Развитие речевой коммуникации при планировании предстоящей работы на уроках столярного дела
Доклад.
Методическая конференция.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Чёрмозская коррекционная школа-интернат».
Развитие речевой коммуникации при планировании предстоящей работы на уроках столярного дела.
2016г
Учитель профессионально-трудового обучения ГречухинС.Н.
Уважаемые коллеги, я расскажу Вам , как я пытаюсь развивать речь учащихся и их мыслительную деятельность на своих уроках труда. Все мы понимаем, что ученики нашей школы испытывают затруднения как в мыслительной деятельности, так и в речевом общении.
Поэтому свою основную задачу вижу в активизации мыслительных процессов, в умении научить логически мыслить, сопоставлять, сравнивать, обобщать.
Основа всех коммуникативных навыков- речевое развитие. Речь позволяет мыслить определёнными категориями, делать умозаключения, выводы, необходимые в работе. Сама трудовая деятельность не увеличивает речевое развитие, но является необходимым условием, которое позволяет активизировать работу, направленную на его улучшение. Дефекты речи затрудняют развитие мышления, а недостатки мышления мешают усвоению слов, затрудняют понимание обращённой к ученику речи. Успешность практической деятельности школьников на уроках труда зависит от их способности усваивать предметные образцы изделий, планировать и контролировать свою работу.
Развивать речь учащихся на уроках трудового обучения позволяют следующие приёмы: слайд3.
. Анализ образца изделия.
. Планирование предстоящей работы.
. Сравнение изготовляемого изделия с образцом.
. Использование инструкций.
. Побуждение учащихся к самостоятельному высказыванию о проделанной работе.
. Взаимная проверка работ.
. Обсуждение готовой работы и приёмов её изготовления.
. Ведение словарей.
. Применение дидактических, наглядных средств обучения…..
И другие.
Я сегодня хотел бы остановиться на одном из них. Это планирование предстоящей работы. Знакомство с мастерской, с профессией столяра, с материалом, с которым работает столяр, с названием инструментов и столярных операций- всё это, несомненно, расширяет кругозор учащихся и обогащает их словарный запас. А такие приёмы работы, как
1 Анализ образца изделия
2 Составление плана работы-
Помогают развивать внимание и выстраивать логическое мышление. Каждому ребёнку не терпится знать, что он сегодня будет делать на уроке, из чего, как и чем он будет изготовлять изделие своими руками. Вот эти простые вопросы учеников и легли в основу плана, с которым мы работаем уже много лет почти на каждом уроке. Слайд 4.
Рассматривая первый вопрос плана, ребята знают, что сначала нужно изучить чертёж, а так как каждое действие и каждое слово должно быть понятно ребёнку, значит, нужно дать определение чертежа. Слайд 5.
Чертёж- это графическое выполнение детали на плоскости, выполненное с помощью чертёжных инструментов , с проставлением действительных размеров.
Затем по определённому алгоритму учащиеся читают ,что можно узнать из чертежа: слайд 6.
1Название деталей.
2Форму деталей.
3Размеры деталей.
4Способы соединения.
5Шероховатость поверхности, а через неё способы обработки поверхности.
Изучив чертёж, будущие столяра определяют, где и как будет работать данное изделие, и составляют техническую характеристику, это снова заучивание определения: слайд 7.
Техническая характеристика – это те требования, которые предъявляются к изготовляемому изделию.
Требования могут быть абсолютно разные, учащиеся называют их и записывают на доске или в тетради. Слайд8
Пример: изделие- « Указка» должна быть: Требования: Анализ: Материал: 1.Крепкая (крепкая, твёрдая, прочная) Берёза.
2. Красивая. (хорошо окрашиваться, можно украсить резьбой)
3.Гладкая. (хорошо шлифуется).
А уже после того, как проведут анализ этих требований, выбирают материал по его свойствам, которые отвечают этим требованиям. Свойства древесины, по которым можно определить ту или иную породу, они тоже учат наизусть и определяют породу древесины по схеме: слайд 9.
Пример -древесина сосны.
1. Вес - Тяжелый (лёгкий)
2.Цвет. - Жёлтый с красноватым оттенком.
3.Запах. - Остроскипидарный.
4.Плотность- У хвойных пород не определяется (твердая или мягкая).
5.Текстура – выражена хорошо (нормально, слабо)
Так мы отвечаем на второй вопрос плана. Третий вопрос самый сложный, самый объёмный - это КАК ДЕЛАТЬ? Тут нужно дать определение технологической карты. Слайд 10.
Технологическая карта- это перечень столярных операций от начала изготовления изделия до окончания работы.
И определение столярной операции
Это работа, выполненная одним инструментом за единицу времени. Слайд11.
Все эти определения учащиеся учат наизусть. Каждый из них должен уметь назвать каждую операцию отдельно и в определённой последовательности.
Пример:
1Оторцовка.
2.Разметка.
3.Опиливание по длине.
4. Строгание до дополнительной разметки и т.д. И это требует от учеников умения строить логическую цепочку изготовления изделия.
Четвёртый вопрос учит ребят умению соотносить, какой инструмент нужно выбрать под ту или иную столярную операцию. А это проговаривание и столярных инструментов, и столярных операций ,то есть обогащение своего словарного запаса столярными терминами. Слайд12.
Пример:
Столярная операция: Разметочный инстр. Рабочий инстр.
1.Оторцовка. Карандаш, ст.угольник. Ножовка.
Работа по составлению плана, конечно, большая , и она не выполняется на одном уроке. Её можно разделить на две или даже на три части, но ЭТО очень нужная работа, потому что заставляет учеников учиться мыслить, говорить, обобщать и сопоставлять. Одним словом - Развиваться. Слайд13.