Презентация к уроку по технологии Отделка буфами
План урока
1.Организационный момент.
1.1. Приветствие.
1.2. Проверка присутствующих учащихся.
1.3. Сообщение темы урока.
2. Активизация опорных знаний.
2.1. Устный опрос.
2.2. Представление ученической презентации
на тему «Отделка одежды»
3. Изложение нового материала.
4. Актуализация полученных знаний.
Учебная игра: «Кто быстрее и умнее»
5. Обобщение полученных знаний.
Конспектирование тезисов.
6. Проверка усвоения полученных знаний.
Самостоятельная работа по карточкам.
7. Изложение нового материала.
8. Мотивация учебной деятельности.
Выступление творческой группы.
9. Закрепление нового материала.
Просмотр фрагмента учебного фильма.
10. Отчет творческих групп.
11. Закрепление нового материала.
Устный опрос.
Итоги урока
Рефлексия
Сообщение оценок за урок.
Сообщение домашнего задания.
Прекрасное не может быть познано,
его необходимо чувствовать или создавать.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В одежде старайся быть изящным, но не щеголем;
признак изящества – приличие,
а признак щегольства – излишество.
Сократ
Ход урока
1.Организационный момент.
1.1. Приветствие.
1.2. Проверка присутствующих учащихся.
1.3. Сообщение темы урока.
Преподаватель:
Тема сегодняшнего урока: «Отделка одежды буфами».
Цель – закрепить знания по теме «Отделка одежды» и изучить тему «Отделка одежды буфами».
У вас на столах опорные конспекты и рабочие тетради. (Приложение №1).
2. Активизация опорных знаний.
2.1. Устный опрос.
Преподаватель: Что такое одежда? Это только способ прикрыть свое тело? Или способ покрасоваться перед остальными? Или способ самовыражения? Каждый решает это для себя сам.
1 Вопрос: Какая должна быть одежда?
Предполагаемый ответ: Одежда должна быть удобной и красивой.
2 Вопрос: В чем заключается утилитарная функция одежды?
Предполагаемый ответ: Утилитарная функция одежды - защищать человека от воздействия окружающей среды.
3 Вопрос: В чем заключается декоративная функция одежды?
Предполагаемый ответ: Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки.
4 Вопрос: Дать определение термину «отделка».
Отделка это дополнение, украшение костюма.
5 Вопрос: Может ли отделка одежды носить функционально – декоративный характер, то есть совмещать практичный и декоративный смысл.
Предполагаемый ответ: Отделка может носить функционально – декоративный характер. Например, пуговицы, их чаще всего используются для скрепления деталей и, одновременно, для украшения изделия.
6 Вопрос: Приведите еще примеры.
Предполагаемый ответ: Отделка изделий машинной строчкой. Строчка не только подчеркивает рельефы и края деталей, но одновременно придает изделию большую устойчивость и способствует сохранению формы.
7 Вопрос: Приведите еще примеры.
Предполагаемый ответ: Использование наружных молний. Они служат для застегивания и для украшения. Например, в плащах-трансформерах, куртках – косухах. Эта декоративная деталь сейчас в моде. Даже в вечерних платьях на спинке может быть настрочена наружная молния.
2.2. Представление ученической презентации
на тему «Отелка одежды»
Преподаватель: Презентацию и доклад по теме «Отелка одежды» подготовила Дуйловская Надя.
Презентация: «Отделка одежды»
Ученик: Отделка может присутствовать или отсутствовать в костюме. В истории одежды были периоды, когда отделка являлась основной, главенствующей частью композиции, а линии становились как бы второстепенным элементом, фоном. Рюшки, бейки, защипы, кантики, тесьма, бантики, пряжки, кисти, пуговицы чередовались с бисером, стеклярусом, кружевом, мехом и цветами, причем одновременно применяли самые разнохарактерные отделки в одном и том же изделии.
Для каждого этапа моды характерны свои, присущие ему виды отделок и способы их применения.
Отделка может носить функционально – декоративный характер. Это совмещение практичного и декоративного смысла элемента. Например, пуговицы, их чаще всего используются для скрепления деталей и, одновременно, для украшения изделия.
Отделка машинной строчкой я не только подчеркивает рельефы и края деталей, но одновременно придает изделию большую устойчивость и способствует сохранению формы.
Отделка может быть п о с т о я н о й Вышивка, мережка, кант, аппликация, пуговицы. и с ъ е м н о й, которую можно варьировать и изменять.
Вставки, воротники, манжеты, пояса, банты, жабо галстуки, кокильё, цветы.
При съемной отделке одно и то же платье может иметь различное назначение (платье с вариантами). Украшения и отделки разнообразят одежду. Несколько даже мелких штрихов могут полностью изменить стиль и «настроение» костюма. Так, вы можете сшить два платья по одной выкройке, но об этом никто не догадается, если они будут из разных тканей и украшены по-разному: например, в одном варианте машиной строчкой, в другом стеклярусом. Так, если использовать нарядную отделку, то скромный костюм будет выглядеть, как нарядный.
3. Актуализация полученных знаний.
Преподаватель: Для закрепления изученного материала давайте сыграем в небольшую игру «Кто быстрее и умнее». Условия: вы поочереди быстро называете по одному элементу отделки одежды. Кто назовет их большее количество, тот победитель.
Предполагаемые ответы: мех, трикотаж, кожа, замша, перья, фурнитура (пуговицы, пряжки, крючки, молнии), машинные строчки, сутаж, тесьма, шнур, кант, вышивка, аппликации, заклепки, фестоны, мережки, кружево, бисер, стеклярус, паетки, кисти, бахрома, цветы, ленты. Применяют: защипы, буфы, бейки, рюши, воланы, оборки, плиссе, рулики, фестоны, съемные детали (галстуки, банты, пояса, жабо, кокильё).
4. Обобщение полученных знаний.
Робота с конспектами.
Преподаватель: Использование декора может быть удачным, если он способствует созданию целостного, гармоничного, оригинального костюма, который соответствует требованиям моды. Давайте обобщим требования, предъявляемые к отделке одежды. Их можно представить в виде схемы.
Вот основные тезисы:
(озвучиваются тезисы, на экране высвечивается схема)
Отделка должна:
1. Соответствовать назначению костюма;
2. Быть в одном стиле с изделием и с другими елементами отдеки, не выглядеть чужой, случайной;
3. Подчеркивать форму костюма, гармонировать с ней,, должна быть увязана с линиями, формами,
4. Быть умеренной, иметь достаточно свободного фона, чтобы придать простоту и благородство отделке;
5. Соответствовать фактуре и пластическим свойствам материала;
6. Гармонировать по цвету с изделием;
7. Быть эмоциональным и композиционным центром всего костюма, чтобы привлечь к себе внимание, соответствовать моде;
8. Соответствовать индивидуальности человека и его возрасту.
Откройте опорные конспекты и законспектируйте эти тезисы в своих тетрадях.
Кількість правильних відповідей
Оцінка
16 правильних відповідей
10 балів
15 відповідей
9 балів
14 або 13
8 балів
12 або 11
7 балів
10 або 9
6 балів
8 або 7
5 балів
6 або 5
4 бала
4 або 3
3 бала
2 або 1
2 бала
5. Проверка усвоения полученных знаний.
Самостоятельная работа по карточкам.
Преподаватель: Для закрепления и проверки знаний по теме «Отделка одежды» проведем самостоятельную работу. В карточке приведены характеристики и варианты названий отделок. Впишите правильные ответы в свободные ячейки, рядом с соответствующим описанием элемента. Для удобства выбранный ответ вычеркивайте из списка вариантов.
Проверка: Проверим ответы методом самоконтроля. Если вы правильно выполнили задание, то ответы будут располагаться в алфавитном порядке. Также вы можете сопоставить номера вопросов и ответов – запись на доске. Отмечайте правильные ответы «+». Оцените свои работы по оценочной шкале.
6. Изложение нового материала.
Преподаватель:
Давайте познакомимся с отделкой буфами. Обратите внимание на то, как используется отделка буфами в швейных изделиях.
Показ презентации: «Использование буф в отделке»
«Буфами» или «вафлями» называют складки на одежде, которые располагаются рядами. Их история начинается еще в 18 веке, когда женщины просто обожали платья с буфами. Само слово «буф» происходит от французского bouffer, что означает топорщиться. Первоначально такими декоративными деталями украшались вечерние платья из дорогих бархатных и шелковых тканей. Все это великолепие объема, формы и узора придавало нарядам поистине королевский шик. Портнихи шили эти блистательные платья по индивидуальному заказу и буфы изготавливались исключительно вручную. Иногда на платье затрачивалось 10 -12 метров ткани. Мода [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] приходит и уходит, но никогда не будет забыта. Благодаря буфам любое изделие может получить "изюминку". Современные дизайнеры используют отделку буфами как в одежде так и в дизайне штор и предметов интерьера.
7. Мотивация учебной деятельности. Выступление творческой группы.
Преподаватель: В нашей аудитории было организована творческая группа. Учащиеся исследовали тему, и сегодня представят нам свои разработки. Задача, поставленная перед группой:
проанализировать технологию изготовления буф;
дать рекомендации для их обработки;
предложить, как в костюме используються элементы отделки буфами.
О рекомендациях по изготовлению буф нам расскажут участники творческой группы.
Выступление 1 ученика:
«Инструменты для разметки и рекомендуемые ткани»
Чтобы наметить знаки на ткани можно применять классические приспособления, такие как мел, мыло, карандаш.
Однако для наметки линий бывает сложно использовать мел и мыло, т.к. они растираться и могут быть незаметны, а карандаш может оставить грязные следы.
Очень хорошо пользоваться для разметки специальными самоисчезающими маркерами, а также смываемыми акварельными карандашами и фломастерами.
Для прозрачной ткани и кружева можно порекомендовать прозрачную ленту удобное вспомогательное средство для перенесения меток. Ленту наклеивают на лицевую сторону ткани и поверх нее наносят меловые знаки. Когда метки становятся ненужными, ленту отрывают.
На темных тканях разметка может стать большой проблемой. Рекомендуется в этом случае сделать разметку нитками. Можно прошить разметку по шаблону шерстяной шершавой ниткой (она не выпадает в процессе шитья), затем разрезать перемычки нитки и снять шаблон. На изнанке появится силки разметка.
Ткани. Теперь подберем ткань. Лучше, если будет однотонная, немнущаяся, которая хорошо драпируется, чтобы складочки получились красивые. Расход ткани на буфы обычно вдвое или в трое больше площади участка в готовом виде. Ткани предпочтительно ворсовые или шелковые, с разным цветом основы и утка, с хорошей драпируемостью.
Показ презентации: «Инструменты для разметки и рекомендуемые ткани», образцы.
Выступление 2 ученика:
«Шаблоны и разметка»
При разметке буфов удобно пользоваться шаблонами. Шаблоны [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в интернете или изготовить самостоятельно.
А) Шаблоны для буфов: 3D.
Зарисовать схему на компьютере в графическом редакторе, а затем вырезать на плоттере на прочной плёнке. Ширина прорезей соответствует ширине стержня маркера для ткани.
Б) Шаблон из бумаги
Возьмите лист бумаги и расчертите его на квадратики. Чем меньше квадрат, тем мельче будет драпировка.
Можно просто взять линейку и провести параллельные линии вдоль и поперек.
Теперь прочертим диагонали по схеме.
Теперь нужно сделать вырезы, чтобы удобнее было чертить. По краю вырезаем треугольники.
Вырезаем маникюрными ножницами или канцелярским ножом прорези около внутренних диагоналей.
В) Можно обойтись без шаблонов.
Нужно выбрать линейку и по желаемой ширине и наносить разметку прямо на ткани.
Разметка. Разметку наносят справа налево и сверху вниз (и наоборот, если вы левша). В этом случае не будет размазываться маркер по поверхности.
В зависимости от рисунка, буфы размечаются с лицевой или изнаночной стороны ткани так, чтобы следы разметки потом можно было удалить. Чтобы не запутаться, размечайте не только точки, но и диагональные линии, которые их соединяют. Лучше отступить от края на 5 - 8 см. Прикладываем шаблон и наносим линии, постепенно передвигая его. Четкость и привлекательность рисунка зависит от того, насколько параллельны будут ряды точек и выдержано расстояние между ними. Параллельность должна сохраняться по отношению к основным и уточным нитям материала.
Показ презентации: ««Шаблоны и разметка», образцы.
Выступление 3 ученика:
«Изготовление буф»
Иглу для сшивания буф лучше взять длинную, чтобы удобно было провести её от одной до другой точки. Нитки подбирают в цвет ткани. Направление шитья выбирают «ёлочкой» - «снизу слева – вверх – направо», начинают с нижнего левого края полотна. В этом случае вы будете держать левой рукой изделие за уже прошитые буфы.
Закрепляем две точки на ткани вместе 3-4 стежками, делаем петлю - закрепку, но нитку не отрезаем. Протягиваем нитку до соседней точки и повторяем: «3 стежка, закрепка». Продолжаем скреплять концы диагональных линий. Буфы собирают на нитку, причем иголкой захватывают за 1-2 ниточки ткани и вынимают иглу так, чтобы точка была посередине. Каждые две точки закрепляют парой стежков. Нитку натягивают не туго, чтобы полученные складочки закрепить, но так, чтобы их можно было чуть сдвинуть. Буфы получают из нескольких зигзагообразных вышитых рядов. Нитки, формирующие буфы, лягут зигзагом с изнаночной стороны.
Проще выполнять буфы, которые собирают с изнаночной стороны. Здесь главное - не оставить проколов с лица, и не страшно, если останутся следы разметки. При обработке буф на трикотаже, нитку можно распустить из полотна и следов соединения будет почти не заметно.
Некоторые варианты буф могут быть заутюжены. Тогда объем драпировок уменьшается, а четкость линий подчеркивается. Схем для выполнения буф очень много. И названия у них красивые: «Звезды», «Корзинка», «Цветы», «Листочки», «Сердечки», «Колоски», «Волны», «Цепочки», «Чешуйки», «Крестики», «Соты», «Пружинки», «Канадский смокинг».
Показ презентации: «Изготовление буф», образцы.
8. Закрепление нового материала. Устный опрос.
Преподаватель: Одежда, шторы, диванные подушки – где бы вы ни применили буфы – это будет шикарно! Давайте сделаем выводы: «Что необходимо знать о технике «буфы»?»
Вопрос: Что такое схема буф?
Предполагаемый ответ:
Схема буф состоит из параллельных рядов точек и направляющих линий, которые находятся друг от друга на одинаковом расстоянии.
Вопрос: Как нанести схему на ткань?
Предполагаемый ответ:
Схема наносится, чаще всего, на изнаночную сторону материала с помощью трафарета или линейки. Точки обозначают мелом, карандашом, но лучше всего специальным маркером.
Вопрос: Какие предъявляются требования к разметке буф? Предполагаемый ответ:
Параллельность рядов точек должна сохраняться по отношению к основным и уточным нитям материала. Четкость рисунка зависит от того, насколько параллельны будут ряды точек и выдержано расстояние между ними.
Вопрос: Как фиксировать буфы?
Предполагаемый ответ:
Места прокалывания иглой должно находиться посередине между двумя точками схемы. Два края нити необходимо соединять и скреплять закрепкой. Нитка не должна туго фиксировать, чтобы складочку можно было сместить.
Вопрос: Как поступают с нитками для сшивания с изнаночной стороны изделия?
Предполагаемый ответ:
С изнаночной стороны нитки, которые формируют буфы, не обрывают, а располагают зигзагообразным рисунком.
Вопрос: Какой расход материала для изготовления буф? Предполагаемый ответ:
Нужно взять отрез ткани вдвое или втрое больше, чем изделие в готовом виде. Это зависит от глубины складок. Предварительно лучше сделать образец и рассчитать расход ткани.
Вопрос: Какие советы вы можете дать для выполнения буфов с лицевой стороны ткани?
Предполагаемый ответ:
Места проколов иглой можно задекорировать бисером или бусинами.
Закрепление нового материала.
Просмотр фрагмента учебного фильма.
Преподаватель: Для закрепления информации об изготовлении буф давайте посмотрим учебный фрагмент видеофильма.
Отчет творческой группы.
На манекене представлено простое черное платье. Представители творческой группы продемонстрируют образцы съемных деталей, выполненные техникой буфы и охарактеризуют изменения в стиле костюма.
1 ученик
Наша группа представляет съемный шарф из белой шелковой ткани. Буфы изготовлены по схеме «Корзинка». Шарф придает костюму сложность и будет освежать лицо человека. Композиционный центр смещается в верхнюю часть костюма. Плечевой пояс зрительно увеличивается. Такой вариант рекомендуется для людей с узкой грудной клеткой и крупными бедрами. Съемные детали шарфов содержат в себе возможности использовать их отдельно от основного предмета. Каждое украшение подарит их владелице легкость, нежность и ощущение неповторимости.
2 ученик
Наша группа представляет съемный пояс из персиковой атласной шелковой ткани. Буфы изготовлены по схеме «Колос». Пояс застегивается на петли и пуговицы. Пояс можно зафиксировать на талии или на линии бедер. В зависимости от такого положения съемного пояса изделие расчленяется на разные пропорции, зрительно удлиняя или уменьшая части костюма. Эта элегантная деталь делает девушек с любой фигурой женственными и изящными, так как она подчеркивает талию, скрывает широкие бедра, а узкие наоборот визуально округляет
Пояс совершенно прекрасно смотрится как отдельный аксессуар, дополняющий образ и придающий ему изюминку. Контрастного цвета (или в тон ансамбля) можно надеть его к деловому платью - это придаст свежих ноток Вашему образу. Пояс можно взять с собой в сумочку и надеть ее вечером по какому-либо торжественному случаю. Надо не забывать, что массивные пояса полнят, поэтому ширину рассчитывают, исходя из роста человека: чем выше рост и стройнее фигура, тем шире пояс. Такой вариант рекомендуется для стройной фигуры или для людей с узкими бедрами.
3 ученик
В качестве отделки костюма могут применяться аксессуары в виде перчаток, шляпок или сумок.
Наша группа представляет сумочку-клатч из серебристой парчи. Буфы изготовлены по схеме «Цветы» и украшены бусинками. Объемный рельеф делает деталь более сложной и интересной. Наш серебряный клатч придает образу своеобразный шарм. Костюм принимает образ вечернего наряда. Образ может быть дополнен бижутерией. В таком костюме вы можете смело пойти на вечеринку или в театр. Клатч - модный и стильный женский аксессуар, которые не только незаменим в определенных случаях и образах, но и позволяет женщине почувствовать себя необыкновенно элегантной и по-настоящему женственной. Сумка-клатч способна привнести яркую изюминку и подчеркнуть Ваш стиль. Маленькая сумка-клатч не только украсит Ваш вечерний туалет, но и в зависимости от модели может замечательно дополнить Ваш повседневный образ.
Преподаватель: По результатам работы творческой группы можно сделать вывод:
Играя со съемными аксессуарами, можно каждый день выходить в свет в новом наряде, имея при этом всего несколько базовых вещей! Особенно красиво и выразительно смотрятся они с контрастной по цвету или фактуре одеждой, которая служит их фоном.
Конечно, воротнички, манжеты, баски, галстуки и другие аксессуары созданные известными брендами стоят совсем не дешево, однако, приятный момент заключается в том, что вы можете сделать такой аксессуар своими руками, причем не прилагая к этому слишком много усилий, ведь это совсем не сложно. Ваш образ станет незабываемым и сможет меняться по Вашему настроению несколько раз в день!
12. Итоги урока
12.1.Рефлексия
У вас на столах лежат цветные кружочки. Выберите цвет, который соответствует вашему впечатлению от урока.
Если было интересно на урок, вы во всем разобрались – желтый цвет.
Если были трудности, сомнения, сложности в понимании темы - синий цвет.
Если вы не разобрались в теме, было не интересно - бежевый цвет.
12.2. Сообщение оценок за урок.
12.3. Сообщение домашнего задания.
Выполнить по 1 образцу отделки буф из журнала «Схем буфов», который остается вам в подарок.
3) Соответствие форме, покрою, линиям
1) назначение
отделка
2) стиль
5) ткань
4) Умеренность
6) цвет
7) мода
8) Индивидуальность
15