Игровая деятельность на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста.
Тема опыта: Игровая деятельность на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста.
...в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества .
Ф.Шиллер
Актуальность
В зоне особого внимания оказалось обучение иностранным языкам в начальной школе, которое позволяет в благоприятные для речевого развития сроки сформировать интерес учащихся к изучению иностранных языков, развивать мышление, воображение, память. На раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым. В младшем школьном возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Важно учитывать психологические особенности детей этого возраста. Вы помните стихи и песни, выученные в детстве? Неважно, на каком они были языке, родном или иностранном, стоит вспомнить одну строчку – и все стихотворение сразу же всплывает в памяти. Это происходит потому, что у ребенка прекрасно развита долговременная память. Все, что он учил, надолго запоминается. Но хуже развита оперативная память. Проходит время, прежде чем ребенок научится по первому требованию извлекать информацию из памяти, прежде чем от узнавания единиц языка перейдет к их осмысленному употреблению. При этом следует использовать преимущества детской памяти, например, прочность запоминания. Ребенок способен запоминать языковой материал целыми блоками, как бы «впечатывать» его в память. Но это происходит только в том случае, когда у него создается соответствующая установка и ему очень важно запомнить тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Следовательно, выбранную тему по самообразованию считаю особенно актуальной.
Цель моей работы: Формировать познавательную активность учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка посредством игровой деятельности.
Для достижения этой цели необходимо реализовать следующие задачи:
создать психологическую готовность учащихся к речевому общению;
обеспечить естественную необходимость многократного повторения ими языкового материала;
тренировать учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи ;
создать копилку эффективных игровых упражнений и апробировать их на уроках.
Методологическая основа опыта
В основу моего опыта были положены идеи:
Е.И. Негневицкой, являющейся родоначальницей обучения младших школьников английскому языку, которая обосновала положение о том, что обучает вовсе не всякая, а специально разработанная игра, ориентированная на решение определенных психологических задач. Игровая мотивация в младшем школьном возрасте оказывает большое влияние на ход учебного процесса, и ее использование позволяет сделать коммуникативно-ценными практически любые языковые единицы. Только такая игра может стать основой иноязычной речи.
И.А. Зимней, профессора, ДПН, которая утверждает, что игра со сказочными персонажами, которые говорят только на иностранном языке (Приложение 1), является психологическим оправданием для перехода на новый язык в условиях, когда все задачи общения могут быть решены на родном языке и нет нужды в иностранном. Игровая ситуация позволяет обеспечить создание естественных мотивов всех речевых действий учащихся (Приложение 2), сделать осмысленными и интересными даже самые элементарные высказывания.
Е.И. Пассова, лингвиста, профессора, ДПН, создателя Липецкой методической школы, утверждающего, что игра – это лишь оболочка, форма, содержанием которой должно быть учение, овладение видами речевой деятельности.
Описание педагогического опыта
Применение в учебном процессе игровых упражнений стимулирует развитие всех сфер личности учащихся – потребностно-мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностный, морально-нравственной . Особенностью игрового метода является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильственности заданий – все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязнь ошибок и благотворно сказывается на результатах обучения.
На моих уроках с использованием игровых ситуаций воплощается идея системной интеграции. Для реализации этого подхода мною используются приемы интеграции то есть соединение речи и: а) наглядных средств; б) пантомимы; в) музыки; г) положительных эмоций.
При подготовке к урокам руководствуюсь следующими требованиями к игре:
Необходимо точно знать, какой именно навык тренируется в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему научился в результате ее.
Игра должна поставить ребенка перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы даже крошечного.
Осознание детьми правил, соблюдая которые, можно достичь желаемый результат. Необязательно давать детям правила речевой игры в строгих формулировках, достаточно образца речи педагога. Но важно подчеркнуть, что это образец для творческого, а не механического подражания.
Возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребенком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме игры.
Наличие воображаемой ситуации, воображаемого плана, в котором будут действовать дети. В игре ребенок может использовать игровые предметы (символы).
Обязательное осознание детьми игрового результата. Для того чтобы детям помочь оценить правильность высказываний, правила игры должны продумываться так, чтобы ошибка в речевом действии приводила к проигрышу в игре.
Для формирования познавательной активности учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка я использую следующие виды игр:
Игры
Цели
Фонетические
тренировать учащихся в произношении английских звуков; научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения; разучивать стихотворения с целью их воспроизведения по ролям (Приложение 3)
Орфографические
упражняться в написании слов (часть игр расчитана на тренировку памяти, другие основаны на некоторых закономерностях в правописании английских слов)
Лексические
тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; активизировать речемыслительную деятельность учащихся; развивать речевую реакцию учащихся; познакомить их с сочетаемостью слов
Грамматические
научить учащихся употреблять речевые образцы, содержащие определенные грамматические трудности; создавать естественную ситуацию для употребления данного образца; развивать речевую творческую активность учащихся
Сюжетно-ролевые
научить учащихся понимать смысл однократного высказывания, выделять главное в потоке информации; развивать речевую реакцию в процессе коммуникации; научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности
Примеры игр ( Приложение 4)
Рассматривая место и время проведения игры в структуре урока, можно сделать вывод , что игры могут использоваться на всех этапах, но при условии, что они тщательно отобраны и соответствуют необходимым требованиям. На различных стадиях урока цели учителя при проведении игр могут меняться: в начале урока – фонетические игры, т.е. разминка артикуляционного аппарата и вовлечение ребенка в язык; в основной части – игры на использование коммуникативной грамматики и лексики, ролевые игры, направленные на снятие психологических барьеров и тренировку диалогов в различных ситуациях общения; в заключительной части – игры для закрепления и контроля знаний, умений и навыков.
Результативность
Создавая на уроке непринужденную игровую атмосферу, мы побуждаем в детях активность, которая из игровой постепенно переходит в учебную. Эффективность использования игр на уроках английского языка доказывают контрольные тесты, проводимые мною во 2-4 классах. Качество обучения увеличилось на 20%. Переходя в среднее звено, мои ученики участвуют в школьном туре всероссийской олимпиады по английскому языку и занимают призовые места. 2009 год: 6 класс – 1 место; 2010 год: 5 классы – 1, 2 место; 6 классы – 1, 3 место, 7 классы – 1 место.
У детей появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, заметно повышается мотивация к изучению иностранного языка, происходит активизация мыслительной деятельности, ученики достаточно легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал. Таким образом, игра помогает сделать скучную работу более интересной и увлекательной, способствует развитию языковых и коммуникативных умений, формированию речевых навыков, а также служит для психологической разрядки на уроке (Приложение 5). Планирую создать копилку обучающих компьютерных игр на английском языке.
Данный опыт может быть использован не только учителями английского языка, работающими в начальной школе, но и учителями среднего звена. А так же учителями-предметниками младшего и среднего звеньев для активизации познавательного процесса, используя в игровых упражнениях материалы своего предмета.