Урок по ОПК Заповеди блаженства (4 класс)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13»
Предгорного муниципального района Ставропольского края

Урок по курсу ОРКСЭ модуль «Православная культура»
Заповеди блаженств
Ключевые понятия: кротость, милость, зависть, чистота сердца
Цели урока: познакомить детей со знаменитой Нагорной проповедью, заповедями блаженства, организовать обсуждение таким образом, чтобы раскрылась гуманная составляющая и привлекательность основ христианского сознания и этики.
Выявление восприятия, мотивация с использованием рубрики
СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ
1. Вам доводилось самим сердиться на себя? Всегда ли это голос совести? Иногда человек сердится на какой-то свой неумный или постыдный поступок. А, бывает, люди сердятся на себя, осуждая себя за проявленное снисхождение: мол, зачем я отдал даром? Мог бы и продать!
Вопрос: всегда ли самоосуждение – это хорошо?
2. Вам доводилось слышать выражение «чистосердечное признание»? Как вы полагаете – что такое «чистое сердце»?
Исследовательская работа с текстом
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ
Отследите в тексте толкование заповедей Господних. Выберите самую понравившуюся вам или, наоборот, самую сомнительную для воплощения вами заповедь. Прокомментируйте сказанное в тексте о заповедях и добавьте собственную аргументацию и примеры.
Чтение текста
Послетекстовая работа
Реализация опережающего задания
Подведем итоги
ПОГОВОРИМ ПО ДУШАМ
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть (дано им будет) Царствие Небесное
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Подумай почему «плачущие» счастливы и блаженны. О чем они могут плакать?
(Разумеется, это не часто встречающийся плач от обиды на кого-нибудь из-за нашего эгоизма. Это внутренний плач от понимания своих недостатков, грехов. Понимание того, что помочь преодолеть эти грехи и простить их может Господь. Это состояние душевной трезвости, не потакание себе, а способности человека критически оценить себя.
Продолжи фразу:
По-христиански плачущие – это не плаксивые люди, а ______________________________________________
Блаженны кроткие, ибо они наследуют (то есть получат во владение) землю.
Кротость – это что за качество? Ты воспринимаешь его как положительное или отрицательное?
Очень многие люди, мягко говоря, недолюбливают это качество характера. Может быть потому, что мало кто из нас умеет и хочет быть кротким. Ведь для этого нужно сдерживать себя, управлять собой. Кротость – это сила, а не слабость, как полагают некоторые. Интересно, что нежелающие быть кроткими предпочли бы видеть рядом с собой именно владеющих собою людей, способных спокойно, трезво оценить ситуацию, не впадающих в гнев и раздражение. Именно кроткие наследуют землю, это – символ Царства Небесного.Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Алчущие и жаждущие правды – это люди, просящие у Бога, как голодные (алчущие) – хлеба и жаждущие – воды, познания истинного очищения от своих грехов. Верующие знают, что только такая правда может насытить и напоить. Причастность к этому делает человека спокойным и уверенным. В православном понимании, правда и истина – Сам Иисус Христос.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Случалось ли тебе оказывать милость, иначе говоря, словом или делом помогать другим людям? У милостивых людей доброе, сострадательное сердце. Именно такие люди достойны особой милости Божией. Мы ждем жалости, добросердечия от других людей. Будем же помнить, что для них мы – другие.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (увидят).
Почему именно «чистые сердцем», близкие к Богу, душой чувствуют Бога? Что значит «чистые сердцем»? Наверное, это те люди, которые сторонятся не только дурных дел, но которые и мысли свои и желания, а значит, и душу хранят чистой. Такой человек живет в Боге и чувствует Бога в себе, а значит, видит Его. Если же человек развращен, то и мир, и все вокруг он видит искаженным, его сердце не видит Бога.
Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся.
Кто же такие миротворцы, которые истинно есть Божьи дети? Посмотрите на состав слова миротворцы. Два корня: «мир» и «твор». Миротворцы – те, что творят мир вокруг себя. Подумай, что для этого нужно. Такие люди особенно близки Богу. Так близки, как Его дети.
Блаженны изгнанные правды ради, ибо их есть им принадлежит Царство Небесное.
Случалось ли тебе страдать или быть наказанным невинно, несправедливо? Может быть, в жизни была ситуация, когда ты был прав, но твою правду не признали. Восторжествовали те, кто был не прав. Обсудите содержание этой заповеди. В ней речь идет о следовании идеалу Христа. Этот идеал может не приниматься людьми. Тогда тот, кто не отказывается от высшей правды, от идеала, может быть гоним. Но тем самым он не перестает быть правым. Вспомните гонения на христиан в XX веке. Такие люди блаженны, ибо наследуют Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.
Господь говорит: если вас будут поносить (издеваться, бранить, обвинять, клеветать), и вы это будете терпеть за веру, то таких людей ожидает самая большая награда на небесах.
Внимательно перечитай все девять заповедей блаженства. Какие заповеди близки, понятны твоей душе? Какие заповеди вызывают вопросы, даже отторжение?
Если это действительно заповеди блаженства, то составляющими счастья являются:
нищета духа,
плач (скорбь) о своих грехах,
кротость,
искание Божией правды,
милостливость,
чистота сердца, позволяющая стать ближе к Богу,
миротворчество, то есть способность сохранять мир в себе и вокруг себя,
смиренное терпение поношений и гонений.
Кто способен так воспринимать счастье?
Ответ может быть только такой – тот, кто любит Бога; для кого Христос – идеал; кто способен понять смысл Его крестной жертвы.
Попробуем сопоставить известные нам заповеди Моисея (Моисеевы скрижали) с заповедями блаженства, которые высказал Христос.
Заповеди Моисея Заповеди блаженства
Чти отца твоего и матерь твою, и блажен и долголетен будешь на земле.
Не убий!
Не укради!
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Блаженны нищие духом, ибо их есть (дано им будет) Царствие Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Выводы-обобщения:
Отношения между людьми оказываются теснейшим образом связаны с верой в Бога. И отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь высшим, непререкаемым законом. Христос призывает исполнять заповеди, но считает, что одного исполнения мало. Только любовь единственный ответ Бога человеку. Главное в поведении человека: непричинение зла другому: сострадание, милосердие. Христос призывает к расширению любви. Здесь нет никаких новых догматов, нет приказа – но Любовь (терпение, кротость, милосердие…) Он ставит выше Закона.
Рассмотрим это, преобразовав:
Человек Бог Человек
(заповеди Бога, данные через Моисея)
Человек Христос Человек
(заповеди блаженства- Нагорная проповедь)Зададим при выстраивании схемы вопросы:
– Как строятся отношения человека с Богом в Ветхом Завете? (Отношения на основаниях обязательности, приказа доброго Отца своим детям-людям. Но именно приказа. Вот почему еще Моисеевы заповеди называют Законом). – Поищите слово, которое можно поставить рядом с именем Христа, чтобы стало понятно на каких основаниях строятся теперь отношения людей ( Любовь!).
Тогда нашу схему можно представить так:
Человек Бог Человек
Закон
(заповеди Бога, данные через Моисея)
Человек Христос Человек
Любовь
(заповеди блаженства- Нагорная проповедь) Подумайте, насколько высказывание святителя Игнатия Брянчанинова соотносится с нашей темой: «По образцам порока портится человек, по образцам добродетели исправляется». (Предисловие к повести «Иосиф») Заповеди Господни могут служить возрастанию в добродетели?
ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ
К следующему уроку создай копилку доводов, с помощью которых можно убедить людей творить добро и жить по совести. Для этого можно заглянуть в учебник к одноклассникам, изучающим основы светской этики. Также можно подумать над словами немецкого поэта Эриха Фрида: «Кто думает, что любовь к врагам непрактична, тот не просчитал практические последствия ненависти к врагам».