Доклад по английскому языку на тему Игровая деятельность на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста
Игровая деятельность на уроках английского языка
как средство формирования
познавательной активности у учащихся
младшего школьного возраста
В зоне особого внимания оказалось обучение иностранным языкам в начальной школе, которое позволяет в благоприятные для речевого развития сроки сформировать интерес учащихся к изучению иностранных языков, развивать мышление, воображение, память и другие психологические функции учащихся, вовлечённые в процесс развития речи.
Одной из ведущих тенденций современной методики обучения иностранному языку является поиск таких методов обучения, которые наиболее полно соответствовали бы поставленным целям. На мой взгляд, использование игрового метода обучения, как достаточно интересного и эффективного в организации учебной деятельности учащихся, помогает решать важные методические задачи.
Использование игры помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Игровая деятельность не только организует процесс общения на данном языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, проявляя свои интеллектуальные способности, как в игре.
При подходе к обучению иностранным языкам с использованием игровых ситуаций находит воплощение идея системной интеграции. Для реализации этого подхода учителю необходимо овладеть приёмами интеграции, т.е. соединение речи и: а) наглядных средств; б) пантомимы; в) музыки; г) положительных эмоций.
Возможны и различные комбинации из вышеназванных сочетаний.
Игровая форма занятия создаётся на уроке при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся. Ситуация может напоминать драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игрового занятия ситуация может проигрываться несколько раз, и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры основана на реальной жизни.
Стихи и рифмы используются для практики звуков, ритмов и ударения, иногда для тренировки грамматической и лексической модели или для заучивания отдельных слов.
Рифмовки часто имеют повторяющиеся слова или звуки, естественный ритм, в них есть элемент веселья и игры с языком. Дети на данной ступени обучения отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка.
Они легко и прочно запоминают небольшой по объёму языковой материал и хорошо его воспроизводят. Также в этом возрасте преобладает непроизвольное запоминание: хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик.
Как образом работать с рифмовками?
Учащимся предлагается прослушать рифмовку и выполнить следующие задания:
1)повторить рифмовку в определённом ритме;
2)выявить знакомые и незнакомые слова;
3)найти звуки, произнести их, написать транскрипцию;
4)повторение и постепенное добавление слов из рифмовки с соответствующим звуком;
5)проговорить рифмовку хором и индивидуально, корректируя ошибки в произношении;
6)проговорить рифмовку самостоятельно;
7)проиллюстрировать или драматизировать рифмовку.
Разученные рифмовки используются на последующих уроках на этапе Warming-Up.
Приём Rhyme Time организовать соревнования между командами на лучшее произношение того или иного четверостишия, а также на лучшую иллюстрацию к рифме.
Эта игра способствует постановке правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных звуков и расширения лексического запаса учащихся начальной школы.
Все дети любят стихи, им нравится их повторять снова и снова. Стихи облегчают запоминание слов, словосочетаний, речевых оборотов, помогают справиться с трудностями английской грамматики.
Разучивание стихотворений с учащимися и их разыгрывание по ролям в классе позволяет решить сразу две задачи: дополнительно поработать над произношением учащихся и создать на уроке атмосферу непринуждённости. Работая со стихами, мы можем скорректировать произношение на этапе формирования речевых навыков и умений.
Работа со стихами:
- стихотворение произносится учителем в определённом ритме и сопровождается действиями, иллюстрирующими содержание;
- учитель произносит стихотворение, дети повторяют движения за учителем;
- вычленяются новые слова, звуки, рифмующиеся слова;
- стихотворение повторяется, учащиеся иллюстрируют движения, произнося слова шёпотом;
- стихотворение проговаривается хором, построчно, рядами, парами.
- учитель иллюстрирует движения, а дети комментируют движения; - в качестве творческого задания предлагается нарисовать или драматизировать стихотворение.
Рассказывая стихотворения, рифмовки, исполняя песенки на английском языке, играя в различные игры, дети сравнивают эти произведения с известными им явлениями родной культуры, выявляя черты сходства и различия.
Игра может быть использована в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным приёмом для повторения уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке.
Игры помогают сделать скучную работу более интересной и увлекательной, способствуют развитию языковых и коммуникативных умений, формированию речевых навыков, а также служат для психологической разрядки на уроке.
МОЗАИКА
Цель: тренировка грамматического материала: предлоги места.Задача: сгруппировать слова в предложения, согласно картинкам.Ход игры: беру соответствующую теме картинку, разрезаю её на 3,4,5 равных частей и на обратной стороне картинки пишу предложение. При прохождении темы «предлоги» пишу: E.g. The bear is on the table. Дети стараются собрать предложение, если предложение правильно понято, картинка складывается.
ВОССТАНОВИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цель: тренировка навыка грамматического конструирования предложений.Задача: научиться восстанавливать предложение, соблюдая правильный порядок слов.
Ход игры: учащимся предлагаются предложения, где нарушен порядок слов. Прочитав все слова, составляющие предложение, дети, опираясь на полученные знания, восстанавливают его. E.g. am, I, the, boy, tallest, class, my, in. (I am the tallest boy in my class)
ВИТРИНА
Цель: тренировка лексико-грамматического оформления монологических высказываний.
Задача: сравнить рисунки, используя грамматические конструкции: there is/are.
Ход игры: учащимся предлагается сравнить два рисунка, на которых изображена одна и та же витрина с продуктами. Необходимо найти различия между ними, назвать их, используя грамматическую конструкцию: there is/are.
РАССЕЯННЫЙ КАРЛСОН
Цель: тренировка в использовании отрицательной формы соответствующих глаголов.
Задача: научиться использовать в речи отрицательные предложения в Present Simple.
Ход игры: в гости к детям приходит Карлсон или Незнайка, который постоянно в чём-то ошибается. Задача детей исправить ошибки, научить Карлсона или Незнайку правильно говорить. E.g. Карлсон: Monkeys don’t like bananas. Children: Monkeys like bananas, etc.
ЖМУРКИ
Цель: отработка употребления глагола to be; отсутствие неопределённого артикля перед именами собственными.
Задача: научиться использовать глагол to be в вопросительных предложениях, а также в кратких ответах.
Ход игры: играют одновременно человек десять. Водящий постоянно спрашивает “Where are you?”, а все вразнобой, иногда меняя голоса, кричат: “I am here”. Но вот водящий поймал «жертву».
It: Are you Lena?
Lena: Yes, I am (Лена стала водить).
It: Are you Misha?
Misha: No, I am not. ( Лена продолжает водить.) и.т.д.
“I SPY MY LITTLE EYE”
Цель: отработка общих вопросов.
Задача: постановка общих вопросов в игровой ситуации.
Ход игры: ведущий задумывает предмет, остальные учащиеся, задавая вопросы, должны отгадать его. E.g. используются только предметы, находящиеся в классной комнате. Загадав предмет, ведущий начинает с присказки “ I spy with my little eye something beginning with…. “ и далее называется первая буква задуманного слова, “например: …. beginning with D”.
Is it a door? No, it is not.
Is it a desk? Yes, it is.
Отгадавший получает очко и право загадать предмет. Правила игры можно изменять в зависимости от темы урока.
«НЕЗАКОНЧЕННЫЙ РИСУНОК»
Цель: практика лексического материала и глагола to be.
Задача: развитие образного мышления и воображения.
Ход игры: учитель начинает рисовать предмет и просит детей отгадать, что он пытается изобразить: Look! What this?
-It is a pen.
-No, try again.
-It is a ruler.
-Yes, that’s right.
«ПРЯТКИ»
Цель: отработка предлога места.
Задача: научиться расспрашивать одноклассника в рамках предлагаемой ситуации.
Ход игры: выбирается водящий. Необходимо «спрятаться» мысленно за одним из предметов комнаты, изображённой на картинке. Водящий пишет на листочке, куда он «спрятался» и отдаёт учителю. Чтобы было больше похоже на настоящие прятки, класс читает присказку:
“Bushel of wheat, bushel of clover;
All not hid, can’t hide over.
All eyes open! Here I come.
1st : Are you behind the bed?
2nd: No, am not и.т. д. Угадавший получает очко и право «спрятаться».
“What do I do?”
Цель: употребление вспомогательного глагола do при постановке вопросов в Present Simple.
Задача: умение выражать предположение, используя вопросительные предложения в Present Simple.
Ход игры: на доске вывешивается плакат:
1. I like History best of all.
2. I like Math best of all.
3. I like sport best of all.
4. I like Literature best of all.
Учитель предлагает одному из учащихся выбрать одно предложение. Класс должен угадать, что выбрано, задавая вопросы:
-Do you like History?
-No, I don’t.
-Do you like sport?
-Yes, I do.
Отгадавший получает очко и право загадать самому. Кроме предложений с глаголом like, в игру можно включать другие предложения, характеризующие деятельность человека:
-I walk to school in the morning.
-I drink milk every day, etc.
«КОШКИ-МЫШКИ»
Цель: тренировка лексического материала по теме.
Задача: научиться соотносить новую лексику с соответствующими изображениями.
Ход игры: на доску или на стену вывешивается как можно больше слов с новым лексическим материалом, детям раздаются картинки с соответствующими словами. Учащиеся встают в круг и, передвигаясь по кругу, произносят:
-Listen! Listen!
-Cat is coming!
-Quickly, quickly!
-Mouse is running!
Когда рифма завершается, учителем называется одно слово по данной теме, дети с соответствующей картинкой бегут к доске и прикрепляют к графическому изображению данной лексической единицы.
«Whole class Melee»
Цель: обучение говорению по теме «Знакомство»
Задача: умение использовать в речи активную лексику по теме «Знакомство».
Ход игры: учащимся предлагаются карточки с легендой, содержащей имя, возраст, номер телефона. Дети читают, переводят и начинают двигаться по классу, пытаясь найти своего близнеца, при этом задают вопросы: What’s your name? How old are you? What’s your telephone number?
«ПЕРЕДАЙ БУКВУ»
Цель: закрепление графического изображения слов по пройденной теме.
Задача: умение письменно фиксировать усвоенный материл (The ABC).
Ход игры: дети делятся на две команды. Ведущий рисует букву на спине последнего участника команды, этот учащийся рисует заданную букву на спине впереди стоящего и т. д. Буквы вслух не произносятся. На доске, в конце состязания, должно появиться слово из темы, которая изучается на данном этапе.
«ЦЕПОЧКА»
Цель: тренировка числительных (времён года, месяцев, дней недели).
Задача: умение использовать в речи активную лексику по предлагаемой теме.
Ход игры: учитель бросает мяч одному из учеников и говорит: «One». Ученик ловит мяч, говорит: «Two», и т. д. Когда ученики доходят до последней цифры, которую они знают, счёт начинается сначала. Допустивший ошибку платит «фант».
«Simon says»
Цель: тренировка лексического материала по пройденным темам.
Задача: развитие внимания в процессе отработки лексики.
Ход игры: ведущий стоит лицом к классу и говорит фразу: «Simon says: “Say cheese”. Участники должны выполнить команду, только если есть вступительная фраза «Simon says».
«Укрась слово»
Цель: развитие образного мышления, воображения, ассоциативного процесса и общую информативность учащихся.
Задача: подобрать к предлагаемому существительному прилагательные.
Ход урока: игру можно проводить при введении, закреплении или контроле лексики.
Учащимся предлагается подобрать к существительному как можно больше прилагательных. E.g.: A cat kind, nice, cunning, small, big, clever, clean, beautiful, brown, etc.
«Охотники»
Цель: тренировка лексического материала по теме, произношение звуков, нахождение соответствующих транскрипционных значков.
Задача: умение соотносить графическое изображение слова с его транскрипцией.
Ход игры: на доске слова в транскрипции. Вызываются 2 охотника, у каждого своя «сумка». Учитель называет слово, дети ищут транскрипцию. Кто первым нашёл слово, тот снимает с доски «добычу» и кладёт в свою «сумку». Побеждает тот, кто набрал больше карточек. Победитель демонстрирует свою «добычу» ребятам, доставая карточки из сумки и читая их.
«Отгадай»
Цель: тренировка лексического материала, а также грамматического материала (в данном случае - постановка вопросов).
Задача: умение выражать предположения, используя вопросительные предложения.
Ход урока: до урока, чтобы не видели дети, прячется игрушка (белый зайчик) в сумку. Дети отгадывают, какая игрушка была спрятана.
Children: Is it a bear (a crocodile, a frog….)?
Teacher: What colour is it?
Children: Is the hare grey (black, green….)?
Наконец, когда дети отгадывают, вынимается из сумки игрушка.
«Цепочка»
Цель: семантизация лексики.
Задача: умение использовать лексику по теме в игровой ситуации.
Ход игры: выбирается определённый круг предметов, например, продукты питания. Игра проходит по цепочке, в быстром темпе. Учитель называет один из продуктов питания-butter- и обращается к одному из игроков. Тот называет другой продукт питания и обращается к следующему и т. д. Тот, кто замедлит или не сможет назвать продукт питания, выходит из игры.
«Цифры»
Цель: повторение количественных числительных.
Задача: умение воспринимать на слух поставленную задачу и правильно выполнять.
Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразнобой одинаковое количество цифр. Учитель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.
«Цвета»
Цель: закрепление по пройденным темам.
Задача: умение называть предметы по предложенной теме.
Ход игры: учащимся предлагается назвать предметы одного цвета. Выигрывает та команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т. д. одного цвета.
«Расшифруй названия животных»
Цель: тренировка в написании английских слов по теме.
Задача: умение графически правильно изображать слова по изученным темам.
Ход игры: учащимся предлагаются слова, где буквы стоят в неправильном порядке, дети должны догадаться о значении слова и поставить буквы в правильном порядке.
E.g.: God (dog), noil (lion), gerti (tiger), nomeky (monkey), omuse (mouse), tac (cat).
«Превращение»
Цель: развитие лексического навыка.
Задача: развитие общей информативности учащихся.
Ход игры: учащимся предлагается изменить только одну букву, чтобы получилось из одного слова другое. E.g.: Boy-bay-may-man.
«Антонимы»
Цель: тренировка и закрепление лексического и грамматического материала.
Задача: умение подбирать слова-антонимы к предложенным словам.
Ход игры: учитель называет слово и бросает мяч одному из участников. Задача ученика -назвать слово с противоположным значением.
E.g.: black-white, slim-fat, thin-thick.
«Вежливые отгадки»
Цель: закрепить умение находить слова для похвалы конкретного человека.
Задача: умение выражать своё отношение к определённому человеку, используя описательные прилагательные.
Ход игры: дети становятся в круг, выбирается водящий, он встаёт в середину круга и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая:
Раз, два, три, четыре, пять,
Постарайся угадать,
Кто тебя сейчас похвалит,
Комплимент тебе подарит.
С последним словом дети останавливаются, учитель дотрагивается до одного из них. Он (она) произносит медленно похвалу. (You are nice. You are kind. What a good boy you are!). А водящий должен угадать, кто это произнёс. Обучение детей способам выражения доброго отношения к людям приводит к качественным изменениям в характере общения детей друг с другом и с окружающими: они становятся дружелюбнее, реже наблюдаются отрицательные оценки в адрес товарищей, чаще - случаи похвалы и одобрения.