Технологическая карта урока на тему Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира 
Технологическая карта урока 
Учитель: Овнанян К.Ю. 
Класс: 4 «б» 
Модуль: «Основы мировых религиозных культур» 
Тема урока:  Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. 
Продолжительность урока: 45 мин. 
Тип урока: комбинированный (работа в группах) 
Цель урока: Формирование понятия «Золотого правила нравственности», как одного из основных ценностей жизни человека. 
Задачи урока: 
Личностные: 
Развивать этические чувства, как результат морального поведения 
Знакомство с моральными нормами религиозных культур с ориентацией на их выполнение 
Формировать  умение давать нравственно – этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей 
Метапредметные: 
Продолжить формирование умения высказывать собственные суждения 
Учить осуществлять поиск и обработку информации 
Предметные: 
Знакомство с «Золотым правилом нравственности», понимания его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе 
Технологии: 
Технология проблемного обучения 
Игровая технология 
Модульное обучение (уметь находить нужную информацию и способность применять ее для самостоятельного  получения знаний) 
Технология проблемного обучения 
Групповая технология
Методы обучения:
Проблемно – поисковые 
Практические 
Эвристический 
Словесный
 
Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, групповая работа 
Формы организации познавательной деятельности: 
Фронтальная 
Индивидуальная 
Групповая 
Средства обучения: 
Толковый словарь С.И. Ожегова, учебник «Основы мировых религиозных культур» А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, презентация к уроку, дополнительный материал (притча С. Шепелева «Яма», притча «Должник»,  еврейская притча «Мелочь», восточная притча «Настоящий друг») Основные понятия урока: нравственность, уважение, сопереживание, бескорыстность 
Предполагаемый результат:  Учащиеся смогут сформулировать понятия «нравственность», «мораль», «бескорыстность»; практиковать навыки взаимопомощи, совершенствование коммуникативных навыков. 
№
п/п Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся Планируемые результаты
1. Организационный
момент Здравствуйте ребята, рада вас приветствовать!
Приветствие учителя Регулятивные УУД: 
Волевая саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии 
2. Мотивационный момент
Ребята, у меня в мешочке есть два яблока. Посмотрите, одно большое, красивое, румяное. Второе явно похуже, битое, червивое. Представьте, ситуацию, что эти яблоки ваши и вам необходимо одно яблоко отдать другу, или даже незнакомому человеку. Каким бы яблоком вы без сожаления поделились? А может не стали бы делиться вообще.
 Сложный выбор, правда?  Но этот выбор нам поможет сделать одно замечательное правило, о котором нам сегодня с вами предстоит узнать. 
Постановка проблемного  вопроса.
Как называется это правило?
Слушают учителя 
Высказывания учащихся Познавательные УУД: 
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
3. Работа по теме урока 1) Все религии отвечают на один общий вопрос: как мы должны относится к ближнему, в чем ценность каждого человека. Все эти слова закреплены в основных заповедях.  
Работа со словарем.
Давайте вспомним ребята, что означает слово «заповедь» 
Найдите это определение в словаре и запишите в рабочие листы. 
В русском языке существует 2 слова, которые часто употребляют, как синонимы. 
«мораль» и «нравственность» 
Нам с вами необходимо узнать значение и этих слов 
Какое слово является ключевым во всех этих определениях? 
2)  Групповая работа по учебнику 
Вы отлично справились с заданием и теперь нам с вами предстоит выяснить, о чем же говорят основные заповеди Христианства, Иудаизма, Ислама, Буддизма. 
Вам необходимо сделать короткий вывод на основе прочитанного, и представить его классу
Работа со словарем: 
«заповедь» -  правило, положение 
«мораль» - правила нравственности 
«нравственность» - правила определяющие поведение
«Правило»  
Заполнение рабочих листов. 
Обсуждение. Представление. 
Познавательные УУД: 
Создание способов решения проблем поискового характера 
Коммуникативные УУД: 
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.  
4 Создание проблемной ситуации. Проверка понимания учащимися нового материала. Работа в группах Прочитайте текст и подумайте, можно ли поступки героев назвать нравственными? Почему? 
Как должен поступать воспитанный, нравственный человек 
(доп. Материал. Притча «Яма», «Должник», «Мелочь». «Настоящий друг») Ответьте на вопросы: 
О чем эта притча?
Какое правило человеческих отношений демонстрирует притча? Учащиеся работают в группах. Выступают, отвечая на вопросы, доказывая свою точку зрения Познавательные УУД: 
Построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. 
Коммуникативные УУД: развитие умения работать в коллективе, принимать совместное решение. 
Личностные УУД: 
Нравственно – этическое оценивание: оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных ценностей. 
 
 
5 Закрепление нового материала Чему же учат все эти правила? Что их объединяет? Ответы детей Регулятивные УУД: 
Умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свои ответы. 
6 
Рефлексия
Возврат к проблемному вопросу.
Как же называется правило, о котором мы говорили весь урок? Ответ на этот вопрос мы свами найдем, собрав «Домино».
Почему же это правило названо «золотым»?
Учащиеся в группах собирают «Домино» 
Ответы учащихся: 
«золотое правило нравственности» 
Ответы учащихся: потому что оно является общим для всех 
Регулятивные УУД: 
Оценка, самооценка: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения