Статья. Формирование УУД на уроках второго иностранного языка


Неверова Евгения Андреевна
МАОУ гимназия № 2
Новороссийск, Краснодарский край
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД на уроках второго иностранного языка
Принципиальным отличием нового федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) от прежнего является итоговая оценка, представляющая собой совокупность предметных и метапредметных результатов. Если первые – это хорошо знакомые каждому учителю итоги образовательной деятельности учащегося, то последние – это продукт, совершенно новый для педагога. Учитель должен не только понять суть этих результатов, но и видеть пути их достижения каждым учеником, обладать системой и инструментами их измерения.
Сегодня множество издательств предлагают целые серии учебно-методических комплектов, отвечающих требованиям современных стандартов. Они включают в себя не только учебники, методические и дидактические материалы, но и уже разработанные авторами контрольно-измерительные материалы как для предметных, так и для метапредметных результатов. Однако с «приходом» ФГОС основного общего образования обнаруживается проблема предметов, входящих в ту часть учебного плана образовательного учреждения, которая формируется им самостоятельно. В нее входят предметы, преподаванием которых одна школа принципиально отличается от другой. Трудность заключается в том, что для этих предметов может отсутствовать не только разработанная система измерения результатов или методические материалы, но и сами учебники.
Мы рассмотрим ситуацию со вторым иностранным языком, которая сложилась в нашей практике. В гимназии с 5-ого класса начинается обучение второму иностранному языку. В перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, имеется только один УМК по изучению французского как второго иностранного языка – УМК «Синяя птица» Э.М. Береговской, Т.В. Белосельской.
Принципиальное отличие нового издания, вышедшего под грифом ФГОС, от предыдущего – наличие рубрики «Projet» в 5-м классе и «Double projet» в шестом. Безусловно, именно она выступает инструментом для измерения метапредметных результатов, которые предполагает достичь данный УМК.
Практика показала, что даже несмотря на то, что в учебном комплексе имеются все ресурсы для освоения данного курса, учитель всё же сталкивается с определенными трудностями. Прежде всего это касается выполнения учениками проектов. Первые три проекта, предложенные авторами для пятиклассников, не представляются им сложными в исполнении:
создать семейный альбом с подписями и краткими рассказами о каждом члене семьи;
приготовить с мамой пирог по рецепту, написанному в учебнике на французском языке, рассказать о другом рецепте;
сфотографировать/нарисовать животное и рассказать о нем. [1; 132]
Перечисленные проекты очень похожи на то, что раньше называлось топиками или темами. Только сейчас они «оживлены» с помощью системно-деятельностного подхода, будто «встроены» в повседневную жизнь. Ученики с удовольствием демонстрируют свои рисунки и фотографии с помощью документ-камеры, выводя изображение на интерактивную доску, что делает процесс рассказа еще увлекательнее.
Однако есть учащиеся, которые испытывают трудности в процессе подготовки двух оставшихся проектов:
рассказ о родном городе, его географии, культуре и истории;
создание карты Франции с использованием различных информационных материалов.
Причин этому может быть несколько:
1. Нерациональное распределение времени для работы над проектом, вследствие чего неполное его осуществление.
Причина - несформированные регулятивные универсальные учебные действия (далее - УУД):
• планирование пути достижения целей;
• установка целевых приоритетов;
• умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им; и т.д. [3; 24-25]
В книге для учителя к УМК для 5-ого класса описан алгоритм работы с проектом: проект находится в конце соответствующих разделов, но «необходимо знакомить учащихся уже на первом уроке»; «учитель дает задание на каждый этап и проверяет его выполнение». [1; 133-134] Если следовать рекомендациям, то ошибки со стороны учителя исключены. Поговорив с учеником, вовремя не подготовившим задание или не сделавшим его вообще, можно выяснить, на каком этапе он ошибся, распределяя время работы над ним. Если в будущем это повторяется, то необходимо индивидуально обсуждать каждый этап с учеником, объясняя ему, какой объем работы ему предстоит сделать и сколько примерно времени ему потребуется на его выполнение.
Возможно, это не самая распространенная проблема среди учеников, но единичные случаи существуют. И если упустить их на раннем этапе, то к концу 9-ого класса ребенку будет сложно самостоятельно справиться с работой над итоговым проектом.
2. Разногласия между членами команды (если проект групповой), неумение найти компромисс.
Данная ситуация напрямую зависит от уровня сформированности коммуникативных УУД:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; и т.д. [3; 25]
На наш взгляд, важным моментом здесь является то, насколько хорошо учитель знает каждого члена группы, правильно ли он распределил учеников по командам, нет ли в группе одноклассников с проблемами в личном общении и прочее. Если же учитель учел все нюансы, то необходимо выяснить, позиции каждого учащегося команды, подключить к обсуждению членов других групп, в особенности учеников, которые обладают более глубокими предметными знаниями по данному вопросу.
3. При обсуждении проекта ученик занимает пассивную позицию, не высказывает своего мнения.
Причина – несформированные коммуникативные УУД:
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; и т.д. [3; 26]
При возникновении подобной ситуации впервые появляется потребность в наблюдении за учащимся, поскольку отчужденность может возникнуть в силу физиологических (болезнь) или психологических причин. В случае, если последние исключены, в фокусе оказываются коммуникативные УУД. Аргументация того или иного факта, являющегося основой мнения ребенка, должна быть основана на достоверных предметных знаниях. Только в этом случае у позиции учащегося прислушаются его сверстники. Необходимо также обратить внимание на то, насколько богатым является набор фраз, позволяющий вести полемику. Возможно составление тематического словарика или тезауруса.
4. Ученик не нашел нужного материала либо информации настолько много, что сложно выбрать достоверную.
В современном обществе эта проблема очень распространена. Причиной является несформированность познавательных УУД:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; и т.д. [3; 27]
Не «заблудиться» в информационной паутине ученику обязан помочь учитель. В наше время многие используют интернет как основной источник информации, забывая о телевидении, радио и книгах. Даже если это так, то ученику нужно подсказать, каким источникам можно доверять, а на каких информация является непроверенной. Необходимо научить анализу собранной в различных источниках информации для того, чтобы учащихся смог сложить свое собственное мнение на тот или иной факт, свободно пользовался ссылками на первоисточники.
5. Нарушение логики изложения материала, неумение классифицировать и т.д.
Проявление несформированных познавательных УУД может привести к непониманию со стороны одноклассников и учителя:
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; и т.д. [3; 27]
В УМК часто можно встретить упражнения, направленные на развитие перечисленных УУД. Возможна разработка ряда дополнительных предметных упражнений, в задания к которым входят задачи формирования этих УУД.
Подводя итог, необходимо отметить важную роль исследовательской деятельности учителя, направленной на изучение трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся при работе над проектом, анализ причин и поиск путей решения проблемы.
Библиография
Береговская Э.М. Французский язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей для общеобразоват. организаций. – М.:Просвещение, 2013. – 224 с.
Береговская Э.М. Французский язык. Второй иностранный язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – М.:Просвещение , 2013. - 108 с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с.