Урок по предмету Основы православной культуры Зачем творить добро


Конспект урока по предмету Основы православной культуры
Тема: «Зачем творить добро?
Учитель: Титова Елена Николаевна
Цель урока: осмысление понятий Добра и Зла; формирование убеждения о том, что человек может справляться с грехами, а, значит бороться со Злом; создание у учащихся мотивации для совершения добрых дел, стяжания добродетелей.
Задачи урока:
Воспитывающая: развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание и понимание своей ответственности по отношению к своим поступкам.
Обучающая: формировать необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, научить учащихся объяснять связь человеческих представлений о Боге с законами добра, самостоятельно добывать знания и учиться их обобщать.
Развивающая: развивать у учащихся потребность следить за чистотой своей души.

Ключевые понятия урока:
Бог помогает человеку бороться со злом, но человек должен и сам прилагать усилия для того, чтобы творить добрые дела.
Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в православном мире.
Чтобы прийти к добру, нужно самим нести в мир добро. Каким бы добрым ни был мир вокруг нас, мы не становимся добрыми без труда и работы над собой. Это большая работа нашей души.
Комментарий к уроку:
Учащиеся накануне готовят справочный материал, а также высказывания известных людей о том, зачем нужно делать добрые дела.
В уроке активно используются притчи – в декламации, компьютерных презентациях и видеоклипах.
В случае резерва времени демонстрируется видеоклип, созданный во время проведения Рождественских чтений на песню-притчу С.Копыловой «Окно». Автор клипа - учащийся воспитанник Детского дома Денис Агафонов.
Виды деятельности: устный рассказ на тему; беседа, комментированное чтение, работа со справочной литературой, работа в парах, поисковая деятельность.
Основные термины: Добро, Зло, грех, притча.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями (раздаточный материал 2-х видов); компьютерная презентация, видеоклип.
На доске:
Кто добро творит, тому зло не вредит.
"Не приключится праведнику никакого зла" (Притч. 12,21).
Ход урока.
Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Добрый день, дорогие друзья.
Тема нашего сегодняшнего урока «Зачем творить добро?»
Начнем мы его несколько необычно. Некоторым из вас было дано задание: найти в словарях имена и понятия, которыми мы сейчас будем оперировать. Для того, чтобы нам говорить на одном языке, хотелось бы, чтоб вы озвучили результаты своих поисков. А мы прослушаем и все вместе коротко запишем самое основное в словарь.
Итак,
- Александр Мень… (курсивом: ответы заранее подготовившихся учащихся):
Алекса́ндрВлади́мировичМень (22 января 1935, Москва — 9 сентября 1990, Семхоз, Московская область) — протоиерей Русской православной церкви, богослов, проповедник, автор многих книг. Убит. Обстоятельства, мотив и виновник этого преступления остались невыясненными.
На месте гибели священника в микрорайоне Семхоз (ныне в черте города Сергиев Посад) воздвигнут храм в честь преподобного Сергия Радонежского, в котором регулярно совершается Божественная Литургия. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия ежегодно проходит научно-богословская конференция «Меневские чтения».
- Андрей Кураев…
Кураев, Андрей Вячеславович (род. 1963) — российский светский и церковный учёный, православный богослов, протодиакон Русской православной церкви.
- Николай Сербский…
Епископ Николай (серб. Епископ Николај, в миру Никола Велимирович, серб. Никола Велимировић; 23 декабря 1880 — 18 марта 1956) — епископ Сербской православной церкви, епископ Охридский и Жичский. Во время Второй мировой войны епископ подвергся репрессиям со стороны фашистов и был заключён в концентрационный лагерь Дахау. 8 мая 1945 года был освобождён американскими войсками, переехал в США. Последние дни Николая Велимировича прошли в русском монастыре святого Тихона в штате Пенсильвания, где 18 марта 1956 года он скончался. Объявлен святым на заседании Святого архиерейского собора Сербской православной церкви в мае 2003 года. Канонизирован в храме Святого Саввы в Белграде 24 мая 2003 года.
- Притча…
это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость); другими словами, небольшое повествование, содержащее поучение, мораль.
- Добро…
нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Добрый поступок.
Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят.
- Зло…
Толковый словарь Ожегова:
1.Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто незлопамятен).
2. Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только зло. Из двух зол выбрать меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого).
3. ед. Досада, злость. Сделать что-н. со зла. 3ло берет. Иметь (держать) з. на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол на кого-н.; разг.).
- Грех…
В русском языке слово «грех» (ст.-слав. грѣхъ) очевидно изначально по значению соответствовало понятию «ошибка» (ср. «погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом αμάρτημα (αμαρτία), означающим «промах, погрешность, провинность», либо синонимичным ему словом παράπτωμα; а иудеи — словом «хэт» (непреднамеренный грех) — «промах».
В христианской традиции особое место занимают понятия греха и покаяния. Грех для христиан — это не просто проступок или провинность, но и само желание не следовать заповеданному.
Учитель: - Спасибо всем, кто славно потрудился при подготовке к этому материалу. А теперь (для начала!) предлагаю вашему вниманию христианские православные притчи.
Притча о добрых и злых помыслах. Кого прогнать легче?
Женщина жалуется:
— Батюшка, лезут в голову злые мысли. А как с ними справиться, не знаю. Священник улыбается:
— Если к вам придут два человека — один добрый, а другой злой, кого легче прогнать?
— Доброго, — откликается женщина.
Вот и мысль добрую тоже легко спугнуть. А от злых — не отвяжешься. Приходится просить: «Господи, помоги!» И ведь уходят...
Притча о добре и зле. Какой волк победит?
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Учитель: - Как вы думаете, в чем перекликаются эти две притчи?
Ответы детей:
В том, что Бог помогает человеку бороться со злом, но человек должен и сам прилагать усилия для того, чтобы творить добрые дела.
Учитель: - Действительно, дoбpo и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга. Не чувствуя, не понимая зла, человек не может почувствовать и оценить добро. Вот какое саркастическое стихотворение опубликовал однажды Андрей Кураев в одном из выступлений в СМИ о войне на Ближнем Востоке:
«На восходе века
Взял и ниспроверг
Злого человека
Добрый человек.
Из гранатомета
Шлеп его, козла.
Стало быть, добро-то
Посильнее зла».
На вопрос, что же такое, с его точки зрения, грех, А.Кураев отвечает «Это рана, которую человек наносит своей душе».
Вот, по сути, и ответ на вопрос: зачем творить добро? Как бы вы теперь на него ответили?
Ответ учащихся: - Да чтоб не наносить душевные раны самому же себе!
Учитель: - Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость...
Притча о яблоках.
(читается в сопровождении демонстрации компьютерной презентации)
Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор выкинул, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.
Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
— Кто чем богат, тот тем и делится!
Учитель: - Иисус сказал: «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерите и вам» (Луки 6:38).
В начале урока вы произнесли имя Николая Сербского. Николай Велимирович, епископ Охридский и Жичский, собрав мудрость евангельскую, изложил ее в виде дневника, который впервые был издан в 1923 году под названием "Мысли о добре и зле". Эти размышления о сути вещей, о том, каким должно быть отношение человека к Богу, к себе самому, к ближним, к природе; о том, что все окружающее нас окутано тайной, проникнуть в которую человеческому разуму не под силу. Не зная об этой истине, люди блуждают по жизни, как по пустыне, не имея ориентиров и постоянно сбиваясь с пути.
Когда же глаза наши закроются навсегда и из мира земного мы перенесемся в мир небесный, многие тайны откроются нам, но тогда уже будет поздно. Потому владыка Николай, будучи тонким знатоком человеческой души и евангельской истины, постарался собрать в одной книге и предложить нам для нашего спасения эти ориентиры на пути к Богу. Все, что написано владыкой Николаем, написано по вдохновению Духа Святаго, каждая мысль представляет собой духовное сокровище. Мысли эти должно запоминать, "слагать в сердце своем" и следовать им каждый день - только так они смогут послужить нашему спасению.
Предлагаю прочитать отрывок из этой книги по цепочке (раздаточный материал). Начали!
Мысли о добре и зле. Святитель Николай Сербский.
Очищение от зла.
Изо всех сил старайся очищать себя от зла к людям. Ибо, накапливая в себе зло к людям, накапливаешь яд, который рано или поздно убьет в тебе человека.
Изо всех сил расти в себе добро к людям. Посильней сдави сухой ствол своей души и всегда сможешь выдавить, словно капли воды, добро, оправдание для прощения врагов, а значит, одержишь над ними духовную победу - победу добром.
Не позволяй солнцу быть благороднее тебя, ибо, если оно греет и злых, и добрых, почему ты не можешь согревать добром и добрых, и злых?
Не позволяй воде быть полезнее тебя, ибо, если она поит и чистых, и нечистых, почему бы тебе не радоваться, когда к тебе обращаются за помощью и те, и другие? Скажет ли вода быку: "Тебе дам пить", а ослу - "Тебе не дам пить"? Или и тому, и другому она дает напиться и блистает и серебрится перед мордой того и другого?
Не позволяй, чтобы земля была терпеливее тебя, когда пашет ее крестьянин или выравнивает строящий дорогу. Будь терпелив, как она, ибо тебе предназначена великая награда.
Не позволяй, чтобы небосвод сиял ярче, чем твоя душа. Ибо в тебе Тот, Кто возвел небосвод и Кто может низвергнуть его. Так-то, брат мой, ты - сын, а небосвод - творение!
Учитель: - Хотелось бы, чтоб слова эти запали вам в душу, ребята. Как вы считаете, что важнее – бороться со злом или совершать добрые дела? Как сделать мир добрее?
Сегодня ответы на многие вопросы нам дают притчи. Я хочу познакомить вас с притчами Светланы Копыловой. Их много, они позволяют нам переосмыслить многие наши поступки, стремиться к добру.
Копыло́ва, Светла́наВади́мовна (род. 22 февраля 1964 года в Иркутске) — исполнительница авторской православной песни, киноактриса, автор стихов, лауреат международных и региональных фестивалей, член Союза кинематографистов России.
Давайте посмотрим видеосюжет на притчу Светланы Копыловой «Брошенный камень».
Притча «Брошенный камень» (видеопрезентация).
Была у молодого человека
Заветная и давняя мечта.
Он с нею засыпал, смыкая веки,
И просыпался с нею он всегда:
Мечтал он накопить побольше денег
И новенький купить автомобиль.
И вот однажды он, на самом деле,
Заветную мечту осуществил.
Автомобиль, блестящий и красивый,
Бесшумно по дороге проезжал,
Как вдруг рукой мальчишеской ретивой
В машину камень брошенный попал.
Водитель видел этих негодяев,
Они ему махали перед тем…
И, сдав назад, он вдруг услышал: «Дядя!
Простите, дядя! Я скажу, зачем!
Мой брат упал, он в инвалидном кресле.
Кювет глубок и не хватает сил.
А Вы, как все, проехали бы, если
Я камнем Вам в капот не запустил…»
Водитель растерялся: «Вы давно тут?»
«Мы выбраться не можем три часа!
А брат мой повредил серьезно ногу,
К тому же надвигается гроза!»
Он подошел к кювету и увидел,
И сердце сжалось, словно дало сбой:
В больших глазах мальчишки-инвалида
Таилась немальчишеская боль!
И вызволив ребенка в одночасье,
На мысли вдруг такой себя поймал,
Что, как сейчас, он не был даже счастлив,
Когда свою машину покупал!
Была у молодого человека
Заветная и давняя мечта.
Он с нею засыпал, смыкая веки,
И просыпался с нею он всегда.
Но вмятину не стал чинить он, чтобы
Урок с мальчишкой не был им забыт:
Что если ты не хочешь слышать шепот –
В тебя однажды камень полетит…
Как часто мы отмахиваемся от того, что нам мешает, и не замечаем того, чего не хотим замечать. Может быть, если мы будем хотя бы чуть-чуть внимательнее друг к другу, чуть-чуть менее равнодушны, нам не придется чувствовать удар камня, и все будут немножко счастливее.
Твори добро –
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой
униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь – действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.
III. Работа в парах.
Учитель: - А сейчас мы с вами поработаем в парах: вы имеете право знать, как отвечал на вопросы о добре и зле русский проповедник, богослов, чрезвычайно уважаемый в нашей стране человек – отец Александр Мень. Один из вашей пары будет задавать вопрос, другой – отвечать на него словами о.Александра.
(раздаточный материал)
А. МЕНЬ: Для того чтобы творить, необязательно создавать картины, симфонии или скульптуры. Каждый человек творит свою душу, каждый созидает свою личность. Но созидает ее не в пустом пространстве, а в соотношении с другими «Я» и с вечным «Я» божественным.
Библия исходит из идеи о параллельном нарастании двух противостоящих сил: добра и зла. Из постоянной борьбы между ними. И человек в этой борьбе не может быть пассивным наблюдателем: он призван участвовать в ней. И он сам выбирает, на какую сторону встать.
Надо ли бороться с темными силами, защищаться или отойти в унижении и оскорблении?
Надо бороться! Если им поддаться, то это и будет как раз унижение и оскорбление.
Что такое грехопадение?
Я думаю, что это не есть плотский грех Адама. Грехопадение — это стремление человека поставить свою волю выше воли Творца. И оно живет в нас. Это не просто древняя история — оно вот тут, живет в человеке!
Как относиться к носителям зла и как помочь этим людям спастись на краю гибели?
Вопрос поставлен абстрактно. Ведь у каждого человека столкновение со злом бывает разное. Первое зло, о котором мы можем говорить, — внутри нас. В нас рождаются ревность, зависть, недоброжелательство, раздражительность, гнев — все это в нас живет. И когда мы поднимаемся над этим, мы исполняем завет апостола Павла, говорившего: «Не будь побежден злом, а побеждай зло добром». Это трудный, конечно, способ, потому что твое добро должно быть таким сильным, чтобы оно сломило это зло.
Нужно ли бороться со злом?
Это очень важная дилемма. Творение осуществляется сейчас. Бог действует среди нас сейчас. Бог действует в природе каждую секунду, и Его творческая сила все время противостоит силам зла и разрушения. И мы — Его союзники, соработники. Я думаю, что если лишить человека возможности этого противостояния, этой борьбы, то его участие в Творении кончится. Человек призван быть активным. Каждый на своем уровне, по своим возможностям и способностям, но внутренне он должен быть активным. Эта борьба не есть нечто разовое, а это наше дыхание, наше существование, наша жизнь.
Как христианин должен бороться со злом?
Начиная с самого себя.
IV. Проверка домашнего задания.
На дом вам было задано подготовить высказывания известных людей о том, зачем нужно делать добрые дела. Вам слово, желающие!
Варианты ответов:
1.Большая мудрость заключена в известных словах Стефана Грелье: «Я прохожу через этот мир лишь раз. Поэтому все добро, которое могу сделать, и всю нежность, которую могу проявить по отношению к любому человеческому существу, я должен подарить именно сейчас. Не могу ничего откладывать на потом, или чем-то пренебрегать, ибо я не приду во второй раз».
2.Каждый день представляет нам тысячи чудесных возможностей сделать жизнь свою и других людей легче и светлее, но они уходят, будто вода сквозь пальцы. И не только сильные мира сего, политики, богачи виновны в таком пренебрежении. Чаще всего обычные люди, такие, как ты и я, мужья и жены, братья и сестры, родители, дети, соседи – являются теми, кто не обращает внимания на мелкие свидетельства доброжелательности, доказательства того, что есть кто-то, кто заботится о них. Часто такие возможности не используются, потому что они кажутся нам слишком незначительными в сравнении с тем, что планируем в будущем сделать.
Таким образом, мы забываем о мелочах, пока дело доходит до того, что теряем вообще любую возможность сделать что-то доброе. Один опытный преподаватель высшей школы сказал: «Когда я был студентом университета, имел друга, который оказывал большое влияние на мою жизнь. Это был человек порядочный, достойный доверия, умный, доброжелательный; в общем, я хотел быть похожим на него. До сих пор я каждый день благодарю Бога за те добрые черты характера, которые он во мне развил, и сейчас я часто рассказываю студентам о том, как много он значил для меня. Но ему об этом я никогда не говорил. Жаль, что теперь я уже не могу этого сделать, – он умер».
3.В ежедневных отношениях с людьми помните: никто не есть само совершенство. Каждый из нас имеет как непривлекательные черты характера, так и добрые, положительные. Если ищем доброе в других, мы не только укрепляем уже существующее в них добро, но и то, которое заложено в нас самих.
4.Кто-то подсчитал: чтобы сделать недовольную мину, нужно задействовать как минимум 72 мышцы лица, и только 14 – чтобы улыбнуться. Независимо от того, какое значение имеют для нас наши таланты, каждый из нас обладает значительным капиталом, причем в большинстве случаев его можно было бы использовать более эффективно. Ниже представлены несколько афоризмов относительно улыбки:
Ничего не стоит, а достичь ею можно так много!
Улыбка обогащает тех, кто ее получает, но не обедняет тех, кто ее дарит.
Улыбка длится мгновение, но память о ней сохраняется вечно.
Никто не может сказать о себе, что он настолько богат, что может обойтись без улыбки, и настолько беден, чтобы не стать богаче благодаря ей.
Улыбка приносит счастье в дом, удачу в делах и собирает друзей.
Однако, улыбку нельзя купить, взять в долг, выпросить или украсть, потому что ни для кого она не станет земным благословением, пока не будет подарена.
Улыбка – отдых для уставших, свет для разочарованных, лучшее лекарство от переживаний.
Если случится так, что кто-то слишком измучен, чтобы одарить нас своей улыбкой, то почему бы нам не подарить ему свою!
Никто так сильно не нуждается в улыбке, как тот, кто ничего не может
подарить.
V. Рефлексия:
Учитель: - Мы поговорили с вами сегодня о добре и зле, о грехах и роли самого человека в обустройстве собственной жизни, о необходимости заботиться о чистоте своей собственной души.
Итак, чтобы прийти к добру, самим нужно нести в мир добро. Каким бы добрым ни был мир вокруг нас, мы не становимся добрыми без труда и работы над собой. Это большая работа нашей души.
Вспомните наши общие добрые дела в школе.
Учащиеся называют: акции «Создадим красоту своими руками!», «Спешите делать добро!», «Каждый имеет право помощи», работа по благоустройству территории Храма священномученика Сергия, акция «Школьный двор» и другие.
Учитель: - У Геннадия Иванова есть замечательное стихотворение, которое прекрасно подходит к нашему сегодняшнему уроку:
Бог на земле – не только в небесах:
В густой траве и в луговой гвоздике,
В струях воды и в лиственных лесах,
В тропинке нежной и в девичьем лике…
У многих в душах Божья благодать.
Здесь, на земле, Он ходит между нами:
Идти за Ним или Его предать –
Должны решать мы ежедневно сами.
VI. Домашнее задание.
Домашнее задание: подготовить рисунки о добре и зле на песни-притчи С.Копыловой.