Конспект урока по ОПК на тему Заповеди
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа №9»
Предмет: Основы религиозной культуры и светской этики
Модуль: Основы православной культуры
Тема: « Заповеди»
4 класс
Конспект урока по учебному пособию протодьякона
Андрея Кураева «Основы православной культуры».
Учитель истории и обществознания
Квартич Елена Витальевна
1 квалификационная категория
Тема урока: « Заповеди»
Урок №11
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: Урок изучения нового материала с использованием информационно-компьютерных технологий.
Цель: Познакомить учащихся с библейскими заповедями.
Задача урока:
Познакомить учащихся с обстоятельствами, при которых были даны заповеди, со структурой и значением заповедей;
Развивать у учащихся представления о добре и зле на основе заповедей, определять причинно - следственные связи, уметь оценивать себя и свои результаты; формировать умение работать с учебником.
Воспитывать у учащихся чувства гуманного отношения друг к другу, любви, милосердия.
Оборудование:
Учебник протодьякона Андрея Кураева «Основы православной культуры», Москва, Просвещение, 2012 год.
Электронное приложение к учебному пособию протодьякона Андрея Кураева (CD)(CompactDisc)
Раздаточный материал с пословицами.
Рабочая тетрадь с печатной основой к учебнику протодьякона Андрея Кураева (в электронном виде) http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessonsРабочая тетрадь по предмету, в которой ведём православный словарик.
Персональный компьютер, проектор, экран.
Приложение:
Раздаточный материал с пословицами.
Распечатанный лист из рабочей тетради (таблица) к учебнику протодьякона Андрея Кураева
Рабочая тетрадь.
Презентация по теме: « Заповеди»
Литература:
Учебник протодьякона Андрея Кураева «Основы православной культуры», Москва, Просвещение, 2012 год.)http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons«Основы православной культуры» для начальной школы, Ростов -на- Дону, « Феникс», 2011 год.
Интернет сайт: http://svetochopk.ru/load/serii/opk_a_kuraev/rabochaja_tetrad_opk/85-1-0-916Интернет сайт: http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/11Приложение:
Пословицы.
Урок №11 из рабочей тетради учебнику протодьякона Андрея Кураева.
Презентация по теме: «Заповеди»
Ход урока
I. Организационный момент. (1 мин.)
Учитель: -Здравствуйте, ребята! Очень приятно вас видеть.
II. Повторение пройденного. (2 мин.)
Проблемный метод.
Создание условий дляактивной деятельности учащихся.
Учитель: - Ребята, на прошлом уроке мы говорили о «Совести и раскаянии».
Скажите, что значит жить в ладу со своей совестью?
(У человека есть совесть, она подсказывает, как надо правильно поступать).
III. Вступительная беседа учителя. (3 мин.)
Словесный метод
Учитель: - Совесть у всех разная. У кого-то она чуткая, у кого-то не очень. Что бы люди могли понимать, как различать добро и зло в своих поступках, Бог дал нам заповеди. Заповеди записаны в Библии.
- О чём рассказывает Библия? ( можете посмотреть в православный словарик)
- Библия - Священная книга, в которой записаны заповеди.
- Кто дал эти заповеди людям?
IV. Работа со словарём. ( 5 мин.)
Практический метод
В православный словарик запишем:
Заповеди – правила данные Богом.
V. Сообщение темы урока. (3 мин.)
Информационно – рецептивный метод.
Учащиеся получают информацию в виде рассказа учителя с использованиеминформационно- компьютерных технологи. Формируются теоретические и фактические знания, повышается внимание к изучаемым вопросам.
Слайд №3 Тема нашего урока: « Заповеди»
Работа по теме урока.
Вступительная беседа учителя.
- В Библии изложены заповеди – правила, которые Бог дал людям, чтобы они жили в мире и любви. Библейские заповеди имеют не только религиозное значение. Это, в первую очередь, законы добра и справедливости.
Рассказ о Моисее.
Слайд №4
- В Ветхом Завете описывается, что 3, 5 миллиона лет назад пророк Моисей и его народ видели, как затряслась гора Синай. Это было не обычное землетрясение. Моисей поднялся на дымящийся Синай, для того, чтобы встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней провёл Моисей на горе. Огонь его не обжигал.
Слайд №5.
- Бог сам начертал на каменных плитах (скрижалях) заповеди, которые Моисей вынес к народу. Записаны они на двух плитах. Первые четыре заповеди говорят об отношении человека к Богу, а остальные шесть – об отношении к ближнему. Десять заповедей – это вечные ценности всех людей всего мира.
Учитель: - Кого мы называем ближним?
( Наших близких)
Учитель: Все христиане произошли от одного Бога, поэтому все люди нам ближние: и знакомые и незнакомые.
VI.Работа по учебнику и заполнение таблицы. (20 мин.)
Объяснительно – иллюстративный метод и практический метод.
Активизация познавательной деятельности.
Учитель: Давайте поближе познакомимся с заповедями об отношении к ближнему.
Откроем учебник на странице на странице 40. Урок №11.
Так же будем заполнять таблицу.
Урок 11
Заповеди
Люди, любите друг друга!
Задание 1.
Заполни таблицу по образцу. (Что выделено курсивом, это пишут ученики)
заповедь от чего предостерегает заповедь как советует поступить любящее сердце
«Почитай отца твоего
и мать твою»
от неуважения к родителям и вообще к старшим слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости
«Не убий»
от зла, ненависти;убить можно и словом Прощать, любить
«Не кради» Нельзя брать чужое прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть
«Не лги»
от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека говорить правду, быть честным
«Не завидуй»
зависть – корень зла не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радостью
Слайд №6 Заповедь « Почитай отца твоего и матерь твою»
Учащиеся читают заповедь «Почитай отца твоего
и мать твою»
- О чём эта заповедь?
- Как вы можете заботиться о своих родителях?
Учитель совместно с учащимися разбирает первую строку в таблице.
Слайд №7 Заповедь « Не убивай»
Учащиеся читают заповедь «Не убий»
- Кого по Божьей заповеди можно назвать убийцей?
Заполнение таблицы начинаем с третьей колонки «Как советует поступить любящее сердце».
Потом вторую колонку.
Слайд №8 Заповедь « Не кради»
Учитель: - Раньше, в Древней Руси за воровство отрубали руку. Почему именно эта мера была наказанием?
Учитель: - Кого по Божьим заповедям можно считать убийцей?
Учащиеся заполняют таблицу с помощью учителя.
Слайд №9 Заповедь «Не прелюбодействуй»
Учитель: - Эта заповедь о сохранении семьи. Отношения в семье должны быть добрыми, уважать друг друга, любить, не обижать, не обманывать.
Слайд №10 Заповедь « Не лги»
Учитель: - Чем опасна ложь?
Учащиеся заполняют таблицу с помощью учителя.
Слайд №11 Заповедь «Не завидуй»
Учащиеся заполняют таблицу с помощью учителя.
VII. Работа с CD(CompactDisc) диском по предмету.
Просмотр отрывка из мультфильма « Сказка о рыбаке и рыбке»
урок№ 11 « Заповеди» (2 мин.)
Наглядный метод
Учащиеся просматривают отрывок из м-ф «Сказка о рыбаке и рыбке», после просмотра отвечают на вопрос.
Учитель: - Почему говорят: « Зависть – корень всех зол?»
( От зависти люди становятся злыми).
( Завистливые люди могут лишиться даже того, что у них есть)
- Заповеди регулируют отношения между людьми и связаны с верой в Бога.
VIII. Закрепление пройденного. Работа в парах.( 5 мин.)
Метод стимулирования интереса к учению. Познавательная игра.
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат пословицы, но фразы в них перепутаны. Ваша задача собрать правильно пословицу и подумать, к какой заповеди она относится.
Учащиеся собирают пословицы. По очереди зачитывают, сверяют со слайдом, называют заповедь, к которой она относится. (По желанию можно спросить, как понимают смысл той или иной пословицы).
Слайд №12
«Кто свою мать уважает, то и чужую не обидит». (« Почитай отца твоего и матерь твою»)
Слайд №13
«В семье, где нет согласия, добра не бывает». (« Не прелюбодействуй»)
«В дружной семье и в холод тепло». ( « Не прелюбодействуй»)
Слайд №13
«Не убьёшь словом, а опозоришь». (« Не убивай»)
Слайд №14
« Кто чужого желает, тот своё потеряет». ( « Не завидуй»)
Слайд №15
«Лучше по миру собирать, чем чужое брать». ( « Не кради»)
Слайд №16
«Шила в мешке - не утаишь». ( «Не лги»)
«Кто сам врёт, другим не верит». ( «Не лги»)
Учитель: Все молодцы. Эти заповеди – это основные принципы, на которых держится весь мир. Они подходят для всех времён и всех людей, независимо от возраста, национальности.
X. Усвоение изученного материала. ( 2 мин.)
Учитель: Давайте повторим и вспомним о чём говорили сегодня на уроке:
Слайд № 17
- Добавьте слова:
Заповеди существуют для того, чтобы у людей было ясное представление о
_______и ______.
Заповеди записаны _______.
Библия говорит, что заповеди дал людям _________.
Учитель: - Поступать по заповедям нужно не только к тем, кого любишь, но и ко всем остальным людям.
XII. Подведение итогов. (1мин.)
Учитель: Мне очень понравилось, как вы работали на уроке.
Отметить работу учащихся. Кто был активным, а кому надо быть внимательнее и активнее.
XIII. Домашнее задание. ( 1 мин.)
Учитель: - Ребята, расскажите родителям о заповедях, которые узнали на уроке.