Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.


Тема: Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Ход урока
I.Орг. момент.
II. Актуализация знаний.
- Посмотрите на кластер. Сконструируйте задание. (Определить пророков, священные книги, священные сооружения каждой религии.) 
- Выполните в команде.
- Есть ли что-то общее в заповедях разных религий? (Не можем ответить на этот вопрос).
- Какова будет тема урока?
- Возьмите карточку с утверждениями «ДО-ПОСЛЕ».
ДО Утверждение ПОСЛЕПОСЛЕ
Заповедь- это религиозно-моральное предписание, завет. Все религии имеют одинаковые заповеди. В христианстве 8 заповедей. Заповеди были дарованы Моисею на горе Синай. Скрижали- каменные плиты с заповедями. III. Изучение нового материала.
- Какие у вас возникают ассоциации со словом ЗАПОВЕДЬ.
- Поработайте в команде.
- Посмотрим в словаре какое определение даёт Ожегов. (Заповедь- )- В учениях всех религий существует что-то общее. И это общее касается правил поведения человека. Вот как правила дорожного движения – во всем мире принято ездить так, чтобы не было аварий. Так и правила поведения – представители разных религий стараются жить так, чтобы не причинять зла ближнему. Давайте сегодня познакомимся с этими правилами поведения. Сегодня поговорим о двух религиях – иудаизме и христианстве.
- Откуда взялись заповеди? Где можно взять информацию?
- Возьмите карточки с текстом. Прочитайте первый абзац.
Оказывается, у иудеев и христиан древние правила поведения общие. Взялись они от Бога. Сам Бог передал заповеди пророку Моисею. Как это было? В Ветхом Завете есть рассказ о том, что три с лишним тысячи лет назад человек по имени Моисей вывел свой народ – еврейский народ – из египетского плена. Сбежав из плена, люди странствовали по пустынным местам в поисках той земли, где могли бы жить безопасно и свободно. И вот однажды они достигли горы, которая называлась Синай. Неподалеку от этой горы люди решили отдохнуть, устроились на стоянку. И вдруг сошел Господь на гору Синай и призвал Моисея к себе.
- Встаньте. Образуйте внутренний и внешний круги.
Отсчитайте столько шагов сколько видов икон в христианстве? (3).
1. Откуда вывел Моисей свой народ? (из египетского плена)
 Отсчитайте столько шагов сколько основных религий. (4)
Какой горы достиг еврейский народ? (Синай)
- Прочитайте второй абзац.
О чем же они говорили – Бог и человек? О самом главном – как человеку в этом мире жить без зла, чтобы жизнь была долгой и счастливой и чтобы потом в ад не попасть. И Бог ответил на этот вопрос очень подробно. А чтобы Моисей ничего не забыл, и чтобы народ в правдивости слов Моисея был убежден – Сам Бог на каменных плитах начертал правила жизни. Эти правила называются «заповеди». А каменные плиты с заповедями называются «скрижали». На плитах написаны 10 заповедей. Первые 4 – о том, как человек должен относиться к Богу. Остальные 6 – о том, как человек должен относиться к людям.
- Заполните колонку «ПОСЛЕ».
- Обсудите в паре, какие утверждения являются истинными. Первыми начинают участники А.
- Возьмите карточку с таблицей, прочитайте на с. 69 рубрику «Для любознательных» и попробуйте записать заповеди.
Заповеди
1-4 5 6 7 8 9 10 - Христиане и иудеи говорят, что каждая заповедь — это указатель, «дорожный» знак. Знак подсказывает, как избежать катастрофы.
- О чём говорится в 5-ой заповеди? «Почитать отца и мать».
- Как вы понимаете в этой заповеди слово «почитать»? (уважать, относиться с благодарностью, не грубить…) Скажете: «да ладно, знаем, скучно». А давайте представим на одну минуту, что наши родители исчезли... Придёшь из школы, а дома не ждут. Обед никто не сварил. Откуда без родителей взять денег на продукты и тетради? На игрушки и одежду? Кто мне поможет, кто защитит? Жизнь так устроена, что сперва родители помогают ребёнку, пока он растёт, а потом дети помогают родителям, когда они состарятся. Потом твои дети отнесутся к тебе так же, как ты относился к своим родителям.
- Уважение старших - это не просто вежливые слова. Это мудрость.
- Поработав в паре, вам необходимо выбрать одну из заповедей и попробовать объяснить её необходимость и значимость.
- Вот хотя и кратко, но мы познакомились с заповедями, которые Бог передал пророку Моисею. К сожалению, заповеди людьми нарушаются очень часто.
- Послушайте рассказ «Волшебные очки» и подумайте, какую заповедь нарушил герой рассказа.  
Давно, очень давно жил на свете некоторый человек; он желал иметь очки с такими стеклами, через которые можно видеть сердца людей, узнавать их мысли, желания, а также, кто из них добр, кто зол, и получил их. Только, раз надев их, он уже не мог их снять. Что же случилось?.. Сердца людей со всеми помышлениями открылись перед ним, но видел он больше дурного, чем хорошего. Он проникал своими стеклами в сердца самых испытанных, самых любимых друзей своих - и везде находил недостатки. Это навело на него большую грусть, и он стал обращаться с ними холодно, недоверчиво; те сначала удивлялись, огорчались, не зная, чему приписать такую перемену, наконец, оставили его одного.
Одиночество тяготило несчастного; но он не хотел глядеть другими глазами на людей, которые все ему казались хуже его самого, и в своей грусти стал просить себе у Бога смерти. Вместо смерти явился к нему ангел с кротким приветливым лицом и голубыми глазами. "Я — любовь, — сказал неясный вестник, — я пришел помочь тебе и рассеять твое заблуждение.
[Здесь прерывается чтение и задаётся вопрос детям].
Ты ищешь в других совершенства. Но может ли найти его тот, кто сам исполнен недостатков? Рассмотри сначала твое собственное сердце и потом осуждай ближних, если посмеешь!” При этих словах ангел коснулся чудесных очков, и пред тем человеком открылось его собственное сердце, которое было гораздо хуже сердец его ближних... "Боже, какой я грешник! Прости меня”, — воскликнул он, и очки упали к ногам
"Люби ближнего, как самого себя, — сказал ангел, — такова заповедь Господа. Старайся прощать другим их недостатки, — и ты будешь, счастлив на земле и прощен на том свете”. Человек исполнил повеление ангела, и весь мир, все люди, стали казаться ему лучше и добрее, потому что он помнил то, что рассмотрел в своем сердце, и теперь, глядя на других, старался отыскивать в них только хорошие стороны и через это сам делался лучше и счастливее.
- Встаньте. Образуйте пару и ответьте на вопросы.
- Послушайте притчу и найдите заповедь, отражающую главный смысл.
1. «Один человек пришёл к старцу и сказал:
-Отче, родители мои всё плачутся, да бормочут, жить спокойно не дают. Видно от старости у них ум за разум зашёл. Не могу я больше этого выносить! Не отправить ли их в благоугодное заведение?
-Понимаю трудно тебе- покачал головой старец – но подумай когда ты был в люльке, ведь тоже небось день и ночь хныкал, да и большим умом не отличался. А отец с матерью брали тебя на руки и ласкали нежно с любовью. Они скорее с жизнью бы расстались нежели с тобой. И чем же ты теперь хочешь им отплатить?»
2. Вспомним «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Какую заповедь всё время нарушала старуха? (не завидуй)
3. Какую нарушили ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха? (не лги, не убий, не завидуй)
- Обсудите вопрос в команде и приведите 1-2 доказательства «Нужны ли сейчас современному человеку данные заповеди?» (Мы живем в обществе, где живут люди верующие и неверующие, нужно уважать друг друга, уважительно относиться к людям разных вероисповеданий).
IV. Итог.
- Представьте, что отменены все правила дорожного движения. Что будет твориться на дорогах?
- Представьте, что исчезли заповеди. Изменится ли мир?
Домашнее задание: подбор пословиц о нравственном поведении человека.