах)







Итак, мы выяснили, что
заповеди -это поучение о том, как должен вести себя человек.
-А как, по-вашему, должен вести себя человек?




-Оказывается, об этом говорилось очень давно в священных книгах.
«Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад, пророк Моисей и его народ видели как задымилась и затряслась гора Синай. (Слайд 5) Но это не было обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. (Слайд 6) 40 дней Моисей провёл на объятой огнём вершине. Этот огонь не обжигал его потому что он был знаком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. (Слайд 7) Люди же были поражены ещё и тем, что вернувшись к ним сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал».
-Библейские заповеди были и остались основой поведения многих поколений верующих и простых людей. Именно этим учениям и законам следуют люди вне зависимости от их национальной веры. (Слайд 8)

2. Работа в группах.
-У вас в каждой группе на столах расположены тексты заповедей основных религий мира: христианство, буддизм, ислам, иудаизм.
(см. приложение)
-Прочитайте в своей группе заповеди и попробуйте разделить их на две группы.
-Назовите получившиеся группы.












-Заповеди, какой группы нам помогут решить все задачи на уроке?
-Правильно, молодцы!





2.Решение учебной задачи.

а)
Слушание притчи.
Вашему вниманию предлагаю послушать одну старинную христианскую притчу (поучительный рассказ), и найти заповедь в каждой религии, отражающую главный смысл притчи.
«Один человек пришёл к старцу и сказал:
-Отче, родители мои всё плачутся, да бормочут, жить спокойно не дают. Видно от старости у них ум за разум зашёл. Не могу я больше этого выносить! Не отправить ли их в благоугодное заведение?
-Понимаю трудно тебе- покачал головой старец – но подумай когда ты был в люльке, ведь тоже небось день и ночь хныкал, да и большим умом не отличался. А отец с матерью брали тебя на руки и ласкали нежно с любовью. Они скорее с жизнью бы расстались нежели с тобой. И чем же ты теперь хочешь им отплатить?»

-Ребята о чём эта притча? Её смысл в чём?

-Зачитайте по группам заповедь, отражающую главный смысл притчи.























-Что можно сказать о прочитанных заповедях? Составьте вывод.




Чтение 1 заповеди (слайд 9)

б) Просмотр видеофрагмента.
-Чтобы познакомиться со следующей заповедью-
вашему вниманию предлагаю видео-фрагмент («Сказка о золотой рыбке») (см. приложение к уроку)


-Почему золотая рыбка не стала исполнять все желания старухи?





- Чему учит сказка?













-Прочитайте заповедь, отражающую главный смысл фрагмента.

















Чтение 2 заповеди (слайд 10)

в) Обсуждение пословиц.
Прочитайте пословицы:
(слайд 11)
-В чём заключается их мудрость?
-Чем похожи?
-Найдите заповедь, отражающую смысл пословицы.


















Чтение 3 заповеди (слайд 12)

г) Просмотр серии фотографий.
Посмотрите на фото (на слайде фото семьи) (слайд 13)
Что изображено? Что объединяет эти фото? В чём смысл?










-Как вы думаете, как звучит заповедь? «Не прелюбодействуй». То есть, не переступай через любовь, не предавай, Будь верным.



Прочитайте 4 заповедь (слайд 13)





Физминутка.
Игра «Подари тепло друг к другу» (упражнение на расслабление,)
-Повернитесь друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями.
- «Посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплели Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё большеРаскройте свои ладони и направьте тепло своих рук другим. Пусть в каждом из вас останется теплота и спокойствие.



д) Самостоятельная работа в группах.
1.Прочитайте заповеди, которые остались у вас на столах.
-Подумайте, почему их я решила объединить в пару.
В чём разница? В чём схожи?
Сделайте вывод.
Тот, кто крадёт, готов причинить страдание другому человеку. О его переживаниях и трудностях он не думает. Значит, он считает себя достойнее, лучше. И убийца, и вор расценивают другого человека как помеху. Разница лишь в том, что вор решает обойти эту помеху, чтобы добраться до цели. Убийца же просто сметает эту помеху. Но и убийца, и вор бесчеловечны. (слайд 14)





Прочитайте заповеди (слайды 15,16)







Вы рассмотрели основные религиозные заповеди.
-Можно ли сказать, что заповеди Моисея прочитанные на горе Синай, не утратили своего значения и сегодня?
1. Работа в парах.
-Нужны ли сейчас современному человеку данные заповеди?
-Рассмотрите таблицу: на слайде) (слайд 17)
Ответьте на главные вопросы: от чего предостерегает данная заповедь; как заповедь учит поступать (работа в парах)
Заполните таблицу в тетради.
2.Обсуждение результатов самостоятельной работы. Проверка.
Прочитайте выводы. Сравните результаты. (слайд 18)


-Как думаете, зачем Бог дал людям заповеди?












Как вы думаете, что может произойти, если нарушить заповеди?




-Всё верно.
Заповеди повелевают: человек, не превращай всю свою жизнь только в поиск удовольствий для себя, раскрой своё сердце для других людей, будь милосердным. Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем больше будет добра и любви на Земле. Чем больше будет хороших людей, тем прекраснее будет мир.

3.Рефлексивный экран (слайд 19)
Всё ли получилось на уроке?
-Чему научил вас урок?
-Какие заповеди заставили задуматься? Над чем?






4.Самооценка (слайд 20)
Оцените свою работу и работу группы на уроке.





5.Итог урока. (Учитель читает слова на фоне музыки «Дорогою добра»)
-Каждый человек должен соблюдать заповеди, так как они учат отличать добро от зла.
Добро и зло не могут быть равны.
Так оттолкни же зло добром.
И тот кто ненависть к тебе питает
В родного друга обратиться.
Все заповеди можно свести к одной: «Люди любите друг друга!» (слайд 21)
Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы смеялись и радовались каждому мгновению своей жизни и чтобы другие, глядя на вас, становились, тоже счастливы.
Пусть всё хорошее, что есть в каждом из нас, только растёт и развивается. Не пускайте зло в ваши сердца, души
Будьте добры душой!

6.Домашнее задание (слайд 22)
По выбору:
ННарисовать счастливого человека.
ППодобрать пословицы и поговорки, отражающие изученные заповеди.
3. Прочитать рассказ
К. Кыдрева «Капелька росы».

Спасибо за урок! (слайд 23)






Делятся по желанию на 4 равные группы по числу религий. Каждая группа имеет название: христианство, ислам, буддизм, иудаизм.







Соблюдать простые правила поведения друг к другу.































Выбирают, обсуждают, обосновывают ответ.













Называют, доказывают выбор.
Ответ:
1 группа-заповеди о том, как человек должен относится к Богу.
2 группа-заповеди о том, как люди должны относится друг к другу.









Ответ: 2 группа заповедей.






















Прослушивают, обсуждают, выбирают, сопоставляют, называют.


















Анализируют, дают полный ответ.

Каждая группа зачитывает:
«Иудаизм»
«Чти отца твоего и мать твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтоб продлить дни твои и чтобы хорошо было тебе на земле, которую Господь, Бог твой, отдаёт тебе».
«Ислам»
«Почитай отца и мать»
-«Буддизм»
« Почитай родителей своих»
«Христианство»
«Почитай отца твоего и мать, чтобы продлить дни твои на земле»


Учащиеся делают вывод: Заповеди звучат по-разному, но смысл имеют один.





Просматривают фрагмент, обсуждают, раскрывают смысл, находят подходящую заповедь.


Ответ:
Завистливой старухи хотелось стать, такой как сама рыбка.

Ответ:
Завидовать нехорошо.
Зависть мешает радости. Она не знает границ. Всегда найдётся кто-то, кто как кажется, живёт лучше тебя, Старуха из сказки стала и боярыней и царицей, но ей и оттого было мало.


Буддизм:
«Не завидуй»
«Христианство»:
«Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего»
«Ислам»:
«Не завидуй»
«Иудаизм»: «Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего»










Обсуждают, отвечают.

Ответ:
«Буддизм»:
«Не лги»
«Ислам»:
«Будьте справедливы на Суде»
«Христианство»
«Не произноси ложного свидетельства, на ближнего твоего»
«Иудаизм»
«Не свидетельствуй понапрасну о ближнем твоём»






Рассматривают, анализируют, обсуждают, называют.
Ответ: на серии фото изображена счастливая семья.
-Нужно жить дружной семьёй. Нельзя предавать друг друга в семье.




Обсуждают, дают ответ.
Буддизм, христианство, иудаизм- «Не прелюбодействуй»
Ислам:
Не прелюбодействуйте ни открыто, ни тайно»












Выполняют упражнения по смыслу текста и предлагаемым движениям одного из одноклассников.










































«Не укради», «Не убивай»



Учащиеся делают вывод.
.
























Высказывают мнения, доказывают выбор ответа.













Работают в паре, обсуждают, доказывают, заполняют таблицу.

Проверяют, сопоставляют записи.




Ответ:
Бог дал людям заповеди, чтобы оградить их от зла. Заповеди показывают, что есть ценности, через которые нельзя переступать!




Отвечают:
душа теряет чувствительность, становится как мёртвая



















Высказывают своё мнение, делятся впечатлениями.








Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность.














Слушают, подчёркивают для себя высказывания, прочитанные учителем.

















Называют выбор варианта выполнения задания. Фиксируют домашнее задание в дневник.










































































































Установление причинно-следственных знаний, анализ текста.



























Анализы и синтез текстов, нахождение общей мысли.

































































































































































Построение логической цепи рассуждений.
Самостоятельное создание способов решения проблем, построение своих суждений.














































Повторное проговаривание терминов и понятий.











































Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других
РегулятивныеУУД выделение и осознание того, что усвоено подлежит усвоению, способность к волевому усилию.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера, умение точно и полно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, планирование.
Личностные УУД: внутренняя позиция, моральный выбор исходя из социальных и личных ценностей, нравственно-эстетическая оценка.




















Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера, умение точно и полно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, планирование.
Личностные УУД: внутренняя позиция, моральный выбор исходя из социальных и личных ценностей, нравственно-эстетическая оценка.

























Личностные УУД:
Выдвижение собственных мыслей исходя из внутренней позиции, самооценка.
Регулятивные УУД: умение оформлять записи.
Познавательные УУД: синтез как составление целого из частей.































































































































































































Коммуникативные УУД:
Общение в группах, в классе, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.









Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: оценивание эмоциональных и этических чувств.































Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка.
Коммуникативные УУД:
Умение точно и полно выражать свои мысли.











15