ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ


ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Уколова М.Н.
INCREASE MOTIVATION TO LEARN ENGLISH THROUGH RESEARCH ACTIVITIES OUTSIDE OF SCHOOL TIME.
Ukolova M.N.
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме повышения мотивации к изучению английского языка. Особое внимание обращается на необходимость использования исследовательской работы в учебном процессе.
The article is devoted to the actual problem of motivation for learning English. Particular attention is drawn to the need for research work in the educational process.
Ключевые слова: мотивация, исследовательская деятельность, саморазвитие, активность, самостоятельность, приметы и суеверия.Motivation, research, self-development, activity, independence, omens and superstitions.Главной задачей, стоящей перед образовательной школой на современном этапе, является поиск оптимальных путей повышения мотивации при изучении иностранных языков. Чем выше мотивация обучающихся, тем плодотворней будет изучение языка. Взяв во внимание изменившийся статус иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, современная методика предполагает необходимость использования исследовательской деятельности.
По мнению И.А. Зимней и Е.А. Шашенковой, «исследовательская деятельность» — это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяет специфику и сущность этой деятельности» [1].
  Профессор А.И. Савенков  даёт другое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления» [3]. Он подчёркивает, что в фундаменте исследовательского поведения лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределённой ситуации.
Таким образом, исследовательская деятельность по сути своей предполагает активную познавательную позицию, связанную с осмыслением и творческой переработкой информации.
Исследовательская деятельность позволяет обеспечить перевод обучения на субъект-субъектную основу, обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Другими словами, научит его добывать необходимые знания самостоятельно использовать их по назначению. Эта черта личности и поможет молодому человеку стать компетентным во всех отношениях, а значит легко самореализоваться. Как отмечают В.А. Болотов, В.В.Сериков, «компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта».
Основной целью исследовательского обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволит:
- повысить мотивацию изучения предмета;
- повысить качество знаний;
- повысить уровень образовательного процесса в целом.
Образовательная и воспитательная ценность заключается в метапредметных связях, которые способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу.
В качестве примера приведём фрагмент исследовательской работы ученицы 7 класса «Лингвокультурологические особенности примет и суеверий в английском и русском языках».
Глава 1. Приметы и суеверия в английском языке.
Многообразие и значение примет и суеверий в английском языке.
Английские пословицы, дословно переводящиеся на русский язык и полностью соответствующие русским эквивалентам.
Перевод этих пословиц абсолютно сходится с русским вариантом. Например: - Примета: Bad luck: «The number thirteen is very unlucky (and Friday the 13th is a very unlucky date)» [4]. Перевод: Число 13 очень несчастное (и пятница 13ое – очень несчастная дата).
Аналог в русском языке: Пятница 13 к несчастью.
- Суеверие: «Never get out of bed with your left foot first or you will have bad luck all day». Перевод: Никогда не вставать с постели с левой ноги или вас ждёт невезение весь день.
Аналог в русском языке: Никогда не вставай с кровати с левой ноги – весь день неприятный будет.
Из этой группы мы видим, что в английском языке есть приметы и суеверия абсолютно совпадающие с русскими и по смыслу и значению, и по форме.
Глава 2. Сравнительный анализ пословиц и поговорок в русском и английском языках.
2.1. Временный аспект пословиц и поговорок в русском и английском языках.
Проанализировав 44 пословицы и поговорки, выяснилось, что в большинстве английских пословиц употребляются условно- придаточные предложения в настоящем простом времени (Present Simple). Например:
The number thirteen is very unlucky. – настоящее время.
If you wear new shoes on Christmas Day, it will bring you bad luck. – условно – придаточное предложение.
If you cry on New Year’s Day, you will be crying all the year. - условно – придаточное предложение.
Из 44 проанализированных пословиц и поговорок 43 употребляются в настоящем простом времени в английском языке.
Значимость данной работы заключается в том, что значение фольклора, например, примет, суеверий, сказок, народных песен и легенд, расширяет представление о стране, обогащает мировоззрение, повышает интерес к культуре и обычаям другой страны.
Таким образом, исследовательская деятельность не ограничивается приобретением учащимися определённых знаний, умений и навыков, а выходит на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся к предмету, развиваются их интеллектуальные и личностные качества. А так как ученик совершает самоценную образовательную деятельность, он саморазвивается, самовыражается как личность, что имеет огромное значение в повышении его самооценки.
Всё сказанное позволяет сделать вывод, что в процессе работы учащиеся не только узнали что-то новое по теме исследования, но и с большим желанием стали готовиться к урокам английского языка по школьной программе.
ЛитератураЗимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск., 2001, 234с.
Cавенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: ИФ «Сентябрь», 2003, 235с.
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе \\ Педагогика. – 2003. - №10. – с.8-14.
Биболетова М.З., Трубанёва Н.Н. Английский язык: Английский язык с удовольствием\ Enjoy English: учебник для 7 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2012. – 160 с.: ил.с.