Система оценивания знаний учащихся
Наверняка, каждый сталкивался с такой ситуацией когда ученики задают такой вопрос: « А почему у Петрова «пять», а у меня «четыре» или «А вот за, что четыре» Я задалась вопросом, от чего зависит действенность оценок? Как реализовать индивидуальный, дифференцированный подход к каждому ребенку?
Оценка знаний, умений учащихся является одной из основных элементов оценки качества образования. Оценивание знаний, умений – древний компонент педагогической технологии. Учащиеся усваивают знания, чтобы наилучшим образом подготовить себя к жизни, к дальнейшему образованию. Поэтому как для них, так и для учителя важно знать, как они овладели учебным материалом. В ходе проверки учитель стремится выяснить не только сам факт усвоения знаний детьми, но и насколько правильно воспринимают они материал, умеют ли мыслить, запоминать.
Я разработала свою методику оценивая результатов школьников. Во первых, раз в месяц ставлю две отметки за домашние работы: в тетради №1, в тетради №2. Каждый раз проверяя домашнее задания, на форзаце тетради ставлю отметку за домашнее задание, а в конце месяца ставлю средний балл в журнал. Если домашняя работа выполнена на не удовлетворительную отметку, учащийся может переделать и прийти с пояснениями пересдать домашнюю работу. Такой принцип работы, мотивирует учащихся на качественное и своевременное выполнение домашнего задания. Во-вторых, оценка работы учащихся на уроке должна складываться из оценивания каждого вида работы учащегося, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями. Оценка должна восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь педагогу, а как этап, на котором ученик может сориентироваться, насколько его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. На моем уроке при каждом ответе ученика оценивая его, я фиксирую при помощи знаковой системы полноту и правильность ответа:
«+» - полный, правильный ответ;
«+-» - допущена ошибка при ответе;
«-+»- при помощи учителя смог ответить;
«-» - не смог дать правильный ответ.
Ребята сами могут следить за динамикой своего ответа. Потому что при помощи данных не хитрых обозначений, они могут сами контролировать свой ответ на уроке.
В конце урока подвожу итог и ставлю отметку. И у ребят не возникает вопросов, почему именно эту отметку они получили.
Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. Выставляя отметку своему ученику, педагог оценивает не только знания, но так же мотивацию к учению, старания, усилия, творчество, так как оценка может носить комплексный характер. Одна из задач современной школы – это создание условий для успешного развития ребёнка, поэтому отрицательные отметки, как основной метод устрашения, должны остаться в прошлом. Положительная же оценка, отметка, как поощрение учащихся с учётом их собственных развивающихся критериев, способны создать педагогическую ситуацию успеха для каждого ученика на уроках.